Додому Історія стародавніх храмів Три храма за четыре года!

Три храма за четыре года!

Жители Китайгорода за короткий промежуток времени недалеко друг от друга возвели в своем поселке три уникальных по своей архитектуре храма. Что же подтолкнуло их на такой подвиг?
Китайгород – одно из красивейших сел нашей области с довольно загадочным названием. О его происхождении краеведы располагают разными мнениями.
Одни считают, что название связано с обычаем поднимать красную китайку над крепостью в случае приближения врага. Летописные упоминания о событиях, которые происходили в этих местах, рассказывают о битвах с кочевниками и строительстве укреплений для защиты от их нападений. На месте нынешнего села во время татаро-монгольского нашествия был сооружен земляной вал, огороженный дубовым частоколом. Посредине был городок, где при приближении врага пряталось население. В момент опасности красное полотнище – «китайку», развевавшуюся над городком снимали. Отсюда и пошло название – Китайгород.
Другие настаивают на тюркском происхождении слова. В татарском «китай» означает «укрепление», а значит, Китайгород – укрепленный город, каковым он и был на самом деле. По этой версии из «китей» (вязанок хвороста) строили укрепления. Собственно, и одно, и второе название связано с обороной от опустошительных набегов половцев, печенегов и татар. Разветвленная система укреплений состояла из трехрядных валов.
Происхождение названия горы Калитва, у которой стоит Китайгород, связывают с тем, что до этих мест дошли в 1395-1398 гг. литовские войска под командованием князя Витовта. Некоторые исследователи считают, что именно в эти годы и произошло первоначальное заселение местности. Тогда литовцы здесь потеснили татар. Однако гора названа именно татарами как «литовский город» (“calla” и “litva”). Первые же письменные упоминания о городе встречаются в семидесятых годах XVI столетия.
Лишь в конце XVII века местность была заселена оседлым украинским населением, вытесненным из Заднепровских мест турками. Основание села Китайгород относят к 1677 году. Еще неоднократно подвергалось село набегам врагов, для защиты от которых в 30-е годы XVIII столетия по указанию императрицы Анны Иоанновны проводятся строительные работы по устройству украинской оборонительной линии, позволившей начать походы на Крым. Только в апреле 1736 года войско, в числе которого были и казачьи полки вошло на Крымский полуостров. На тот период Китайгород относился к Полтавской губернии.
Но это поселение привлекает к себе внимание не только своим происхождением, названием и историческим прошлым Главную достопримечательность Китайгорода составляет храмовый комплекс, являющийся памятником истории и архитектуры национального значения XVIII века. О нем следует сказать особо не только потому, что он является старейшим культовым сооружением на территории Днепропетровской области, но и потому, что ему нет аналогов в Украине.
В середине XVIII столетия строится уникальный ансамбль церквей на средства казацкой старшины. Удивляют, как принято теперь говорить, и темпы строительства. С одобрения Протовчанской паланки и с участием сечевиков в 1754 г. открыта центральная – Успенская церковь, через два года – церковь-звонница Святой Варвары, а уже в следующем году – Николаевский храм. За четыре года – три храма!
Для строительства церквей казаки привозили обожженный кирпич с верховьев Днепра на лодках, наращивая борта камышом. Кладка велась на известковом растворе, с тех времен она ровная и крепкая. Колокольня Успенской церкви (Варваринская церковь) представляла собой трехъярусное кирпичное отштукатуренное сооружение в стиле позднего украинского барокко. Удачный выбор места для церквей, окруженных живописным ландшафтом, придает особую монументальность всему комплексу.
Свято-Николаевский, Свято-Успенский и Свято-Варваринский храмы составляют уникальный ансамбль культовых каменных сооружений, дошедший до наших дней без значительных перестроек. Фактически, это единственные сооружения подобного типа в зоне так называемой «Украинской линии».
В справочнике-каталоге «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской СССР» о Китайгородских храмах мы находим следующее:
«Успенская церковь (охранный №153/2) 1754 г. Памятник архитектуры в стиле барокко… Пластика стен обогащена раскрепованными карнизами и пилястрами, разнообразными наличниками окон. Своеобразно решен переход квадрата подкупольного пространства к восьмигранному барабану купола при помощи ступенчатых арок вместо традиционных парусов. Раскрепованные пилястры применены в интерьере. В 1969-1973 г. проведены ремонтно-реставрационные работы.
Никольская церковь (охранный №153/7) 1757 г. кирпичная тетраконховая, одноглавая. Полусферический купол на высоком барабане увенчан главкой. Поверхность стен разнообразят пилястры, окна обрамляют декоративные наличники. В храме сохранились росписи в барабане, на сводах и на стенах. Местами сквозь них проступает более ранняя живопись XVIII века. Характерная для барокко мягкость и плавность линий проявилась в форме плана, в лепке фигурных наличников, в общих пропорциях.
Варваринская церковь (охранный № 153/3) 1756 г. В XIX веке к западному фасаду был пристроен четырех колонный портик. Кирпичная, трехчастная, с квадратной частью, полукруглой апсиды, прямоугольным притвором. Над массивным развитым центром высится восьмигранная, в плане двухъярусная, завершенная граненым куполом. Колокольня, повторяющая характерный для народного зодчества принцип — восьмерка на четверке. Первый ярус колокольни глухой, второй с большими арочными проемами. Углы здания подчеркнуты пилястрами».
Свято-Успенский храм является уникальным памятником архитектуры. По мнению специалистов, ничего подобного нет во всем мире. Здесь нашим предкам удалось синтезировать достояние украинской, российской и польской архитектур, и ныне это – единственное связующее звено в эволюции архитектуры. В ее образе синтезированы влияния разных национальных традиций. Объемно-пространная структура – неповторима. Ей нет аналогов ни в украинской, ни в русской архитектуре. Для истории и архитектурной науки, Успенский храм (как памятник архитектуры) представляет огромный интерес как необходимое и единственное звено в эволюции архитектурных типов.
Редчайшим и необыкновенным сооружением является Свято-Варваринский храм. Он уникален по-своему. Здесь в одном сооружении органично сочетаются несколько функций – культовое здание, звонница и оборонная башня. В отечественной архитектуре таких памятников больше нет.
По плану видно, что это трехчастная с прямоугольным барабаном, квадратным нефом и полукруглой апсидой алтаря. Над нефом поднимается массивная двухъярусная восьмигранная башня, увенчанная полусферической башней со шпилем, которая имеет на втором ярусе восемь арочных отверстий. Ход на башню расположен в стене, которая отделяет неф от барабана. Возможно по замыслу автора проекта, башня была призвана выполнять и оборонительные функции.
В переходных сооружениях Варваринского храма приемы характерные для русского зодчества. Барочное многоярусное венчание предоставляет ей особой выразительности и силуэта. В сравнении с Успенским храмом Варваринская утонченней и монументальней. Особенности конструкции этого храма свидетельствуют об участии в ее сооружение русских мастеров, тем не менее плановая ее структура каноническая для украинского культового строительства.
Не менее уникальным и оригинальным является третий храм – Свято-Николаевский. Это наиболее ранний и единственный полностью сохраненный образец тетраконхового храма. Строили это великолепие свои же украинские мастера.
По утверждению некоторых исторических источников освящал нововыстроенные Китайгородские храмы Киевский митрополит Арсений (Могилянський) который с 1757 по 1770 управлял вверенной ему митрополией.
В XVII-XIX веках жизнь общины Китайгорода и храмов было тесно переплетено. На протяжении двух столетий священники этих церквей совершали таинства, богослужения, обучали детей прихожан, оказывали материальную помощь поселянам. И это далеко не полный перечень социального служения местного духовенства.
Сохранились статистические данные конца XIX столетия, которые ярко показывают значение, место и роль Китайгородских церквей в жизни тогдашнего села.
Успенская церковь владела 33 десятками пахотной земли (1 десятина равнялась 1,45га). Площадь кладбища, закрепленного за ней составляла 484 квадратных саженей (1 сажень равнялся – 2,1 метра, т.е. вообще – 1016,4 м)
Возле церкви было помещение для хранения церковного имущества и хлеба, имелась церковная библиотека и смешанная одноклассная церковно-приходская школа. Заработная плата священника этого храма в год составляла 120 рублей, а псаломщика – 30 рублей.
Количество прихожан насчитывало: мужчин – 1229, женщин – 1181.
При Свято-Успенском храме в 1886 году была основана одноклассная церковно-приходская школа, заведовал которой священник Лука Гурьевич Поджукевич. Сохранились данные за 1916 год. Вот про что они говорят: школьное помещение находилось на церковной земле, было застраховано на 700 рублей. При школе была квартира для учителя. Занятие в школе начинали 1 сентября и заканчивались 25 апреля. В школе училось 79 детей: 46 мальчиков, и 33 девочки. При школе было 300 квадратных саженей казенной земли (630 кв. м). На удержание школы церковь выделяла в год 180 рублей.
По Николаевский церкви ситуация была следующей: количество пахотной земли – 33 десятины (54,45 га). Была при ней церковная библиотека и школа грамоты, которая находилась в отдельном здании. Близ церкви был сарай для сбережения запасов хлеба, и церковной утвари. Священник этой церкви получал 160 руб. в год, a псаломщик – 53 руб. Прихожан насчитывалось: мужчин – 1174, женщин – 1134.
Время, когда возводились Китайгородские храмы, в истории Украины был периодом правления последнего гетмана – Кирилла Разумовского (1750-1764), который старался получить для Украины определенную автономию в пределах Русской империи и добился определенных льгот экономических и политических для украинского народа.
Как свидетельствуют сохранившиеся документы, человек, стараниями и на средства которого были построены храмы, был китайгородский сотник – Павел Ефремович Семенов. Он еще носил и звание «бунчукового товарища», которое предоставлялось гетманом за особые военные, дипломатические и административные заслуги. Носителя такого звания мог судить лишь гетманский суд. Был еще ряд материальных льгот, которые предоставлялись «бунчуковым товарищам». Во время военного похода бунчуковый товарищ исполнял обязанности адъютанта при гетмане, а на торжественных церемониях носил за ним малый бунчук. Эта должность была упразднена только в 1764 году.
Читая страницы истории, мы понимаем, что сотник Павел Семенов был не только влиятельным, волевым, умным и мудрым человеком. Он после себя оставил вековую память, построив уникальные храмы. Мы можем только догадываться, о чем мечтал и к чему стремился сотник Павел Семенов, вкладывая огромные средства в сооружение церквей.
Проходили столетия…
Китайгородские храмы остались невредимыми во время бурных событий XX века: первой мировой войны (1914-1918), гражданской войны (1918-1920), антирелигиозных кампаний 20-30 годов, второй мировой войны (1939- 1945).
Хрущевская «оттепель» откликнулась новыми коммунистическими гонениями на Православную Церковь. Под предлогом аварийного состояния помещений в 1959 году в храмах запретили проводить богослужения. Однако это не помешало разместить там, в 1960-1961 годах экспозиции Царичанского районного историко-краеведческого музея.
В течение трех десятилетий (с 1962-1994) храмы переживали тяжелые времена: помещения использовались как складские помещения или пустовали, окна были разбиты, а двери выломаны. Фрески XVII-XIX веков были уничтожены, церковное имущество разграблено, а часть – сожжена. В 1970 году при проведении ремонтных работ в Свято-Успенской церкви был найден и разрушен склеп, в котором похоронен сотник Павел Семенов, на средства которого были воздвигнуты храмы. Только с 1988 года стараниями общественности села, районных и областных властей, организаций Украинского Общества охраны памятников истории и культуры решился вопрос о реконструкции и ремонте храмов. В 1994 году они начали приобретать современный вид и открыли двери для молитвы своим прихожанам.
Со времени открытия общины множество священнослужителей брали на себя нелегкую ношу настоятельства и возрождали былую красоту древности. С 1993 по 2002 годы храмы окормляли иерей Иоанн Звягольский, иерей Алексей Кияниченко, иерей Михаил Чекчирный, иерей Вадим Шкляренко, иерей Вячеслав Вороной, протоиерей Алексий Гетьман, иеромонах Варфоломей (Козупица), иерей Василий Пышный и иерей Федор Падун,
9 июля 2002 года указом митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея (Середнего) настоятелем был назначен иерей (ныне – протоиерей) Сергий Пигарев, который в настоящее время продолжает ревностно нести возложенное на него послушание.
20 сентября 2004 года община торжественно отпраздновала 250-лет Свято-Успенскому храму. А 17 июня 2006 года в Китайгороде прошли юбилейные торжества, посвященные 250-летию Свято-Варваринскому храму, которые возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
Остается неясным один вопрос, который начинает интересовать многих гостей Китайгорода: почему же на таком малом друг от друга расстоянии были возведены сразу три типовых храма? Обычно на этот вопрос местные старожилы рассказывают укоренившееся народное предание о том, что жители поселения были очень разобщены между собой и находились в постоянной вражде. Единства и любви между ними не было. И когда подняли вопрос по поводу строительства храма, то также не было найдено взаимного согласия. Селение разделилось на три группы, каждая из которых хотела возвести храм в честь святого, который им нравится: одни в честь Успения Божьей Матери, другие – святителю Николаю, а трети – великомученице Варваре.
Остается неизвестным, является ли этот рассказ правдой или это все же легенда, но если брать этот вопрос во внимание, то становится понятным, почему понадобилось так мало времени для возведения таких сложных архитектурных строений и почему они отличаются друг от друга стилями. Обыкновенное соперничество.
Сейчас, созерцая гармонию храмового зодчества, мы можем увидеть, что Свято-Успенский храм представляет собой центр архитектурной композиции. Варваренський храм – главная высотная доминанта всего Китайгорода. А храм в честь святителя Николая – как будто акцентирует собой подход к двум главным сооружениям. Этот архитектурный ансамбль имеет гармонично выразительный и неповторимый силуэт. Высокая научная и художественная цена этого ансамбля подтверждена выводом специалистов бывшего научно-исследовательского института теории, истории и перспектив проблем советской архитектуры в Киеве.
К огромному сожалению, до сих пор не удалось найти в архивах имен и фамилий авторов проекта, и мастера или мастеров, которые возводили эти шедевры.
Немаловажным остается и том факт, что к счастью, все три храма сохранились без существенных изменений и перестроек со времен своего сооружения. За годы советской власти церкви пришли в полное запустение. И лишь по прошествии нескольких лет независимости Украины восстановлены. Обновленные уже в XXI столетии Китайгородськие храмы продолжают напоминают нам о мудрости, мужестве и мастерстве наших предков.
Диакон Георгий Скубак