Додому Новини По случаю начала Апостольского Поста Правящий Архиерей обратился к православным христианам Днепропетровской...

По случаю начала Апостольского Поста Правящий Архиерей обратился к православным христианам Днепропетровской епархии с архипастырским посланием

С сегодняшнего дня, 20 июня 2011 года, у православных христиан начинается Апостольский пост, называемый еще Петровским или пост Пятидесятницы. Он продлится до 12 июля — дня памяти святых Первоверховных Апостол Петра и Павла. Данный пост установлен в память о святых апостолах, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Святой Иоанн Златоуст свидетельствовал, что «Апостолы почти всегда постились». Молитвой и постом они готовились к сошествию Святого Духа, к проповеди Евангелия. Поэтому и Церковь призывает верующих молитвой и постом подражать апостолам и таким образом готовиться к их празднику. Пост святых апостолов своей историей уходит в первые века христианской веры. С IV века о нем есть свидетельства святого Афанасия Великого и святого Амвросия Медиолянского, а с V в. – Святого Льва Великого и Феодорита Кирского. Древнейшее свидетельство о Петровке дает святой Афанасий Великий († 373). Согласно свидетельствам IV века, в Александрии, Иерусалиме и Антиохии пост Апостолов был связан с Пятидесятницей, а не с праздником святых апостолов Петра и Павла. В первые столетия после Пятидесятницы была, как правило, одна неделя радости, а затем – одна неделя поста. Петровский пост вошел в практику Церкви не путем закона, а через обычай. По этой причине долгое время не было единодушия ни по его соблюдению, ни о времени его продолжения. Одни постились 12 дней, другие – 6, третьи – 4, или же только 1 день. В настоящее время «Пост святых апостол» в Восточной Церкви длится от недели Всех Святых до 12 июля (29 июня – по старому стилю) – праздника святых апостолов Петра и Павла. Продолжительность апостольского поста может быть различной, в зависимости от того, когда приходится праздник Пасхи. Дольше всего он может длиться шесть недель, а меньше – всего 8 дней. Подвиг Петрова поста менее строг. По церковному уставу в этот пост не едят мясо-молочных и яичных продуктов, по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение, по вторникам и четвергам – пища с маслом. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. По сложившейся традиции миряне постятся без рыбы по средам и пятницам, а в остальные дни вкушение рыбы благословляется. Управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней по случаю начала Апостольского Поста обратился с архипастырским приветствием к православным христианам Днепропетровской епархии. Текст обращения приводится ниже: «Дорогие братья и сестры! Святая Православная Церковь вместе со всеми нами сегодня вступает в поприще благодатного Апостольского поста. Этот пост, который также называется Петровский и пост Пятидесятницы, готовит каждого христианина к апостольской миссии — «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). На каждом из нас лежит такая же ответственность и такая же миссия, которая была возложена на апостолов — проповедовать Христа миру. И как апостолы после сошествия Святого Духа пошли проповедовать Христа, так и мы призваны всей нашей жизнью – не только словом, но и делами – проповедовать Христа воскресшего. Мы также должны помнить, что до тех пор, пока мир не уверует во Христа и Его Божественное домостроительство, до тех пор, пока Христос Бог не станет опытом каждого человека, не завершится миссия Христова на земле. Именно поэтому проведение дней апостольского поста должны быть особыми, тщательными и внимательными. Человек по творческому Божественному замыслу имеет двусоставную природу, сочетающую духовное и физическое начала. Они между собою связаны, и не просто взаимодействуют друг с другом, но воздействуют друг на друга. По этой причине Церковь рекомендует верующим на определенные сроки различные ограничения на пищу, на весь характер поведения, которые должны помочь держать тело в подчинении ума, чтобы оно не мешало христианину жить достойно и праведно. «Для излечения глубоких ран, – говорит преподобный Исидор Пелусиот, – нужны труды, посты, бдения, милостыня, молитвы и другие добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту, но она не иначе достигает этого как путем бесчисленных трудов». Мы все пока ученики Христовы, потому что только пытаемся жить по-христиански. Но если мы хотим стать христианами не номинально, нужно постоянно совершать христианские поступки и словом, и делом, и мыслью. Пост — лучшее средство для этого, ведь человек в эти дни погружается в такую духовную атмосферу, которая помогает ему обрести способность к самоанализу и оценить состояние своей души. Время поста — период серьезного духовного испытания себя, испытания, приводящего человека к благим внутренним переменам. Покаяние — это и есть перемена, изменение состояния ума и сердца, обновление всего строя человеческой жизни, реальный и очень важный шаг на пути духовного совершенствования. Весьма важно и то, что пост является также прекрасным средством воспитания воли, средством воспитания внутренней самодисциплины и весьма показательным тестом, позволяющим определить состояние воли человека. Правильный пост — это познание самого себя, анализ своего внутреннего мира, борьба за человеческое в самом себе. Поэтому я каждому желаю пройти поприще Апостольского поста, вне зависимости от степени религиозности человека, сопровождая эти дни попытками разобраться в самом себе, в своей личной жизни, в пути, который человек избрал. Ответить на вопрос: а так ли я живу, а все ли я правильно делаю, а внимательна ли моя молитва? Я думаю, что неожиданные открытия ждут нас на этом пути. И я хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы эти открытия привели каждого из нас к качественно иному уровню нашей духовной жизни во Христе». Пресс-служба Днепропетровской епархии