Додому Новини Молебны о ниспослании живительной влаги служатся во всех храмах Днепропетровской епархии

Молебны о ниспослании живительной влаги служатся во всех храмах Днепропетровской епархии

В Днепропетровской области уже несколько недель стоит очень жаркая засушливая погода. Поэтому традиционно в храмах епархии по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея уже начались богослужения о ниспослании дождя — последование молебного пения во время бездождия. С прошлого воскресенья в кафедральных соборах, храмах и монастырях Днепропетровской епархии православные верующие молятся о том, чтобы пошел дождь и, наконец, прервал засуху, от которой нынешним летом очень сильно страдает регион. Напомним, что в начале августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи со стихийными бедствиями — засухой и массовыми лесными пожарами, а Блаженнейший митрополит Владимир обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады. Управляющий Днепропетровской епархии также призвал усугубить свой молитвенный подвиг и объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю. Соответствующее распоряжений с архипастырским благословением митрополита Днепропетровского и Павлоградского было разослано по всем приходам Днепропетровской епархии. При совершении Литургии на сугубой ектинии вставляются особые прошения из чинопоследования молебствования о дожде. В конце богослужения священнослужителями читается молитва о ниспослании дождя на землю, в которой Церковь умоляет Господа помянуть людей, как некогда помянул Он Ноя в ковчеге, услышать молитву каждого, как услышал молитву пророка Илии, и призывает в предстательство пред Богом Богородицу Марию, святых ангелов, апостолов, мучеников и всех святых. Также служатся молебны святым — великомученицы Параскеве Пятнице и пророку Илье. Святую Параскеву на Руси почитают, как покровительницу и помощницу в сельскохозяйственных делах, в семейных нуждах, а к пророку Божию Илии православные традиционно молятся при бедствиях, таких как бездождие и засуха. К СВЕДЕНИЮ: Все бедствия и несчастья происходят с людьми при Божием попущении, поэтому Святая Церковь внушает своим чадам, что лучшее средство против всякого бедствия — это молитва, покаяние и исправление жизни. Последование молебного пения во время бездождия относится к числу древнейших. Сам Господь явно открыл в Слове Своем, что бездождие бывает по воле Его, в наказание за грехи наши. «Если… не послушаете. Меня, — сказал Он, — то Я… сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастаний своих, и дерева земли не дадут плодов своих» (Лев. 26, 19—20). Священное Писание говорит, что, как возникновение бездождия, так и прекращение его, могут совершаться силою молитвы: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев, и опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17—18). О силе молитвы в прекращении засухи свидетельствует в письме от 179 г. Марк Аврелий. На основании этого письма церковный историк Евсевий повествует, что, «когда войско, готовясь вступить в сражение с германцами и сарматами, истаевало от жажды, воины мелитского легиона, который за веру существует с того времени доныне, стоя пред неприятелем в строю, преклонили колена на землю и обратились к Богу с прошением. Затем тотчас последовало удивительное зрелище: это молния, обратившая в бегство и истреблявшая врагов, и дождь, испрошенный силою молитвы к Богу и ожививший войско» (Кн. 5, гл. 5). Тертуллиан писал язычникам: «Вспоминая о несчастьях, постигавших землю в прежние времена, видим, что с тех пор как существуют христиане, люди наказываются с меньшею строгостью: с того времени земля нашла ходатаев пред Богом. Когда зимние и летние дожди пресекаются и земля угрожается ужасным бесплодием, мы, изнуряясь постом, очищаясь воздержанием, обезоруживаем небо и испрашиваем прощение» (в апологии, XI). О молитвах для прекращения засухи свидетельствует также Василий Великий в беседе своей во время засухи и голода (Бес. 3). Многие из молитв о прекращении засухи приняты от Каллиста, патриарха Константинопольского. В каноне и молитвах Последования в бездождие изображаются беззакония людей, презревших заповеди Творца, имевших порочную жизнь, скверные мысли и стяжавших нечистоту, отвергавших любовь Господа и кидающихся друг на друга, как звери, снедающие плоти друг друга. «Како убо достойни есмы Твои благодеяния восприяти?» — спрашивается в одной из молитв. — Ты бо праведен, мы неправедни, Ты любиши, мы враждуем, Ты благоутробен, мы неблагоутробни, Ты благодетель, мы хищницы. Кое общение к Тебе имамы, да и Твоих благих приобщимся?» — Описанный здесь род грехов — это эгоизм, корыстолюбие. Эгоизм в нравственном мире есть то же самое, что засуха в мире вещественном. Далее рисуется печальная картина страждущей земли, опаляемой солнцем, на которой гибнут злаки. Церковь в покаянных молитвах обращается к Господу Вседержителю: «Виждь птиц стенания, скотов вопие-ние, младенческий плач, юнош вопль, старых окаянство (бедствие), сирот лишение, вдовиц одиночество, убогих недостаточество, — и посети землю, упой ю тучными дожди». От лица глубоко раскаивающихся грешников Церковь молит Бога умилостивиться: «Вонми неможению естества нашего. Ты Сам трудился, и подвизался, и алкал и жаждал, и вся пострадати изволил даже до креста и смерти, — да в немже пострадал еси, и искусился еси, поможеши нам немоществующим, Сам и ныне, Царю Святый, уже наше неможение человеколюбно восприемый, умилосердися о нас, обуреваемых зело, и скудостию изнуряемых». В молитвах о ниспослании дождя на землю Церковь умоляет Господа помянуть нас, как некогда помянул Он Ноя в ковчеге, услышать молитву нашу, как услышал молитву пророка Илии, и призывает в предстательство пред Богом Богородицу Марию, святых ангелов, апостолов, мучеников и всех святых. Пресс-служба Днепропетровской епархии