Додому Новини Праздничное богослужение митрополита Иринея в первый день Успенского поста

Праздничное богослужение митрополита Иринея в первый день Успенского поста

14 августа 2016 года, в 8-ю неделю по Пятидесятнице и день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил соборное служение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра. В этот день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164) и память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.)., В канун праздничного дня, правящий архиерей в сослужении соборного клира в соборном храме возглавил всенощное бдение, за которым совершил вынос Креста для всеобщего поклонения. Во время целования Креста митрополит Ириней помазал богомольцев освященным елеем., Утром праздничного дня днепропетровский архипастырь в главном храме города совершил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили: настоятель собора протоиерей Владимир Аксютин и соборный причт., На сугубой ектении были возглашены прошения о мире и благоденствии на Украине, а иерарх прочитал молитву Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды., После чтения Евангелия владыка Ириней произнес проповедь на тему воскресного евангельского зачала, в котором повествуется о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14, 14-22) и о спасительной тайне Креста Господня., После Литургии по уставной традиции правящий архиерей совершил чин малого освящения воды и освятил новый урожай меда, мака, цветов и благовонных зелий., В конце богослужения владыка Ириней поздравил всех с праздником, который в народе именуется Первым или Медовым Спасом, и началом Успенского поста, а также преподал святительское благословение., * * * * * * *, В тот же день вечером митрополит Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепра в сослужении соборного духовенства совершил вечернее богослужение, за которым прочитал Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню., ТЕМА ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ:, Успенский пост начинается с праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Впрочем, таинственное выражение происхождение древ Креста обозначает просто крестный ход., В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста., В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1. В Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения, составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем., По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника Медовый Спас)., Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя. Одно из них, Преображение Господне, праздник великий, двунадесятый, а два других относятся к праздникам малым со славословием: 14 августа вспоминается Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня, а 29-го Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. В народном календаре по хронологии празднования они именуются первым, вторым и третьим Спасом., Первый Спас в народе именуется медовым в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носят освящать в церковь мед. После Литургии и малого водоосвящения священнослужитель освящает мед нового урожая. Часть освященного меда (попова доля) оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: На Первый Спас и нищий медку попробует!., Из-за того, что 14 августа была крещена вся Киевская Русь в водах Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом к водоемам, с последующим купанием., В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами., Кроме того, 14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По логике вещей, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Но там, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом., Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link=""]