Додому Новини Митрополит Ириней принял участие в праздновании 360-летия со дня преставления святителя Афанасия...

Митрополит Ириней принял участие в праздновании 360-летия со дня преставления святителя Афанасия Харьковского

15 мая 2014 года, в четверг 4-й седмицы по Пасхе, в Благовещенском кафедральном соборе г. Харькова состоялась праздничная Божественная литургия, посвященная празднованию в Харьковской епархии 360-летия со дня блаженной кончины святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского и Харьковского чудотворца (&dagger, 1654), мощи которого с 1947 года почивают под соборными сводами. По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира торжественное богослужение возглавил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь., В служении Божественной литургии приняли участие 9 архиереев Украинской Православной Церкви, среди которых был и правящий архиерей Днепропетровской кафедры митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, а также духовенство Харьковской и других епархий., В конце Литургии участники праздничной службы в ограде кафедрального собора совершили крестный ход, после которого у раки святых мощей святителя Афанасия митрополит Ириней прочитал молитву. Верующие молились о воцарении мира в нашем страждущем Отечестве и благоденствии Православной Церкви на Украине., Во время пения величания служащее духовенство поклонилось честным мощам святителя Афанасия. Также днепропетровский архипастырь молитвенно поклонился святителю Мелетию (Леонтовичу), архиепископу Харьковскому (&dagger, 1840) и священномученику Александру (Петровскому) (&dagger, 1940), раки со святыми мощам которых находятся в соборе., С амвона архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан зачитал поздравительное послание Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, в связи с празднуемым юбилеем., Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь от имени приехавших архипастырей сердечно поблагодарил митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия за приглашение на торжества, приуроченные великому святителю, который обрел вечное пристанище на Святой Руси., С ответным благодарственным словом к собратьям архипастырям и всем присутствующим обратился управляющий Харьковской епархией митрополит Онуфрий., После взаимных поздравлений было провозглашено многолетие., ЭКСКУРС:, Святой Афанасий III Пателларий известен в Русской Православной Церкви как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец либо Афанасий Харьковский Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652), ранее митрополит Фессалоникийский, участник книжной справы предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году., Родился в 1597 году в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев, получил образование в монастыре Аркадиу., В 1631 году был рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского, пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса., В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его Исповедания веры, которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав, таким претендентом стал Афанасий, В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта., Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвертое) на престоле Лукариса., По своем вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции., Подвизался на Афоне в устроенной им келии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая В скорбех и печалех Утешение (празднование 19 ноября)., Летом1652 года в третий раз занял престол на несколько дней., 8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине, 22 апреля 1653 года был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем., В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал Чин архиерейского совершения литургии на Востоке, который лег в основу московского исправленного печатного Чиновника архиерейского служения, используемого в РПЦ и ныне. Подал царю тетрадь, в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх вселенскую кафедру., В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого., В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился., Был погребен сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители., История почитания святителя начинается с 1662 года 1 февраля, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя., В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях., В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные жития святителя и канон., В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия, ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались., В 1860-х А. Н. Муравьев составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах., История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским)., В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен, в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков, в 1947 году в Благовещенский кафедральный собор города., Память совершается 2 (15) мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице)., Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link="82903537bbe7c60428.jpg"]