Додому Статті Пушкин, Свиридов и повествование о Божественной любви на «Острове классики»

Пушкин, Свиридов и повествование о Божественной любви на «Острове классики»

12 февраля 2009 года в концертном зале Днепропетровского академического театра русской драмы имени М. Горького Центр Православной Культуры «Лествица» при содействии Днепропетровского областного совета представил VII концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи – «Остров классики». Ключевым произведением вечера стало гениальное произведение выдающегося композитора Георгия Свиридова — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Есть такая притча. Послушники спросили своего старца, в чем суть христианской любви. Старец взял учеников и вывел их на улицу и сам встал перед ними. Бушевала метель, было холодно, все ждали, что скажет старец, но он молчал. Ученики терпеливо ждали, но холод охватывал их все сильнее. Старец безмолвствовал. Прошло довольно много времени. Ученики совсем озябли. Тогда старец сказал: «Вам холодно, потому что вы стоите порознь. Встаньте ближе, чтобы отдать тепло свое друг другу. В этом и заключается смысл христианской любви». Каждый человек хочет быть любим, и желает любви. Но что же такое любовь, стало мало понятно, потому что окружающий нас мир несет сегодня об этом чувстве какие-то противоречивые сведения и искажает смысл, заложенный в самом этом понятии. Поэтому у организаторов проекта «Место встречи – Остров классики» возникло желание вернуться к истокам и самой темы любви, и, конечно же, к источнику этой любви. Поэтому тема концерта – происхождение любви и христианская любовь.
Благотворительные концерты, которые уже два года устраивает для горожан Центр Православной культуры «Лествица», любимы многими зрителями. Миссионерство – вот та цель, ради которой воплощаются в жизнь эти музыкальные действа. В них прекрасная музыка объединена со словом ведущего об основах христианской культуры. Именно этот нюанс отличает проекты «Лествицы» от работы разнообразных концертных агентств. По словам режиссера проекта, заслуженного работника культуры Украины протоиерея Игоря Собко, сегодня проводится довольно много концертов современной музыки, однако в области искусства классической музыки современное общество испытывает дефицит. Да и исполнительское мастерство чаще всего оставляет желать лучшего. Но все же классическая музыка звучит и приносит радость. «Хорошая музыка, — подчеркнул протоиерей Игорь Собко, — как и прекрасно написанная картина, не нуждается в комментариях. Во всем мы видим руку Творца. Душа наша питается молитвой, а хорошая музыка приносит радость и возможность соприкоснуться с прекрасным. Музыкальный проект «Остров классики» являет собой новую форму православного миссионерства. Это единение нашего общества в духе сотворчества. Это возможность культурного просвещения нашего общества и альтернатива той музыкальной безвкусице, которую мы слышим сегодня каждый день. И почему этим занимается Церковь? Потому что Церкви сегодня не безразлично духовно-нравственное состояние человека. Известный режиссер-документалист Александр Столяров как-то заметил, что «у нас с православием все сложилось, вот только с христианством как-то не очень». Осмелюсь дополнить, что «у нас с церковностью все хорошо, вот только с духовностью есть проблемы». В данной ситуации мы говорим, что нам не безразлично духовно-нравственное состояние человека, его возможность воспринимать и ценить прекрасное. И я рад, что для духовного обогащения есть «место для встреч» на «Острове классики».
Дата концерта выбрана не случайно. 10 февраля исполнилось 172 года со дня кончины Александра Сергеевича Пушкина. Повесть Пушкина «Метель», знакомое всем со школьных лет – это своеобразный гимн любви. Именно для этого произведения, которое в 1965 году было экранизировано, была написана музыка гениального композитора современности Георгия Свиридова. Музыка «Метели» Георгия Свиридова как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни. Это музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом, которое в ней решительно преобладает. Гармонии очень просты, хотя подчас оригинальны и изысканны в своем роде. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. Весь оркестровый колорит изобличает, однако, современного мастера, тонко стилизующего иную музыкальную эпоху.
Музыку из «Метели» знают и любят миллионы людей, но, к сожалению, большинство произведений этого гениального композитора до сих пор мало известны. Свиридов относится к тем композиторам, которые, будучи популярными при жизни, как Вивальди или Моцарт, остаются не вполне оценены современниками. Истинное понимание масштаба их дарования приходит лишь спустя столетия. Об этом написал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение для возрождения русской культуры». Известно, что Свиридов был не просто виртуозным сочинителем – он являл собой ярчайший пример музыканта-мыслителя.
Заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Днепропетровского симфонического оркестра областной филармонии Наталья Пономарчук сказала: «Это, безусловно, очень популярная музыка. Некоторые части этого произведения просто стали музыкальными хитами. Но не нужно относиться к этой музыке, как к шлягеру, ее нужно слушать в ее первозданности. Что стоит за этими простыми мелодиями? Какая в них искренность, какая глубина, какой свет! Это очень светлая музыка и в тоже время щемящее-тоскливая. Она – очень русская. Я не знаю композитора, который бы так искренно вступил в унисон с тем, что мы себе представляем, когда говорим «русская душа».
Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Композитор говорил о безвкусице, которая заразила общество, и с которой он боролся. В одной из последних бесед Свиридов сказал: «Существует искусство – как голос души. Такова была русская традиция. В XIX веке, а может быть, и раньше, из Европы пришла идея искусства – как развлечения для богатых, для сытых, искусства – как индустрии, искусства – как коммерции. Искусство – как удовольствие, как комфорт. Искусство – стало принадлежностью комфорта. Музыка же должна вернуться по существу к нравственным категориям. Она должна стать духовным искусством. Все великое искусство стремилось выйти к человечеству, говорить с человечеством. Большинство искусства — великого — разговаривало о человеке и Боге».
Уже всеми полюбившийся ведущий концерта, бакалавр теологии из Москвы Иван Дяченко о гениальном композиторе сказал: «Георгий Свиридов – русский гений, и будущее только откроет этого композитора. Зрителям и слушателям наиболее известны лишь его популярные произведения. Но этот композитор – философ и очень глубокий художник. В сложные годы советского периода и в особенности в смутные 90-е, когда крушилось все, он стал тем стержнем, тем хребтом, который не позволил сломаться русской музыкальной культуре. К сожалению, он не достаточно неизвестен для современников. Его музыка очень мало звучит, но его время придет. Он был глубоко верующим человеком, и его последние сочинения – это непрестанная молитва и взывание к Богу. Так, например, одно из последних его хоровых произведений так и называется «Песнопения и молитвы». С этим он и ушел из этого мира – с песнопениями и молитвами».
Георгия Васильевича Свиридова очень любили многие литераторы, поэты, особенно пушкинисты. У него был редкий слух на автора – стремление и умение внимать и с наслаждением повиноваться авторскому слову и духу. И здесь Свиридов поднимается до непревзойдённого в 20 веке тождества стиха и музыки. Происходит такое слияние, что непонятно, то ли это музыка самого Пушкина, Есенина или Блока, а стихи Свиридова, то ли наоборот. Так и в «Метели» Свиридов своей музыкой разгадал загадку пушкинской повести.
Ай да Пушкин! Неспроста критика и современное ему общество, воспитанное на западных романах обрушилось с критикой на поэта, не почувствовав его прозрений. Дескать, как всё это не романтично, не правдиво, не поэтично. Оно то, это общество, ожидало классическую историю о мужчине и женщине, где всё должно развиваться по законам романического жанра. Влюблённость, эротическое влечение, бурление страстей, цепь испытание, преодоление их, и, наконец, закономерный итог – душевная близость, счастливь брак или что-нибудь в этом духе. Во всяком случае, обязательно наличие причинно-следственной связи – таков закон западной европейской культуры. Но для Пушкина всё это было слишком мелко. Хотя в начале повести всё совершается по законам жанра – и влюблённость, и чувственная страсть, бегство и желание тайно обвенчаться. Но вдруг вмешивается метель. Метель – стихия мира сего, которая лишает смысла человеческие старания и цели. Маша венчается с совершенно незнакомым человеком, который сразу исчезает после таинства. И далее – ничего. А где же развитие страсти, душевных чувств, искание предмета любви, где переживания и поступки пылающего или разбитого сердца?
У Пушкина дальше всё развивается вопреки логике западного душевного романа. Есть завязка, но нет развития. Всё как бы случайно. Метель, жених заблудился, как бы случайное венчание. И, как бы, случайная встреча спустя годы Маши и Бурмина. И вдруг, два человека словно зазвучали в ответ друг другу. Впоследствии становится понятно, что возникшее их чувственное и душевное влечение имело глубокую первопричину. Совершённое над ними таинство Венчания уже соединило их духовно и предшествовало развитию чувств.
Пусть в жизни так бывает очень редко, но не это волнует Пушкина. Ему было важно проникнуть в тайну Божественной Любви, коснуться её Превечного источника. Поэт указывает, что Любовь, истинная Любовь, есть Дар исходящий свыше и браки совершает Сам Господь на небесах, пусть человек брыкается, но в лучшем случае он может стать лишь сосудом, принимающим Дар любви. Именно протест против отношения к искусству, как к комфорту, побудил устроителей музыкального проекта «Место встречи – Остров классики» организовывать концерты, на которых происходит единение нашего общества в духе музыкального сотворчества. В своем выступлении ведущий концерта – бакалавр теологии Иван Дяченко – глубоко раскрывает тему христианской любви.
Почему Пушкин писал стихи? Что заставляло Свиридова сочинять музыку? Непростые вопросы. А задумываемся ли мы, почему Бог сотворил миры, видимые и невидимые, нас? Тайна сия велика, но Церковь, в лице своих богословов дает ответ: «От преизобилия любви Своей в Самом Себе, Бог сотворил все миры, видимые и невидимые». Это важно знать, чтобы всегда помнить, что вся вселенная была детищем Любви. И человек был сотворен только по одной единственной причине — по Любви. И в Боге нет других побуждений кроме любви! И это ещё не всё.
Адам отверг Божественную любовь и увлёк за собою всё творение в пучину богоотступничества. Но разве закончилась Любовь Божия? О нет, Христос явил миру любовь, которая превосходит всякий разум. Сын Божий искупает грех Адама Своей Собственной смертью, распятый на Кресте возлюбленными Им людьми. И такая любовь, явленная человечеству Христом, стала называться христианской. Эта та великая любовь, которая не стыдиться явиться ради спасения возлюбленного: в унижении, в служении, в страдании и, наконец, в великой жертвенности.
Когда была дана заповедь любить ближнего своего, Христос не имел ввиду, что нужно любить только добрых и праведных, здоровых и знатных, красивых и умных. Но и злых и неправедных, и больных и гадких. Как он Сам любил всех и никого не обидел. Но ведь есть еще и новозаветная заповедь, может самая тяжелая, но которая как лакмусовая бумага проявляет – христианин ты или нет. «Любите врагов ваших». Но, позвольте, человек не может так любить, потому что такая любовь есть Сам Бог!
Да, эта заповедь, как, впрочем, и к ближнему, была бы чудовищной и невозможной для человека, если бы христианство состояло только из заповедей и законов. Но христианство это не только заповедь, но и Дар. Новый Завет подарил любовь Христову, и только человек сумевший принять этот дар, открывшийся ему, этой Самой Христовой любовью и может исполнить неслыханную заповедь любви.
В конце встречи ведущий напомнил, что в Священном Писании любовь ставится превыше всего. Все заповеди Христа говорят об одном – любите! Ничего более красивого о Любви не сказано, чем в слове Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, но пребывать будут Вера, Надежда и Любовь. Но Любовь из них – больше!»
Диакон Георгий Скубак, Анна Регульская