Додому Новини АНТИПАСХА или ФОМИНА НЕДЕЛЯ

АНТИПАСХА или ФОМИНА НЕДЕЛЯ

11 апреля — Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Каждая неделя Великого Поста имела своё особое название. Также и сорокадневный пасхальный период состоит из седмиц, посвященных определенным евангельским событиям. Вторая неделя после Пасхи рассказывает о встрече апостола Фомы с воскресшим Христом. Если сейчас попросить обычных прохожих на улице попробовать вспомнить имена кого-нибудь из двенадцати апостолов, то в подавляющем большинстве они назовут Фому Неверующего. В действительности, имя апостола Фомы, с не очень лестным эпитетом, «Неверующий», знают многие. И это вполне заслуженно, ведь его роль в истории Церкви была уникальной. Выражение «Фома неверующий» вошло в поговорку — именно так мы привыкли говорить о людях, которые никому не верят на слово, и предпочитают всё проверять своим умом и личным опытом. И то, что в народе есть поговорка «Фома неверующий», лишний раз подтверждает тот факт, что апостолы были не ходульные вымышленные персонажи, а живые люди со всем запоминающемся своеобразием своих характеров. Наступающая неделя, которая еще называется «Антипасхой» как раз и раскрывает нам завесу тайны одного вопроса — почему апостол Фома был прозван «Неверующим» и как из неверующего он стал верующим? В день Своего воскресения Господь Иисус Христос трижды появляется зримым образом на людях. Его видят и с Ним разговаривают женщины, пришедшие рано утром на Его гроб, днём Он является двум путникам, идущим в селение Эммаус, а вечером, воскресший Иисус входит через запертые двери к собравшимся вместе Своим ученикам. Если до Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог, то после — Он открывается перед ними, прежде всего, как воскресший из мёртвых Человек. Чтобы убедить апостолов, что Он не мертвец и не призрак, Господь показывает им раны на Своём теле и вкушает вместе с ними пищу. Но в тот вечер среди учеников не было Фомы. Крестная смерть Учителя произвела на него удручающее впечатление, он пал духом и, видимо, решил, что ученикам уже незачем быть вместе, так как все кончено, и теперь каждый из них должен вернуться к прежней жизни. Но через некоторое время он встречает других апостолов и слышит от них, что они видели Господа. Он резко и решительно отказывается верить их словам. Не веря в воскресение Своего Учителя, он заявляет, что поверил бы этому только тогда, если бы не только видел своими глазами, но и осязал своими руками раны на теле Господа. И воскресший Христос, как бы отвечая на упорное неверие Своего ученика, снова является апостолам чудесным образом через закрытые двери в тот час, когда с ними был и Фома. Став среди них, как и в первый раз, совершенно неожиданно, Господь обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». И увидев распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и признал в нём Господа. Именно потому, что апостол Фома не поверил словам других апостолов, рассказавшим ему о том, как в его отсутствие им явился воскресший из мёртвых Христос он и получил прозвище «Неверующий». Он сомневался, не призрак ли видели они? И специально, для Фомы, а в его лице и для каждого сомневающегося, Господь вновь является после Своего Воскресения и даёт ему прикоснуться к Своему Телу. И тогда Фома, осязая реальную человеческую плоть, уверяется в воскресении Христа. Богочеловек, Сын Божий и Сын Человеческий участвует в Божественной славе. Так, благодаря сомнению Фомы, для людей приоткрылась тайна о спасении всего человеческого естества во Христе. И всё же, для того, чтобы обрести веру, Фоме потребовались внешние доказательства. Эта позиция очень близка современному рациональному подходу в отношении к Богу – «если не увижу — не поверю». И Господь, хотя и не осудил такое отношение, но дал ему Свою оценку: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны (то есть – достойны большей чести) невидевшие и уверовавшие». Так, Господь ставит выше ту веру, которая рождается от внутреннего сердечного чувства любви и доверия к слову и учению Христа, чем ту, которая вызывается чудом или внешними обстоятельствами. Церковное предание рассказывает ещё об одном эпизоде из жизни апостола Фомы, где он снова как бы заглядывает в мир недоступный простому разумению. После вознесения Христа, апостолу Фоме выпал жребий проповедовать Евангелие в Индии (так древние писатели называли вообще все южные страны Азии, от Персии до Китая). Весть об Успении Божьей Матери застала его как раз во время апостольской миссии. Хотя и пишется о том, что все апостолы были чудесным образом перенесены к Богородице, чтобы успеть проститься с Нею, но апостол Фома опять не оказался вместе со всеми. Предание рассказывает, что он опоздал и прибыл в Иерусалим уже на третий день после погребения Божьей Матери. Другой бы просто помолился и поплакал у гроба, куда положили Матерь Иисуса, но апостол Фома опять ищет большего — он просит, чтобы ему открыли погребальную пещеру и дали непосредственно поклониться и попрощаться с телом Богоматери. Наверное, он был столь неотступен, что все остальные апостолы согласились распечатать гробницу. А когда они уже вошли внутрь, то не увидели тела, а нашли там лишь одну погребальную плащаницу. Так, через апостола Фому, стало известно о телесном воскресении и взятии на небо Пречистой Девы Марии, что послужило ещё большему почитанию Божьей Матери. После этого события апостол Фома снова вернулся с проповедью о Христе в Индийские страны и там принял мученическую кончину в городе Малипуре за обращение в христианскую веру жены и сестры местного правителя. Живущие в Индии христиане до сих пор традиционно называют себя «христианами апостола Фомы». Хотя, наверное, все кто прошёл через искания и сомнения, побеждая своё неверие ревностью в поиске истины и упорством, мог бы тоже причислить себя к этому высокому званию учеников апостола Фомы. Сомнение Фомы вписано в историю человечества и стало нарицательным. Каждый из нас, в большей или меньшей степени, носит в себе частичку того самого Фомы неверующего. Но к каждому Господь готов снизойти и дать Себя почувствовать, было бы на то лишь желание человека. Имел его Фома и стал пламенным апостолом, просветившим своей верой многие страны. Неделя о Фоме свидетельствует еще и о том, что даже воскресшее и преображённое Тело Христово, несёт на Себе страшные раны, нанесённые Ему людской злобою. И пока на земле останется хотя бы один грешник, эти раны будут открыты и это — свидетельство бесконечной любви Христа к своему заблудшему созданию. «Господь мой и Бог мой!», — воскликнул уверовавший Фома, а вслед за ним это может повторить каждый, для кого любовь побеждает ненависть, для кого Христос преобразил мир временной земной жизни в переход к вечной жизни. Эту Пасху (в переводе с древнееврейского «переход») и празднует Церковь, вспоминая в эти дни торжествующее свидетельство о воскресшем Боге апостола Фомы. Диакон Георгий Скубак