Додому Історія стародавніх храмів Старинное село Сурско-Литовское и его храмы.

Старинное село Сурско-Литовское и его храмы.

Уже более 10 лет в селе с двойным названием Сурско-Литовское на Днепропетровщине священник Дмитрий Гаврилюк совершает богослужения в храме, который расположен в старинном здании бывшего дома священника. Ведь нет уже тех прекрасных храмов, которые когда-то украшали древнюю слободу. И все это время он истово верит вместе с прихожанами в сооружение дома Господня с красивыми куполами в византийской архитектуре. И не только верит, а живет этим, восстанавливая историческую правду и справедливость. Возрождая из пепла храм, он по крупицам собирает утраченную историю, поскольку понимает — не зная своего прошлого нельзя проложить дорогу в будущее.

«Литвины» на берегах степной речушки Мокрая Сура

Старинное село Сурско-Литовское почти ровесник Днепропетровска. У него своя непростая и удивительная судьба, связавшая на берегах степной речушки Мокрая Сура два братских народа – белорусский и украинский.
Генезис поселения возникает со времен, когда после победы русских войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. началось интенсивное заселение земель южной Украины и Крыма. 30 мая 1793 года, согласно указу императрицы Екатерины II, селяне казенной суконной мануфактуры из белорусских местечек Могилевской губернии (в частности — Дубровного) переводились в новооснованный губернский центр Екатеринослав.
Дубровно и окрестные села, которые находились в десяти верстах от древней Орши выше по течению Днепра среди могучих дубрав, принадлежали тогда князю Григорию Потемкину. Это он в 80-х гг. XVIII столетия построил в Дубровне первую в России часовую и позументные фабрики. Изделия дубровинских мастеров славились не только при царском дворе, но и за пределами России. А еще раньше здесь действовала суконная фабрика.
Через год после царского указа, своим ходом на телегах для работ на местных фабриках выехало 285 семей. Ехали долго и тяжело. Добрались не все — в общей сложности 1792 человека. Главной их задачей, кроме обработки земель было снабжение Екатеринославской суконной фабрики овечьей шерстью, из которой производилось армейское сукно.
На новом месте жители испытали много трудностей. Вначале их разместили в окружных казенных селах. Весной 1795 года переселенцы переехали в построенные по обоим берегам реки Мокрой Суры для них хаты. Но новые хаты (а их насчитывалось 225) были плохо приспособлены к жизни. Частые эпидемии, неурожаи, недостаток хорошей питьевой воды – такими были первые годы жизни белорусских переселенцев.
В первые годы своего основания поселение не имело официального названия, но уже в 1798 году в одном из документов оно упоминается как казенное село Дубровинское, в другом — как слобода Сурская.
Такие сведения по истории поселения сохранялись до начала XXI века. В нашу бытность краеведами было документально доказано, что первые поселения в этом крае возникли в 1777 году. Согласно новооткрытым свидетельствам, поселенцы Сурско-Литовского в 2007 году праздновали 230-летие со дня основания своего родного края.
В начале XIX столетия за поселением закрепилось название фабричной слободы Сурско-Литовское. Таким образом, мы можем констатировать, что поселение первую часть своего названия получило от реки Суры, а вторую – потому, что его населили рабочие екатеринославской казенной суконной фабрики – переведенные из Белоруссии. При этом надо отметить, что в XVIII веке жителей Белоруссии часто называли «литвинами», ведь они являлись выходцами из некогда Великого княжества Литовского.
В том же XIX веке здесь построили прядильню и ткальню с четырьмя станками, которые были филиалом Екатеринославской фабрики. Однако эти мастерские просуществовали недолго. Благодаря своему близкому расположению возле крупного промышленного центра, которым во второй половине XIX века стал Екатеринослав, возрастает количество населения Сурско-Литовского. Так, в 1858 году население составляло 1 417 жителей, в 1884 – 2 442 жителя, в 1897 – 3 656 жителей. Село стало центром Сурской волости Екатеринославского уезда. Будучи казенным, оно никогда не знало крепостного права.

Церковь объединила Любовью Христовой населяющий просторы люд

Но не только переселенцев удручали неудобства, связанные с местностью и постигающими их болезнями. Большие внутренние проблемы жители нового села испытывали в связи с отсутствием храма. Именно поэтому летом 1803 года в своем обращении в кантору Екатеринославских казенных фабрик они написали, что не выполняют «по долгу христианскому обрядов, особливо, что нередко, рожденные без крещения, а болезнующие без исповеди и причащения Святых Таин умирают». Эти сведения мы можем прочитать у Екатеринославского епископа Феодосия (Макаревского) в его капитальном и очень ценном, для нашего времени, труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия».
В своем письме жители слободы сообщали, что просят дать разрешение на строительство церкви. К тому времени они уже закупили «упраздненную в предместии Новых Кайдак деревянную церковь во имя Сошествия Святого Духа, приторговав с иконостасом и со всеми утварми». Первоначально в просьбе о строительстве деревянной церкви было отказано — «уважить нельзя», как было сказано в документе. Но затем, указом от 3 октября 1805 года «по именному Его Императорского Величества Высочайшему повелению Святейший Синод разрешил купленную в Новом Кайдаке Свято-Духовскую церковь перенести в слободу Литовскую и поставить временно, впредь до сооружения каменной». Что касается финансовых затрат — стоила она 1500 рублей. Это огромная на то время сумма. На средства прихожан за год был возведен первый православный храм. Это был деревянный, однопрестольный храм, освященный во имя Сошествия Святого Духа.
Простояла же она долго — 129 лет. Ей суждено было объединить Любовью Христовой населяющий просторы люд. Церковь давала им идеалы добра и подвижничества вела дорогой указанной Господом – от тьмы к Свету, от временного к Вечному, от земного к Небесному.
В начале XX века при общине была основана церковно-приходская школа и 2-х классное министерское училище. В первом десятилетии XX века (1906 г.) на пожертвования всей округи был выстроен большой пятикупольный храм из красного кирпича. Освящен новый храм был в 1908 году в честь праздника Покров Пресвятой Богородицы. По известным историческим причинам новый храм прослужил недолго…

Духовный вакуум

1917 год. Началась новая историческая эпоха с другим мировоззрением и идеалами.
«В душе мы идолов носили, но не носили мы Христа.
Не знали, Господи, не знали, утех и радостей иных.
Мы Богохульниками стали, злу научая и других.
И Храм в душе мы растоптали, и милость выставили вон,
И Церковь Божию взорвали… И повредились мы умом».
В 1934 году советская власть храм закрыла и частично разрушила: были сняты колокола и уничтожен купол. В этом же году сожгли Свято-Духовскую деревянную церковь, которая уже к тому времени использовалась как амбар для хранения зерна. Подверглись гонениям и репрессиям местные священники. В 1937 году по обвинению в так называемой «контрреволюционной деятельности» были расстреляны священники Василий Павловский и Кузьма Григорьев. Ныне они полностью реабилитированы.
От тотального разрушения каменный храм спасла Великая Отечественная война — было не до борьбы с «религиозными предрассудками». В это время лихолетья суровые испытания выпали на долю жителей Сурско-Литовского. 18 августа 1941 года село оккупировали фашистские захватчики. За время «военного рабства» на каторгу в Германию было выслано 152 жителя села. 23 октября 1943 года войска Красной Армии освободили поселение. В боях за село брали участие воины 12-й танковой дивизии под командованием Герой Советского Союза генерал-лейтенанта Ю.Г. Пушкина. Во время войны и до начала 50-х годов Покровская церковь действовала.
После военного времени богоборческая власть «вспомнила» о храме, и… переоборудовала его в клуб. В 1965 году здание бывшего храма методом направленного взрыва было уничтожено, а на его фундаменте выстроен новый дом культуры. Наступил духовный вакуум.

Начало возрождения

С приходом провозглашенных дней независимости, в 1991 году началось возрождение прихода. По благословению епископа Днепропетровского и Запорожского Глеба возрожденная Свято-Троицкая община была зарегистрирована и ей в пользование передан бывший дом священника. Отрадно видеть, что все большее количество наших современников начинают осознавать свои духовные истоки, ценить свою религиозность и культурную традицию.
В настоящее время село Сурско-Литовское является центром сельского совета в Днепропетровском районе. В 2007 году 23 октября жители поселка Сурско-Литовское отметили знаменательный юбилей своего основания — 230 лет. Православная община и представители поселкового совета празднование юбилея украсили исторически-значимым событием: положено начало возрождению утраченной святыни — уничтоженного Свято-Духовского храма.
По приглашению настоятеля храма иерея Димитрия Гаврилюка памятный день возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградского Ириней. Он в сослужении благочинного Днепропетровского районного округа протоиерея Владимира Аксютина и городского духовенства совершил во временном храме Божественную литургию, за которой по случаю 10-летия священнического служения наградил настоятеля храма иерея Димитрия Гаврилюка золотым наперсным крестном.
После богослужения все участники праздника прибыли на место первого храма, где их ждали педагоги и ученики местной школы. Владыка Ириней освятил место под строительство храма и водрузил крест. После освящения Архипастырь в своем поздравительном слове поблагодарил инициаторов за благое дело возрождения утраченной святыни и вручил председателю поселкового совета Ольге Викторовне Терентьевой, директору школы, а также благотворителям и активистам прихода благословенные грамоты и подарочные молитвословы.
С конца 2007-го – начала 2008 годов было положено начало строительным работам: вырыли котлован, начали закладывать фундамент и оградили церковную территорию. Но кроме этого…

Край талантливых художников

О том, что сурско-литовская земля полнится талантами, знают многие. Отсюда вышел и тут учился в начале ХХ века знаменитый художник Федор Решетников, автор картины «Опять двойка». 18 лет прожил Федор Павленко, создатель керамики на гостиницах «Украина» и «Люкс». Начинал свое творчество известный ныне живописец Валерий Сосна. Такая насыщенность талантливыми людьми — не простое совпадение.
Свидетельством возрождения духовности также является открытие в 2009 году при храме церковно-приходской художественной церковной школы. Она основана по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея настоятелем храма — профессиональным живописцем и иконописцем иереем Дмитрием Гаврилюком. Данная школа является несбывшейся мечтой гениального художника Федора Решетникова.
Столетие назад здесь обучал азам иконописи своего сына известный на всю округу иконописец Павел Решетников. Мальчик помогал отцу расписывать только что построенный Покровский храм. Будучи известным живописцем и графиком, народный художник СССР, действительный член Академии художеств Федор Решетников всегда помнил о своем родном селе. Федор Павлович с большой радостью принимал сурско-литовских детей, приезжавших к нему в Москву. Также у него была мечта создать в родном селе на базе средней школы художественную школу.
Старожилы рассказывают, когда в последний приезд Федора Решетникова на свою историческую родину его повезли в клуб на встречу с жителями, он испытал настоящую трагедию. На месте святого храма, который он в детстве помогал расписывать отцу, он увидел безликое здание клуба. Он разрыдался, и… больше никогда уже не приезжал в свое родное село.
Общество, в котором нарушен вектор развития, в котором отсутствует уважение к людям старшего поколения и ведется целенаправленная борьба против духовных основ жизни обречено на деградацию и вырождение. Возрождение не возможно без восстановления веры, возвращения народа к его православной культуре. Этот путь начинается с возрождения веры в обществе.
Сейчас в церковно-приходской художественной церковной школе идут занятия. И пишут в ней не только иконы, но и портреты, пейзажи, натюрморты. Методику обучения разработал известный днепропетровский художник Григорий Чернета, учитель четы Гаврилюк в театрально-художественном колледже. У студии уже есть первые успехи — участие в выставках и благотворительных акциях.
В церковной школе также налажен и своеобразный бизнес: деньги, вырученные от продажи фотографий и христианских картин, направляют на благотворительность.
«Когда подойдет очередь расписывать строящийся храм Святого Духа возле школы, наши ученики сделают это канонично и красиво», – выражает надежду настоятель храма.
Кроме того, в поселке рядом с планируемым храмом находится общеобразовательная школа, в которой действуют три музея, поисковая группа, которая собирает историческую информацию о жизни поселения, о разрушенном храме и церквах ближайших сел района, а также изостудия.

Точная копия Форосского храма

Оглядываясь в прошлое с высоты прошедших лет, мы видим разрушенные храмы, растоптанное и морально и материально искусство, поломанные и искалеченные судьбы людей во тьме безнравственности и воинствующего атеизма. Сейчас же в Сурско-Литовском красиво и благодатно. Здесь проживает около 5 тысяч жителей тридцати двух национальностей — настоящая семья, в которой есть свои радости и проблемы. Живет и приходская община.
21 апреля 2010 года с архипастырским визитом Свято-Духовскую общину древнего поселения посетил управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Владыка, в частности, ознакомился с ходом восстановления храма, закрытого большевиками в 1934 году и окончательно разрушенного в 1965 году. Вместе с архипастырем на место строительства нового храма прибыли: настоятель общины иерей Димитрий Гаврилюк, председатель местного сельсовета Ольга Викторовна Терентьева, главный меценат строительства Руслан Владимирович Власенко и архитектор Игорь Щукин.
Знакомя митрополита Иринея с ходом строительных работ, сопровождающие лица предоставили ему проект и документацию планируемого храма, показали эскизы и первые достижения своих трудов по возрождению утраченной святыни.
В своем слове Правящий Архиерей поблагодарил всех тружеников за усердие в деле созидания храма, отметив при этом, что возрождение церкви является свидетельством возрождения народа. Также иерарх пожелал, чтобы духовное возрождение общества никогда не приостанавливалось, чтобы силой Божией приумножалась наша человеческая сила, наша вера, а вместе с ней исправлялась к лучшему и наша жизнь.
Чин закладки краеугольного камня и памятной капсулы со святыми мощами мучеников в основание строящегося нового здания храма был совершен накануне престольного торжества общины — 8 мая 2010 года. Памятное событие возглавил правящий архиерей Днепропетровской кафедры митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
Праздничный день начался с Божественной литургии под сводами строящегося храма в честь Святого Духа. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Первого городского и районного Днепропетровских округов, настоятель Свято-Троицкого кафедрального Собора Днепропетровска протоиерей Владимир Аксютин, настоятель прихода иерей Димитрий Гаврилюк и духовенства благочиния.
По завершении Литургии Днепропетровский Архипастырь заложил первый камень и мощи святых мучеников в основание возрождаемого храма в честь Святого Духа. При большом стечении народа прошло торжественное событие: к месту будущей святыни пришли многочисленные верующие, чтобы вознести свои молитвы, взять благословение у иерарха и стать участниками знаменательного праздника.
В конце торжества Владыка Ириней поблагодарил всех благодетелей и активистов храма за полагаемые труды, и пожелал всем встретить в добром здравии день великого освящения храма. В память об историческом событии и в благодарность за активную деятельность по возрождению святыни Архипастырь от имени Блаженнейшего Митрополита Владимира наградил главного благотворителя прихода Руслана Владимировича Власенко медалью равноапостольного князя Владимира I степени.
После завершения чина закладки нового храма митрополит Ириней в сопровождении духовенства и благотворителей осмотрел строящийся храм и его территорию. По эскизному проекту новый храм будет напоминать храм Воскресения Христова в Форосе, который построен по проекту известного академика архитектуры Николая Михайловича Чагина в византийском храмовом стиле, с системой внутренних опор — столбов и с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов.
Следующий визит архипастыря состоялся 12 ноября 2011 года. В это день для строящегося храмового здания были освящены новые кресты и купола. Это предпоследний чин освящения перед открытием храма для посещения его верующими. Исторически-знаменательное событие возглавил управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
Вначале своего архипастырского визита владыка во временном храме совершил служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 1-го Правобережного городского церковного округа г. Днепропетровска протоиерей Владимир Аксютин, благочинный Днепропетровского районного округа протоиерей Василий Бринзей, настоятель храма иерей Дмитрий Гаврилюк и духовенство благочиния.
На малом входе за пастырское душепопечение и усердные труды по созиданию храма правящий архиерей возвел настоятеля храма священника Дмитрия Гаврилюка в сан протоиерейства.
После Литургии все участники праздника прибыли на место строительства нового храма. Знаменательно, но данный храм возводится на месте первой деревянной Духовской церкви, возведенной еще в 1806 году и сожженной большевиками в 1934 году. Днепропетровский архипастырь совершил чин освящения 10 купольных крестов и новых куполов для строящегося храма. Церемония освящения собрала на храмовом подворье множество поселян.
Митрополит Ириней обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором поблагодарил поселковую власть и актив общины за возрождение храма, который является символом восстановления исторической справедливости. В своем слове владыка выразил надежду, что с воссозданием церквей, с возрождением исторических, культурных, архитектурных ценностей городов и весей нашей области, будет укрепляться любовь к региону, чувство национального самосознания, без которого невозможно успешное преодоление сегодняшних трудностей. Также иерарх пожелал всем дождаться завершения строительства, и чтобы с освящением этого храма началась и новая страница в жизни поселения и его жителей.
В память об историческом событии и в благодарность за активную деятельность по возрождению святыни архипастырь от имени Блаженнейшего Митрополита Владимира наградил старосту храма Юрия Викторовича Андросова медалью равноапостольного князя Владимира I степени. Всем участникам праздника в этот день как благословение архипастыря были вручены памятные подарки — книги и молитвословы.
Через неделю освященные купола и кресты были водружены на храм.
Восстановление храма в Сурско-Литовском продолжается. Работы еще предостаточно, и каждый, кто верит в лучшее будущее нашей земли, кому не безразлична судьба духовных святынь, может внести и свою лепту в восстановление храма.
В ближайшем будущем на звоннице храма будут установлены колокола. Именно они возвестят всем жителям поселения о силе людей верящих в Бога, в справедливость, добропорядочность, человечность, которые побеждают все трудности, которые открывают перед людьми светлую надежду, добрый оптимизм и вечную Божию благодать.

священник Георгий Скубак