Первый храм Екатеринослава был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Его уже давно нет, но история отвела ему неповторимую роль – он стал родоначальником двух кафедральных соборов Днепропетровска. Более 70 лет назад был варварски разрушен один из красивейших храмов города, Вознесенский, именуемый в народе Казанской церковью.
Пресвятая Богородица пользуется у славян особым беспримерным почитанием. Среди множества иконографических изображений Божьей Матери Вселенского Православия особой любви верующих удостоилась Казанская икона. Уже общеизвестно, что в судьбе многих городов Святой Руси этот чудотворный образ сыграл особую, даже решающую роль, ведь Казанская икона — это незыблемое напоминание о милости Богородицы к нашей земле, о Ее заступничестве за наше Отечество в тяжелейшие годы. Просвещение Христовым благовестием Казани и Восточной России, спасение Москвы и всей России от поляков в смутное время междоусобиц в XVII веке. Несомненно, промыслительным стало участие чудотворного Казанского образа в судьбе северной столицы — Санкт-Петербурга. С середины XVIII столетия Казанская икона стала заветнейшей и любимейшей святыней града святого Петра. Уходя на войну с французами, фельдмаршал М.И. Кутузов молился перед этим образом о даровании победы, и Божья Матерь не отвергла возложенного на Нее упования. Особую помощь Казанская икона явила в тяжелейшее время Великой Отечественной войны — после крестных шествий с этим чудотворным образом в городах, находившихся в окружении и блокаде, наступил переломный момент, после которого иго фашизма было уничтожено. В Харькове храм Казанской иконы Богородицы тоже находится под особым покровом – несмотря на изощренные попытки большевиков этот храм, единственный действующий в городе, в советское время так и не был закрыт. И таких примеров множество.
Многие города Святой Руси могут похвалиться особым заступничеством Божьей Матери через Свой Казанский образ. В этом вопросе Днепропетровск тоже не является исключением. Дело в том, что первым храмом губернского города Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска, является храм именно в честь иконы Казанской Божьей Матери, который впоследствии явился родоначальником и предтечей кафедральных соборов – Свято-Успенского, а затем и Свято-Троицкого.
Как известно, о поселениях на месте нынешнего Днепропетровска упоминается с давних времен, а в XVI-XVIII вв. эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития Православия.
Вот что по этому поводу мы можем найти у одного из известнейших историков-епископов — Феодосия (Макаревского) в его фундаментальном труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Описывая генезис слободы под названием Половица, которая в то время занимала территорию современного Днепропетровска на правом берегу Днепра от нынешнего железнодорожного вокзала до парка им. Т. Шевченко, Владыка Феодосий приводит очень интересные факты.
Оказывается, 11 июля 1781 года по инициативе бывших запорожцев: Лазаря Глобы, Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Данилы Касалапа, — в Половице, которая уже насчитывала 125 дворов и полторы тысячи человек населения, началось строительство нового храма. По благословению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора (Феотоки) было определено устроить храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Возведение церковного строения было возложено на мастера из села Каменского Данилу Деревянко. Завершенный летом 1783 года храм так никогда и не был освящен – за несколько дней до торжественного события на праздник Преображения по неизвестной причине загорелся купол. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось: через несколько часов от итога двухлетней работы и пожертвований прихожан осталось только пожарище. Спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь.
В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, которому в то время вообще пророчили роль “Южной столицы” империи, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. [/i]«Так,[/i] — восклицает историк, — в древней славной Половице установился свой собственный, самостоятельный приход! Так положено основание нынешнему губернскому городу Екатеринославу!». Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…
Через пять лет 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе освятили первую городскую церковь во имя Казанской иконы Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был к тому времени уже упразднен. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 годах построили для костела Екатеринослава Кильченского — первого губернского города. Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти (оцените сложность задачи, учитывая тогдашний технический уровень).
Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у «бурно развивающегося» Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но он был настолько ветхим, что в дороге мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось «путешествие» церкви из Екатеринослава Кильченского.
Интересна история и первого губернского города, вошедшего в исторические летописи под названием — Екатеринослав-I или Екатеринослав Кильченский.
Он был построен при впадении реки Кильчень в Самару и просуществовал недолго — менее десяти лет, с 1777 по 1786. Город был основан в трех верстах от построенной в 1668 году знаменитой Ново-Богородицкой крепости или Старо-Самарского ретраншамента. Своим происхождением и существованием он всецело обязан азовскому губернатору Василию Алексеевичу Черткову.
Как уже говорилось ранее, городу, который носит сейчас имя Днепропетровск, готовилась судьба Южной столицы Российской империи. Фаворит Екатерины II, князь Г.А. Потемкин-Таврический, умело подогревал честолюбивые замыслы императрицы, которая видела себя продолжательницей дела Петра I. Подражая первому русскому императору, Екатерина желала подарить России столицу своего имени, построенную на новых землях. Для этого весной 1776 г. азовский губернатор В.А. Чертков распоряжением генерал-губернатора Новороссии Г.А. Потемкина был отправлен на поиски подходящего места.
Василий Алексеевич добросовестно рассмотрел «ничейные» земли разогнанного год назад войска Запорожского и выбрал удобное, с его точки зрения, место — при впадении реки Кильчень в реку Самара (на окраине современного Новомосковска). 23 апреля 1776 г. В.А. Чертков рапортовал Г.А. Потемкину о составлении проекта и смет строительства города и даже назвал общую сумму в 137140 рублей.
2 февраля 1777 г. план был утвержден, и Екатеринослав появился на картах Империи. Через полгода, в сентябре, В.А. Чертков лично посетил строительство и нашел, что скоро можно будет заняться переводом центра губернии на новое место.
10 мая 1778 года Преосвященный архиепископ Славянский и Херсонский Евгений (Булгарис) лично освятил место под церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов и «положил закладку на сооружение оной». Церковь строилась на казенный счет, казенными людьми, из казенных материалов.
14 октября 1778 года Екатеринославский протопоп Алексий Хандалеев по благословению Правящего архиерея освятил новоустроенную Свято-Духовскую церковь. В храме был поставлен походный иконостас, а в начале лета 1781 года к храму была сделана круглая по форме пристройка, в которой поставили постоянный иконостас. Также в храме был устроен придел во имя «Казанской» иконы Божией Матери.
В течение лета-осени 1778 г. в Екатеринослав перебралась администрация Азовской губернии во главе с В.А. Чертковым. Жизнь начала налаживаться. По смете работ на 1781 г. в Екатеринославе Кильченском было 132 различных здания, мост через р. Кильчень, крепость и т.д., на их строительство было израсходовано 60685 рублей, а самым дорогим оказался дом губернатора — 9157 рублей.
В 1782 г. в городе проживало 2194 человека, большей частью — вывезенные из Крыма греки и армяне. Для удовлетворения религиозных нужд были сооружены четыре церкви — русская, греческая, армянская и католическая, а как средоточие культуры — городская школа и губернское училище. Но вот положенной по штату губернского города духовной семинарии Екатеринослав Кильченский так и не увидел, хотя энергичными действиями архиепископа Евгения (Булгариса) она была открыта в Полтаве уже в 1779 году.
Для улучшения города в Екатеринослав волею Екатерины II, был отправлен знаменитый архитектор М.Ф. Казанцев. Он проявил большую энергию, пробыл здесь лишь с марта по декабрь 1783 г., после чего был отпущен в Москву «по болезни».
В 1782 году жители Екатеринослава-I согласно желанию всего православного сообщества решили построить другую церковь во имя святителя Николая Чудотворца и представили губернатору В. Черткову прошение, в котором писали: «… в назначенном месте выстроим собственными деньгами во имя перенесения мощей святого чудотворца Николая деревянную церковь».
Все было приготовлено к строительству в губернском городе новой Николаевской церкви: получена храмозданная грамота, мастер и рабочие приступили к делу… Но вскоре все приостановилось, и этому проекту не суждено было осуществиться — слухи о перенесении города на другое место и об открытии Екатеринославского Наместничества удержали жителей от возведения нового храмового здания.
В этом же 1782 году главный доктор Шенфогень, осматривая местность Екатеринослава-I и всего Самарского побережья, нашел, что по своему низменному положению «вся эта местность вредна для здоровья людей, неудобна и гибельна для экономического и хозяйственного развития района».
Увы, подвело Екатеринослав место, старательно изысканное В.А. Чертковым: весною разливы занимали всю равнину, оставляя на лето гнилые болота. Не оправдались надежды на судоходство: р. Самара оказалась непроходимой для торговых кораблей. И устроители отказались от старых планов — по указу Екатерины II от 22 января 1784г. новое местоположение губернского города Екатеринослава определилось «по лучшей надобности по правой стороне реки Днепра у Кайдака…».
Но, несмотря на указ, жизнь Екатеринослава Кильченкого продолжалась, но уже с новым именем — Новомосковск. О «прелестях» ее сообщал в письмах-докладах Г.А. Потемкину правитель Екатеринославского наместничества генерал-майор И.М. Синельников.
13 мая 1786г. он писал: «Вода из нашего города начинает убывать. Теперешняя вода во многих домиках была под крышу». «Через год, 21 апреля 1787 г., в день именин Императрицы, — писал И.М. Синельников, — после пушечной пальбы, молебна и торжественного обеда, еду в шлюпке к дому княжескому, смотреть. Как вода, прорвав плотину, ворвалась в нижнюю куртину сада…», «…целая половина города в воде, а еще прибывает… представьте ширину, более 7 верст, сильными ветрами всколебавшуюся вчерась». Правитель заканчивает: «Божественными устами говорил Светлейший князь {Потемкин}, что мы дураки: для чего селимся на низких местах».
В 1786 году по распоряжению князя Г. Потемкина начал отстраиваться правый берег Днепра «в старожитной казацкой слободе Половице». По его же приказу Екатеринослав на Кильчени разобрали по составу: здания частью перенесли на новое место, частью — продали с торгов.
О плачевном положении первого губернского города можно судить по сохранившемуся письму первого священника Свято-Духовской церкви Василия Власовского от 10 октября 1791 года к архиепископу Екатеринославскому Амвросию: «В городе Екатеринославе-I, кроме городничего и штатного командира с ротою солдат, некоторого числа канцелярских служащих, ныне уже никого не имеется. Все разошлись по разным местам. При столь малом количестве прихожан я пришел в крайнее разорение и скудность и не могу на этом приходе себя пропитать…. Нижайше прошу Ваше Высокопреосвященство определить меня в город Павлоград к Покровской церкви». 17 марта 1792 года священник Василий Власовский был переведен в город Павлоград.
По ведомости за 1792 год, в Новомосковске (т.е. бывшем Екатеринославе-I) указано «… приходских дворов 15, а душ обоего пола 327; священнику без жалования жить нечем».
Со временем Свято-Духовский храм пришел в ветхость и был разобран. Но сохранилось здание католического храма Екатеринослава Кильченского. Его перевезли в новый город на правый берег Днепра. Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести первый Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы — но его состояние было настолько жалким, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.
15 января 1791 года уже непосредственно в Екатеринославе ее освятили как первый городской храм во имя иконы Казанской Богоматери.
Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра на месте современного дома по площади Демьяна Бедного 1, она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.
Уже в 1796 году недалеко от Казанского храма на месте, назначенном известным архитектором Иваном Старовым, начали возведение нового деревянного – Свято-Успенского – храма. Строили быстрыми темпами, и в июле 1797 года к митрополиту Екатеринославскому и Херсонес-Таврическому Гавриилу (Бодони) уже поступил отчет о том, что «ныне наружною постройкою и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным седалищем и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется».
В 1797 году после освящения деревянного Успенского храма перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе его предшественника – Казанского храма. Решился он быстро. Уже 18 октября того же года на полугорье на Большой Привозной площади освятили место, но храм решили переименовать во имя сошествия Святого Духа. Сейчас на этом месте красуется монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор – главный храм города.
Так Казанский храм канул в вечность, но в истории епархии он навсегда останется великим храмом, потому что именно из него ведут свою родословную Успенский и Троицкий соборы – два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили архиерейскими кафедрами.
Так или иначе, название «Казанская» не исчезло с карты города: сначала оно перешло к улице Казанской (ныне – Карла Либкнехта), а позднее – и к целому району, который находился выше по этой улице и в народе именовался “Новыми планами” (планами назывались свободные участки земли, которые после планировки продавались жителям городским правительством). Именно здесь, на вершине второго из трех холмов, на котором построен Днепропетровск – холме святой Варвары, и был воздвигнут новый величественный храм для увековечения великого подвига русской армии и ее доблестных солдат Первой мировой войны.
В краеведческом отделе областной научной библиотеки сохранилось не так много исторических документов и книг, в которых есть информация о церкви, располагавшейся на самом высоком месте нашего города. Потому и неудивительно, что история строительства и разрушения красивейшего храма обросла неимоверными слухами. Так, одни утверждали, что здание было из розового мрамора. Другие уверяли, что церковь построили из дерева и без единого гвоздя, по примеру Свято-Троицкого собора в Новомосковске. Даже издатели популярного в прошлом веке справочника «Весь Екатеринослав» согрешили, назвав неверную дату возведения храма на опубликованной в 1915 году карте города. Сегодня мы восстановим историческую справедливость и расскажем читателям о строительстве и последующем разрушении вандалами церкви Вознесения Господня, которую в народе называли Казанской.
В 1891-1892 гг. на Екатеринослав обрушились обильные ливни. В результате наводнений были повреждены деревянные дома в низинах города, в основном бедняцкие *. Пытаясь бороться со стихией, Городская дума, по инициативе тогдашнего градоначальника Толстикова, приняла решение строить жилье в центральной части только из камня. Кроме того, были распланированы новые кварталы на одном из главных холмов в районе ул. Старогородней (ныне ул. Светлова), где начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы, причем «на крайне льготных условиях». Это происходило в рамках масштабного проекта «Новые планы».
Из-за отсутствия средств беднота не спешила переезжать. В то же время часть пострадавших от наводнений, в основном людей с достатком ниже среднего, а также мелких торговцев, учителей, рабочих и даже чиновников, все же удалось переселить.
За десять лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма, в то время самой высокой точки в Екатеринославе (тупик трамвая №4) **. Небольшие домовладения и усадьбы появились по обе стороны ул. Казанской, получившей, кстати, название от деревянной церкви Казанской Божией Матери. В 40-е гг. XIX в. последнюю снесли из-за ветхости строения, а на ее месте возвели каменную Троицкую церковь (ныне кафедральный собор), здание которой сохранилось до наших дней.
Разумеется, добираться до нее православным прихожанам, живущим на холме и его склонах, было не с руки. И тогда в конце ул. Казанской было решено возвести новый храм.
В 1906 году младший губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект будущего храма. И уже на следующий год начали строительство церкви Вознесения Господня — одного из последних и, наверное, самого красивого из всех дореволюционных культовых сооружений города.
Сравнительно небольшой по размеру храм был достаточно высоким и имел, как говорят специалисты-архитекторы, сложный византийский силуэт. При этом крест над Вознесенской церковью оказался выше всех других зданий города.
По проекту А. И. Миклашевского храм был возведен в неовизантийском стиле, благодаря чему он выделялся своей оригинальностью и неповторимой красотой среди всех храмов Екатеринослава. По своему строению он был похож на Свято-Владимирский собор в Киеве. Храм венчал один внушительных размеров купол и четыре полукупола с каждой стороны здания, которые были необыкновенно богато украшены лепкой и позолотой. В тоже время для удобства верующих горожан от вокзала к храму была проложена новая трамвайная линия, которая действует и в настоящее время.
По данным историков, первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того, в числе, как сейчас принято говорить, спонсоров были Екатеринослав (читай: госбюджет), Мина Копылов, губернское и поветовое земства, а также множество мелких благотворителей. Жертвовали на храм и обычные горожане.
Новый храм освятили в честь Вознесения Господня, но в народе за ним укрепилось стойкое наименование по названию улицы, на которой он был расположен – «Казанская церковь». Примечательно, что другая улица, образующая перекресток с Казанской, носила название храма – Вознесенская.
К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Доказательством тому служит «Схематический план губернского города Екатеринослава. 1913 год». Под № 36 обозначена «Вознесенская церковь».
Казанская церковь была очень красивой и, главное, – богатой. По воспоминаниям немногих днепропетровских старожилов, ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка — позолоченной. Горожане очень любили этот храм. А молились там не только местные жители, но и приезжавшие в наши края никопольские казаки, впоследствии осевшие в районе тогдашней еврейской слободы. Рядом были ярмарка и скотный рынок, а в километре от храма — ипподром.
В дни больших православных праздников, особенно в празднование Казанской иконе Божией Матери, возле церкви проводились народные гуляния. Выставленные на улице столы накрывали белыми скатертями, сервировали самоварами и вазами с фруктами и выпечкой. Казанская церковь как будто притягивала людей.
Интересно и другое. Благодаря политике Городской думы даже вечно кочующих цыган оставляли в этом районе, как говорят, на постоянное место жительства именно на этом холме. Власти приучали их к труду и городскому быту, цыгане делали стеганые одеяла и продавали их слободским и приезжим.
Через год после окончания строительства установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов.
К сожалению, завершить все работы в храме не удалось, даже несмотря на то, что один из крупнейших в городе кирпичных заводов располагался неподалеку — на краю Красноповстанческой балки (бывшей Жандармской). Кстати, в районе тупика трамвая №4 и сейчас можно найти дома и тротуары из прочного дореволюционного красного кирпича, сделанного на этом заводе. Словом, церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной…
Вознесенская (Казанская) церковь была одним из последних храмов дореволюционной эпохи. К величайшему сожалению, ее история оказалась недолгой.
В 20-е годы прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. При этом большевики понятия не имели, что с ней делать. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а лишние склады в данном районе были ни к чему.
Как оказалось, храм был не только не нужен, он даже мешал. Причина — первое в области асфальтированное шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-Запорожье стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. Казанскую, упиравшуюся, как мы уже сказали, в Казанскую церковь. В 1923 году улица Казанская была переименована в честь лидера немецких коммунистов Карла Либкнехта, хотя он не имел никакого отношения не только к нашему городу, но и вообще ко всей Украине.
У советских правителей просто не хватило ума (или дальновидности?) сделать дорогу вокруг храма, к тому же они были зомбированы ленинским изречением «религия — опиум для народа» и считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит (!) вид города, строящего социализм. Потому в 1935-м городская власть решила храм взорвать, а полученный кирпич использовать для строительства других объектов.
В общем, в угоду социалистической индустриализации воинствующие безбожники-вандалы взорвали один из красивейших храмов. А город утратил оригинальное и эффектное сооружение.
Впрочем, как утверждают историки, ездить от этого легче не стало. Дело в том, что крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. Храмовое здание взрывали в течение трех дней (!), но и это не дало желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, как того хотели вандалы, а на большие куски.
Некоторые непригодные к использованию обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х годов прошлого столетия. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с начала прошлого века.
Но, как оказалось, Вознесенская церковь не исчезла насовсем. Главной святыней Вознесенского храма была «Казанская» икона Божьей Матери. После разрушения храма в годы гонений она была перенесена в Свято-Троицкий собор, в котором она до сих пор и находится. Также в соборном приделе был установлен малый резной иконостас — часть уникальной работы Московской мастерской Кузнецова. Любуясь такой красотой, хотя и частичной, можно представить, насколько пышным было убранство в стенах былой храмовой славы.
До настоящего времени также сохранились лишь некоторые обломки иконостаса, который был изготовлен из дорогих сортов фарфора, пышно украшенный позолотой и напрестольный крест, которые ныне как реликвия сохраняются в шестом зале Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. Также пять фрагментов уникального иконостаса являются достоянием частной коллекции днепропетровского коллекционера-энтузиаста Павла Павловича Маменко. Судьба же целого иконостаса остается неизвестной.
Но интересен вот какой факт: в память о том, что древний Казанский храм явился родоначальником кафедрального собора, правый придел последнего освящен именно в честь Казанского образа.
В настоящее время место, где находился Вознесенский храм – на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Героев Сталинграда – полностью перестроено, и уже ничто не напоминает нам о том, что здесь когда-то был Дом Божий. Для того, чтобы восстановить храм в его первозданном виде, нужно перенести конечные остановки трамваев и бокс для их ремонта, полностью перестроить дорогу, провести первичные археологические раскопки для определения точного расположения фундамента…. Повторить величайший проект губернского архитектора Миклашевского с современными возможностями вполне реально. Но почему-то, к огромному сожалению, на сегодняшний день эта задача остается неосуществимой.
Конечно, в эпоху экономического кризиса днепропетровским православным мечтать о возведении на прежнем месте нового Вознесенского храма не приходится. Но, согласитесь, это лишь вопрос финансирования и целесообразности.
Нужна ли там церковь, спросите Вы. Да, нужна, поскольку в радиусе почти двух километров от тупика трамвая №4 нет ни одного постоянно действующего православного храма. Так называемая «милицейская» часовенка по ул. Красной не может вместить всех желающих.
Между тем, бывшие Слободка и Пугачевка (район в конце ул. Артема) — это крупный частный сектор, где живут тысячи пожилых верующих. И, наверняка, им, как, впрочем, и молодым прихожанам было бы гораздо легче добираться до Вознесенской церкви, чем до ближайшего Свято-Троицкого кафедрального собора.
Хотелось бы, чтобы данную идею поддержали не только Днепропетровская епархия и городская власть, но и крупные бизнесмены, коммерсанты и промышленники, которых в нашем городе не меньше, чем в столице. А ведь восстановление исторической справедливости и возрождение духовности — святое дело.
Многие города Святой Руси могут похвалиться особым заступничеством Божьей Матери через Свой Казанский образ. В этом вопросе Днепропетровск тоже не является исключением. Дело в том, что первым храмом губернского города Екатеринослава, нынешнего Днепропетровска, является храм именно в честь иконы Казанской Божьей Матери, который впоследствии явился родоначальником и предтечей кафедральных соборов – Свято-Успенского, а затем и Свято-Троицкого.
Как известно, о поселениях на месте нынешнего Днепропетровска упоминается с давних времен, а в XVI-XVIII вв. эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития Православия.
Вот что по этому поводу мы можем найти у одного из известнейших историков-епископов — Феодосия (Макаревского) в его фундаментальном труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Описывая генезис слободы под названием Половица, которая в то время занимала территорию современного Днепропетровска на правом берегу Днепра от нынешнего железнодорожного вокзала до парка им. Т. Шевченко, Владыка Феодосий приводит очень интересные факты.
Оказывается, 11 июля 1781 года по инициативе бывших запорожцев: Лазаря Глобы, Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Данилы Касалапа, — в Половице, которая уже насчитывала 125 дворов и полторы тысячи человек населения, началось строительство нового храма. По благословению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора (Феотоки) было определено устроить храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Возведение церковного строения было возложено на мастера из села Каменского Данилу Деревянко. Завершенный летом 1783 года храм так никогда и не был освящен – за несколько дней до торжественного события на праздник Преображения по неизвестной причине загорелся купол. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось: через несколько часов от итога двухлетней работы и пожертвований прихожан осталось только пожарище. Спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь.
В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, которому в то время вообще пророчили роль “Южной столицы” империи, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. [/i]«Так,[/i] — восклицает историк, — в древней славной Половице установился свой собственный, самостоятельный приход! Так положено основание нынешнему губернскому городу Екатеринославу!». Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…
Через пять лет 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе освятили первую городскую церковь во имя Казанской иконы Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был к тому времени уже упразднен. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 годах построили для костела Екатеринослава Кильченского — первого губернского города. Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти (оцените сложность задачи, учитывая тогдашний технический уровень).
Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у «бурно развивающегося» Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но он был настолько ветхим, что в дороге мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось «путешествие» церкви из Екатеринослава Кильченского.
Интересна история и первого губернского города, вошедшего в исторические летописи под названием — Екатеринослав-I или Екатеринослав Кильченский.
Он был построен при впадении реки Кильчень в Самару и просуществовал недолго — менее десяти лет, с 1777 по 1786. Город был основан в трех верстах от построенной в 1668 году знаменитой Ново-Богородицкой крепости или Старо-Самарского ретраншамента. Своим происхождением и существованием он всецело обязан азовскому губернатору Василию Алексеевичу Черткову.
Как уже говорилось ранее, городу, который носит сейчас имя Днепропетровск, готовилась судьба Южной столицы Российской империи. Фаворит Екатерины II, князь Г.А. Потемкин-Таврический, умело подогревал честолюбивые замыслы императрицы, которая видела себя продолжательницей дела Петра I. Подражая первому русскому императору, Екатерина желала подарить России столицу своего имени, построенную на новых землях. Для этого весной 1776 г. азовский губернатор В.А. Чертков распоряжением генерал-губернатора Новороссии Г.А. Потемкина был отправлен на поиски подходящего места.
Василий Алексеевич добросовестно рассмотрел «ничейные» земли разогнанного год назад войска Запорожского и выбрал удобное, с его точки зрения, место — при впадении реки Кильчень в реку Самара (на окраине современного Новомосковска). 23 апреля 1776 г. В.А. Чертков рапортовал Г.А. Потемкину о составлении проекта и смет строительства города и даже назвал общую сумму в 137140 рублей.
2 февраля 1777 г. план был утвержден, и Екатеринослав появился на картах Империи. Через полгода, в сентябре, В.А. Чертков лично посетил строительство и нашел, что скоро можно будет заняться переводом центра губернии на новое место.
10 мая 1778 года Преосвященный архиепископ Славянский и Херсонский Евгений (Булгарис) лично освятил место под церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов и «положил закладку на сооружение оной». Церковь строилась на казенный счет, казенными людьми, из казенных материалов.
14 октября 1778 года Екатеринославский протопоп Алексий Хандалеев по благословению Правящего архиерея освятил новоустроенную Свято-Духовскую церковь. В храме был поставлен походный иконостас, а в начале лета 1781 года к храму была сделана круглая по форме пристройка, в которой поставили постоянный иконостас. Также в храме был устроен придел во имя «Казанской» иконы Божией Матери.
В течение лета-осени 1778 г. в Екатеринослав перебралась администрация Азовской губернии во главе с В.А. Чертковым. Жизнь начала налаживаться. По смете работ на 1781 г. в Екатеринославе Кильченском было 132 различных здания, мост через р. Кильчень, крепость и т.д., на их строительство было израсходовано 60685 рублей, а самым дорогим оказался дом губернатора — 9157 рублей.
В 1782 г. в городе проживало 2194 человека, большей частью — вывезенные из Крыма греки и армяне. Для удовлетворения религиозных нужд были сооружены четыре церкви — русская, греческая, армянская и католическая, а как средоточие культуры — городская школа и губернское училище. Но вот положенной по штату губернского города духовной семинарии Екатеринослав Кильченский так и не увидел, хотя энергичными действиями архиепископа Евгения (Булгариса) она была открыта в Полтаве уже в 1779 году.
Для улучшения города в Екатеринослав волею Екатерины II, был отправлен знаменитый архитектор М.Ф. Казанцев. Он проявил большую энергию, пробыл здесь лишь с марта по декабрь 1783 г., после чего был отпущен в Москву «по болезни».
В 1782 году жители Екатеринослава-I согласно желанию всего православного сообщества решили построить другую церковь во имя святителя Николая Чудотворца и представили губернатору В. Черткову прошение, в котором писали: «… в назначенном месте выстроим собственными деньгами во имя перенесения мощей святого чудотворца Николая деревянную церковь».
Все было приготовлено к строительству в губернском городе новой Николаевской церкви: получена храмозданная грамота, мастер и рабочие приступили к делу… Но вскоре все приостановилось, и этому проекту не суждено было осуществиться — слухи о перенесении города на другое место и об открытии Екатеринославского Наместничества удержали жителей от возведения нового храмового здания.
В этом же 1782 году главный доктор Шенфогень, осматривая местность Екатеринослава-I и всего Самарского побережья, нашел, что по своему низменному положению «вся эта местность вредна для здоровья людей, неудобна и гибельна для экономического и хозяйственного развития района».
Увы, подвело Екатеринослав место, старательно изысканное В.А. Чертковым: весною разливы занимали всю равнину, оставляя на лето гнилые болота. Не оправдались надежды на судоходство: р. Самара оказалась непроходимой для торговых кораблей. И устроители отказались от старых планов — по указу Екатерины II от 22 января 1784г. новое местоположение губернского города Екатеринослава определилось «по лучшей надобности по правой стороне реки Днепра у Кайдака…».
Но, несмотря на указ, жизнь Екатеринослава Кильченкого продолжалась, но уже с новым именем — Новомосковск. О «прелестях» ее сообщал в письмах-докладах Г.А. Потемкину правитель Екатеринославского наместничества генерал-майор И.М. Синельников.
13 мая 1786г. он писал: «Вода из нашего города начинает убывать. Теперешняя вода во многих домиках была под крышу». «Через год, 21 апреля 1787 г., в день именин Императрицы, — писал И.М. Синельников, — после пушечной пальбы, молебна и торжественного обеда, еду в шлюпке к дому княжескому, смотреть. Как вода, прорвав плотину, ворвалась в нижнюю куртину сада…», «…целая половина города в воде, а еще прибывает… представьте ширину, более 7 верст, сильными ветрами всколебавшуюся вчерась». Правитель заканчивает: «Божественными устами говорил Светлейший князь {Потемкин}, что мы дураки: для чего селимся на низких местах».
В 1786 году по распоряжению князя Г. Потемкина начал отстраиваться правый берег Днепра «в старожитной казацкой слободе Половице». По его же приказу Екатеринослав на Кильчени разобрали по составу: здания частью перенесли на новое место, частью — продали с торгов.
О плачевном положении первого губернского города можно судить по сохранившемуся письму первого священника Свято-Духовской церкви Василия Власовского от 10 октября 1791 года к архиепископу Екатеринославскому Амвросию: «В городе Екатеринославе-I, кроме городничего и штатного командира с ротою солдат, некоторого числа канцелярских служащих, ныне уже никого не имеется. Все разошлись по разным местам. При столь малом количестве прихожан я пришел в крайнее разорение и скудность и не могу на этом приходе себя пропитать…. Нижайше прошу Ваше Высокопреосвященство определить меня в город Павлоград к Покровской церкви». 17 марта 1792 года священник Василий Власовский был переведен в город Павлоград.
По ведомости за 1792 год, в Новомосковске (т.е. бывшем Екатеринославе-I) указано «… приходских дворов 15, а душ обоего пола 327; священнику без жалования жить нечем».
Со временем Свято-Духовский храм пришел в ветхость и был разобран. Но сохранилось здание католического храма Екатеринослава Кильченского. Его перевезли в новый город на правый берег Днепра. Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести первый Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы — но его состояние было настолько жалким, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.
15 января 1791 года уже непосредственно в Екатеринославе ее освятили как первый городской храм во имя иконы Казанской Богоматери.
Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра на месте современного дома по площади Демьяна Бедного 1, она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.
Уже в 1796 году недалеко от Казанского храма на месте, назначенном известным архитектором Иваном Старовым, начали возведение нового деревянного – Свято-Успенского – храма. Строили быстрыми темпами, и в июле 1797 года к митрополиту Екатеринославскому и Херсонес-Таврическому Гавриилу (Бодони) уже поступил отчет о том, что «ныне наружною постройкою и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным седалищем и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется».
В 1797 году после освящения деревянного Успенского храма перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе его предшественника – Казанского храма. Решился он быстро. Уже 18 октября того же года на полугорье на Большой Привозной площади освятили место, но храм решили переименовать во имя сошествия Святого Духа. Сейчас на этом месте красуется монументальный Свято-Троицкий кафедральный собор – главный храм города.
Так Казанский храм канул в вечность, но в истории епархии он навсегда останется великим храмом, потому что именно из него ведут свою родословную Успенский и Троицкий соборы – два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили архиерейскими кафедрами.
Так или иначе, название «Казанская» не исчезло с карты города: сначала оно перешло к улице Казанской (ныне – Карла Либкнехта), а позднее – и к целому району, который находился выше по этой улице и в народе именовался “Новыми планами” (планами назывались свободные участки земли, которые после планировки продавались жителям городским правительством). Именно здесь, на вершине второго из трех холмов, на котором построен Днепропетровск – холме святой Варвары, и был воздвигнут новый величественный храм для увековечения великого подвига русской армии и ее доблестных солдат Первой мировой войны.
В краеведческом отделе областной научной библиотеки сохранилось не так много исторических документов и книг, в которых есть информация о церкви, располагавшейся на самом высоком месте нашего города. Потому и неудивительно, что история строительства и разрушения красивейшего храма обросла неимоверными слухами. Так, одни утверждали, что здание было из розового мрамора. Другие уверяли, что церковь построили из дерева и без единого гвоздя, по примеру Свято-Троицкого собора в Новомосковске. Даже издатели популярного в прошлом веке справочника «Весь Екатеринослав» согрешили, назвав неверную дату возведения храма на опубликованной в 1915 году карте города. Сегодня мы восстановим историческую справедливость и расскажем читателям о строительстве и последующем разрушении вандалами церкви Вознесения Господня, которую в народе называли Казанской.
В 1891-1892 гг. на Екатеринослав обрушились обильные ливни. В результате наводнений были повреждены деревянные дома в низинах города, в основном бедняцкие *. Пытаясь бороться со стихией, Городская дума, по инициативе тогдашнего градоначальника Толстикова, приняла решение строить жилье в центральной части только из камня. Кроме того, были распланированы новые кварталы на одном из главных холмов в районе ул. Старогородней (ныне ул. Светлова), где начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы, причем «на крайне льготных условиях». Это происходило в рамках масштабного проекта «Новые планы».
Из-за отсутствия средств беднота не спешила переезжать. В то же время часть пострадавших от наводнений, в основном людей с достатком ниже среднего, а также мелких торговцев, учителей, рабочих и даже чиновников, все же удалось переселить.
За десять лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма, в то время самой высокой точки в Екатеринославе (тупик трамвая №4) **. Небольшие домовладения и усадьбы появились по обе стороны ул. Казанской, получившей, кстати, название от деревянной церкви Казанской Божией Матери. В 40-е гг. XIX в. последнюю снесли из-за ветхости строения, а на ее месте возвели каменную Троицкую церковь (ныне кафедральный собор), здание которой сохранилось до наших дней.
Разумеется, добираться до нее православным прихожанам, живущим на холме и его склонах, было не с руки. И тогда в конце ул. Казанской было решено возвести новый храм.
В 1906 году младший губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект будущего храма. И уже на следующий год начали строительство церкви Вознесения Господня — одного из последних и, наверное, самого красивого из всех дореволюционных культовых сооружений города.
Сравнительно небольшой по размеру храм был достаточно высоким и имел, как говорят специалисты-архитекторы, сложный византийский силуэт. При этом крест над Вознесенской церковью оказался выше всех других зданий города.
По проекту А. И. Миклашевского храм был возведен в неовизантийском стиле, благодаря чему он выделялся своей оригинальностью и неповторимой красотой среди всех храмов Екатеринослава. По своему строению он был похож на Свято-Владимирский собор в Киеве. Храм венчал один внушительных размеров купол и четыре полукупола с каждой стороны здания, которые были необыкновенно богато украшены лепкой и позолотой. В тоже время для удобства верующих горожан от вокзала к храму была проложена новая трамвайная линия, которая действует и в настоящее время.
По данным историков, первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того, в числе, как сейчас принято говорить, спонсоров были Екатеринослав (читай: госбюджет), Мина Копылов, губернское и поветовое земства, а также множество мелких благотворителей. Жертвовали на храм и обычные горожане.
Новый храм освятили в честь Вознесения Господня, но в народе за ним укрепилось стойкое наименование по названию улицы, на которой он был расположен – «Казанская церковь». Примечательно, что другая улица, образующая перекресток с Казанской, носила название храма – Вознесенская.
К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Доказательством тому служит «Схематический план губернского города Екатеринослава. 1913 год». Под № 36 обозначена «Вознесенская церковь».
Казанская церковь была очень красивой и, главное, – богатой. По воспоминаниям немногих днепропетровских старожилов, ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка — позолоченной. Горожане очень любили этот храм. А молились там не только местные жители, но и приезжавшие в наши края никопольские казаки, впоследствии осевшие в районе тогдашней еврейской слободы. Рядом были ярмарка и скотный рынок, а в километре от храма — ипподром.
В дни больших православных праздников, особенно в празднование Казанской иконе Божией Матери, возле церкви проводились народные гуляния. Выставленные на улице столы накрывали белыми скатертями, сервировали самоварами и вазами с фруктами и выпечкой. Казанская церковь как будто притягивала людей.
Интересно и другое. Благодаря политике Городской думы даже вечно кочующих цыган оставляли в этом районе, как говорят, на постоянное место жительства именно на этом холме. Власти приучали их к труду и городскому быту, цыгане делали стеганые одеяла и продавали их слободским и приезжим.
Через год после окончания строительства установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов.
К сожалению, завершить все работы в храме не удалось, даже несмотря на то, что один из крупнейших в городе кирпичных заводов располагался неподалеку — на краю Красноповстанческой балки (бывшей Жандармской). Кстати, в районе тупика трамвая №4 и сейчас можно найти дома и тротуары из прочного дореволюционного красного кирпича, сделанного на этом заводе. Словом, церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной…
Вознесенская (Казанская) церковь была одним из последних храмов дореволюционной эпохи. К величайшему сожалению, ее история оказалась недолгой.
В 20-е годы прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. При этом большевики понятия не имели, что с ней делать. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а лишние склады в данном районе были ни к чему.
Как оказалось, храм был не только не нужен, он даже мешал. Причина — первое в области асфальтированное шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-Запорожье стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. Казанскую, упиравшуюся, как мы уже сказали, в Казанскую церковь. В 1923 году улица Казанская была переименована в честь лидера немецких коммунистов Карла Либкнехта, хотя он не имел никакого отношения не только к нашему городу, но и вообще ко всей Украине.
У советских правителей просто не хватило ума (или дальновидности?) сделать дорогу вокруг храма, к тому же они были зомбированы ленинским изречением «религия — опиум для народа» и считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит (!) вид города, строящего социализм. Потому в 1935-м городская власть решила храм взорвать, а полученный кирпич использовать для строительства других объектов.
В общем, в угоду социалистической индустриализации воинствующие безбожники-вандалы взорвали один из красивейших храмов. А город утратил оригинальное и эффектное сооружение.
Впрочем, как утверждают историки, ездить от этого легче не стало. Дело в том, что крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. Храмовое здание взрывали в течение трех дней (!), но и это не дало желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, как того хотели вандалы, а на большие куски.
Некоторые непригодные к использованию обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х годов прошлого столетия. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с начала прошлого века.
Но, как оказалось, Вознесенская церковь не исчезла насовсем. Главной святыней Вознесенского храма была «Казанская» икона Божьей Матери. После разрушения храма в годы гонений она была перенесена в Свято-Троицкий собор, в котором она до сих пор и находится. Также в соборном приделе был установлен малый резной иконостас — часть уникальной работы Московской мастерской Кузнецова. Любуясь такой красотой, хотя и частичной, можно представить, насколько пышным было убранство в стенах былой храмовой славы.
До настоящего времени также сохранились лишь некоторые обломки иконостаса, который был изготовлен из дорогих сортов фарфора, пышно украшенный позолотой и напрестольный крест, которые ныне как реликвия сохраняются в шестом зале Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. Также пять фрагментов уникального иконостаса являются достоянием частной коллекции днепропетровского коллекционера-энтузиаста Павла Павловича Маменко. Судьба же целого иконостаса остается неизвестной.
Но интересен вот какой факт: в память о том, что древний Казанский храм явился родоначальником кафедрального собора, правый придел последнего освящен именно в честь Казанского образа.
В настоящее время место, где находился Вознесенский храм – на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Героев Сталинграда – полностью перестроено, и уже ничто не напоминает нам о том, что здесь когда-то был Дом Божий. Для того, чтобы восстановить храм в его первозданном виде, нужно перенести конечные остановки трамваев и бокс для их ремонта, полностью перестроить дорогу, провести первичные археологические раскопки для определения точного расположения фундамента…. Повторить величайший проект губернского архитектора Миклашевского с современными возможностями вполне реально. Но почему-то, к огромному сожалению, на сегодняшний день эта задача остается неосуществимой.
Конечно, в эпоху экономического кризиса днепропетровским православным мечтать о возведении на прежнем месте нового Вознесенского храма не приходится. Но, согласитесь, это лишь вопрос финансирования и целесообразности.
Нужна ли там церковь, спросите Вы. Да, нужна, поскольку в радиусе почти двух километров от тупика трамвая №4 нет ни одного постоянно действующего православного храма. Так называемая «милицейская» часовенка по ул. Красной не может вместить всех желающих.
Между тем, бывшие Слободка и Пугачевка (район в конце ул. Артема) — это крупный частный сектор, где живут тысячи пожилых верующих. И, наверняка, им, как, впрочем, и молодым прихожанам было бы гораздо легче добираться до Вознесенской церкви, чем до ближайшего Свято-Троицкого кафедрального собора.
Хотелось бы, чтобы данную идею поддержали не только Днепропетровская епархия и городская власть, но и крупные бизнесмены, коммерсанты и промышленники, которых в нашем городе не меньше, чем в столице. А ведь восстановление исторической справедливости и возрождение духовности — святое дело.
—————————
* 9/10 населения Екатеринослава в 1878 году (всего жителей около 34 тысяч) жили в деревянных домах.
**В настоящее время самая высокая точка города — холм на подстанции, в районе пересечения Запорожского шоссе и проспекта Гагарина.
* 9/10 населения Екатеринослава в 1878 году (всего жителей около 34 тысяч) жили в деревянных домах.
**В настоящее время самая высокая точка города — холм на подстанции, в районе пересечения Запорожского шоссе и проспекта Гагарина.
священник Георгий Скубак
(Глава 2 из книги «Кафедральные соборы Днепропетровской епархии: история и современность». Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии УПЦ. 2010. Сс. 32-47).