Додому Новини МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ или НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ или НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

7 февраля — Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Следующая седмица по церковному календарю именуется Мясопустной. Готовясь к Великому Посту, православные христиане начинают воздерживаться от вкушения мясной пищи. Неделя, которая в народе называется Масленицей, имеет ещё одно наименование — Неделя о Страшном Суде. Евангелие, которое читается в этот воскресный день (Мф. 25, 31-46), представляет нам образ заключительного Суда Божия над людьми именно так, как его изобразил Сам Господь своим ученикам. Казалось бы, стоит ли во время традиционных на Руси Масленичных гуляний задумываться о конце света, о смерти и Страшном Суде? Но Церковь поступает очень мудро, с одной стороны позволяет душе и телу повеселиться в преддверии строгого поста, а с другой стороны, как пищу для ума, в эти дни предлагает евангельский рассказ о суде Божьем, которым будет определена загробная участь каждой человеческой души. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31-32). Сын Человеческий – это Христос, и вера в его второе пришествие – одна из основополагающих догм в христианстве. Первый раз Христос пришел в унижении, а второй раз обещал прийти в славе Своей. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз – как Судия его. Разница между Первым и Вторым пришествиями огромна. В первый раз Он пришел как сеятель, бросивший зёрна истинного Богопознания, а во Втором пришествии Христос придет как собиратель жатвы. Мы как-то мало об этом задумываемся, но то, что происходит в зале судебных заседаний глубоко символично. Каждый процесс суда является хоть и далёким, но прообразом того Высшего Суда Божьего, которого не сможет избежать ни один человек. Здесь есть судья, принимающий окончательное решение. Будет судья и на Страшном Суде – сам Христос. В наших судах есть помощники у судьи, прокурор и адвокат, свидетели. Но и Господь говорит, что судить мир вместе с Ним будут апостолы Его, и святые и ангелы. Ну а в роли подсудимых будем все мы, от первого человека Адама и до последних людей, которых день Второго пришествия застанет живыми. Разделит Господь людей на две стороны – на правую и на левую, так же как пастырь разделяет овец и козлов. Тем, что по правую сторону, скажет Праведный Судия: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. А тем, что по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 32-34, 41). Чем же отличались те, кто справа от тех, кто слева? Послушайте, как потрясающе прост критерий суда Божьего! «Я был голоден, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне». Но как можно накормить, напоить, одеть Бога? И Господь отвечает: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Бог не требует от людей ничего, что выше человеческих сил и возможностей: а всего лишь – пожалел ли ты голодного и жаждущего? Пожалел ли ты бездомного? В сущности, Христос нас спрашивает, были ли мы просто человечными? Те, в ком не было жалости, а значит и любви пойдут в муку вечную, а те, кто послужили другому человеку, не по принуждению и корысти ради, а по велению сердца пойдут в жизнь вечную. Это и будет заключением всемирной истории человечества! И ещё. Почему день всеобщего суда Господня называется Страшным? Да потому, что день этот будет последним. А вернее первым и единственным днём вечности. Ход времени закончится, а это значит, что больше у человека уже не будет времени что-либо изменить в своей жизни, исправить ошибки. Это день, когда каждому Бог определяет его пребывание в вечности. И там уже нет веры и надежды, поскольку праведники получают неизмеримо большее – любовь Божию, а грешники лишаются всего – и веры и надежды и любви. О Страшном Суде Христос предупредил заранее. Сегодня ещё есть время что-то поменять в себе. Завтра может быть уже поздно. Диакон Георгий Скубак