— Несмотря на тысячелетнюю историю Православия на Руси до сих пор в обществе возникают недоуменные вопросы по поводу поста. Расскажите, пожалуйста, Ваше Высокопреосвященство, что же такое пост?
— Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по его сотворении. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и с той самой поры дьявол получил доступ к сердцу падшего человека. С того времени совершенное Божие творение — Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, — стал подвержен страстям, в которых доныне, мы пребываем, лишившиеся блаженного Богообщения.
Ради спасения гибнущего в грехах человечества Сам Господь Иисус Христос, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне. И это ярчайший пример благотворности и обязательности поста. Троекратным отвержением наветов вражьих Он явил нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним духовным возрастанием.
Если говорить о внешней стороне, то пост — это телесное воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и других продуктов животного происхождения. Кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. За исключением строгих постов, разрешается, вкушение рыбы. Пост также сопряжен с воздержанием в брачных отношениях.
Самое главное — помнить, что невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью, что мы соблюдаем посты не ради диеты, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. О сути поста хочу ответить словами пророка Исаии: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. … Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит» (Ис. 58, 3-4, 6-9).
— Так в чем же заключается высокий духовный смысл поста?
— Чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Главный смысл пощения заключается в содействии этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности.
«Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Пет. 3, 11) — эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста. К сожалению, даже среди верующих людей встречаются непонимающие высокого духовного смысла поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
Не огорчил ли ты ближнего своего? Не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? Не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? Не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? Благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? Не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Именно эти вопросы должны волновать постящегося в первую очередь.
Не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным — от зла, от страстей, от терзающего нас греха. «Тщетно ты радуешься, душа моя, – слышим мы в великопостных молитвословиях, – воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога».
— Владыка, как правильно поститься, чтобы не навредить своему телесному здоровью и душевному состоянию?
— Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовленности к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться со своим духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.
Пост – это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто никогда раньше не постился или начинает поститься уже в зрелом возрасте, необходимо входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу.
Каждый сам должен определить — сколько ему требуется в сутки пищи и пития. Потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, раздражению — неспособности к делу.
Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода становятся нетерпеливы и раздражительны — пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.
Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: «Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника», — говорил преподобный авва Дорофей.
— Существуют ли исключения из общих правил поста?
— К любому духовному деланию нужно подходить с рассудительностью. Пост не является исключением. Существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.
Также нельзя налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, — к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.
Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. То же самое – когда мы живем у других людей или приходим в гости. Как говорится — в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Иногда меня спрашивают: “Что делать, если в постный день приглашают на празднование какого-либо события? Можно ли есть то, что предложат хозяева, или надо отказываться от скоромной пищи?” На самом деле, вопрос должен ставиться иначе: идти или нет? Если мы приняли решение пойти, то сидеть среди радующихся, веселящихся людей с постным лицом, отказываться от предлагаемой пищи, служа молчаливым укором для всех непостящихся, думаю, будет неправильно. Господь Иисус Христос говорил: «Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6, 16-18).
— Некоторые считают, что при современном бедственном положении в стране, когда месяцами не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост — не тема для разговора. Как быть?
— Напомню слова Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…”. Во все времена христиане добровольно лишали себя жизненного комфорта, и удовольствий, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, Святое Причастие и паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры. Ведь сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались.
— Пост — это не только время покаяния, но и благотворное время для соединения со Христом в Святой Евхаристии. Владыка, как часто следует причащаться во время поста?
— В пост мы освобождаемся от всего греховного для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Вся наша жизнь — это стремление к нашему освящению и единению с Богом, к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. Великий пост этому особенно помогает.
Однозначно ответить на вопрос, как часто нужно причащаться, нельзя. Главное не количество, а качественная добродетельная жизнь человека от Причастия к Причастию. В Древней Церкви, например, люди приходили на Литургию именно для Причастия, а не для того, чтобы помолиться и уйти. Я бы сказал так: в идеале причащаться нужно за каждой Литургией. В то же время мы должны трезво оценивать свои возможности. Все мы живем на разных уровнях интенсивности духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Часто мы не можем организовать свою жизнь так, чтобы приходить к Причастию даже раз в неделю. Поэтому общего единого для всех правила здесь быть не может. Каждый человек должен почувствовать свой внутренний мир.
Надо остерегаться, чтобы величие этого святого таинства не стало формальностью, а наши трепетные чувства к нему не остыли. В то же время важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, либо по большим праздникам. Но насколько часто мы не подходили бы к Святой Чаше, нужно стремиться к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией, то есть, причастившись святых Христовых Таин, надо сразу же начинать подготовку к следующему Причастию.
Соблюдая правило золотой середины, я бы посоветовал в Великий пост принять Святые Тайны трижды: на первой седмице, на четвертой и на Страстной — в Великий Четверг.
— Многие считают: достаточно только поститься для того, чтобы приступить к Святой Чаше.
— Рабство душевное очень тяжелое. От него необходимо освободиться. Но как? Только путем испытания своей совести, покаяния, прощения обид ближнему, одухотворения мирской жизни, духовного совершенствования, очищения своей души, борьбы с гордостью, приобретения терпения, научения себя незлобию, добровольного принятия скорбей и, конечно же — путем постоянного устремления своего ума и сердца в горний Иерусалим. Следовательно, подготовка к причастию заключается не только в воздержании от пищи, но в очищении своей души и сознании своего недостоинства.
— И напоследок, Владыка, скажите, с чего бы Вы посоветовали начать Великий пост.
— В Великий пост каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Господь сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет человека.… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 11,19). Поэтому я бы посоветовал начать это спасительное время с прощения обид, воздержания от осуждения других и оправдания себя и своих поступков. Необходимо, чтобы каждый нелицемерно и искренне простил друг друга, не оставляя ни капли раздражения и досады на ближнего в потаенных уголках своего сердца. Без этого невозможно соблюдать воздержание телесное и духовное. Ведь пост — это время, когда мы должны забыть о себе и научиться жертвовать собою ради других.
В заключение беседы, благословляя всех на время «духовной весны», хочу повторить совет о посте протопресвитера Александра Шмемана: «Лучший, и самый легкий способ для этого – отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих посту: желание (Закхей), смирение (Мытарь и фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный суд) и прощение (Прощенное воскресение). Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к определенным людям, с которыми я живу».
Ведь Церковь — это лучший путеводитель ко спасению. Она как любящая мать нежно прикасается к сердцу кающегося грешника. Таинство покаяния и нашего спасения совершается в Церкви, а потому в спасительные дни Великого поста поспешим в храм Божий, где будем умом и сердцем внимать чтению и пению. И тогда Церковь поведет нас по правильному пути, ведущему ко спасению и счастливой жизни во Христе.
Беседовал диакон Георгий Скубак