Додому Новини СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Наступившие семь дней называют Страстной седмицей. Она является последней перед праздником Пасхи и посвящена воспоминаниям о страданиях, распятии, крестной смерти и погребении Иисуса Христа. Церковь назвала эти дни Великими и святыми. В своих богослужениях она раскрывает глубокий смысл жертвенной любви Бога к людям. С древнееврейского слово «Пасха» переводится как «прохождение мимо», «переход», который для христиан означает выход из плена у смерти в жизнь вечную. Эту неделю можно было бы сравнить с финишной прямой на пути к празднованию Пасхи. Но этот заключительный отрезок земной жизни Иисуса Христа, он и самый драматический в истории отношений человека с Богом. Именно на Страстной Седмице человек убивает Сына Божьего, а Сын Божий вырывает человека из оков смерти. Вспомним некоторые события этих дней. Великий Понедельник После торжественного входа в Иерусалим Господь Иисус Христос с учениками проводит ночь в Вифании, а утром опять идёт в Иерусалим. В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужебных текстах воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Увидев бесплодную смоковницу, Христос произносит слова: «Да не будет же впредь от тебя плода во век». И дерево засохло. По учению Церкви смоковница символизирует тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносят. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Великий Вторник Во вторник Иисус Христос много учит в храме Иерусалимском и вне храма. Именно в этот день Он рассказывает большинство Своих притчей — о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах — указывающих путь спасения человека. Тогда же, Он открыто обличает в своей речи лицемерие книжников и фарисеев, чем вызывает их ненависть. Великая Среда Ночь на среду Господь провёл в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, кающаяся женщина-грешница помазала драгоценным миром Спасителя, как бы готовя Его к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. Он идёт к первосвященникам и получает свои деньги. Великий Четверг Спаситель посылает Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить вечерю на иудейскую Пасху. Вечером Он собирается с двенадцатью учениками в приготовленной для этого горнице. Сын Божий берёт полотенце и начинает исполнять обязанности слуги — поочерёдно умывать ноги Своим ученикам. После этого Иисус Христос совершает Пасху по закону Моисееву, а затем устанавливает Великое Таинство Святейшей Евхаристии. Последняя беседа с учениками. После Святого Причащения, Иуда уходит, чтобы рассказать иудейским законникам, где находится Христос, а Сам Христос в это время молится в Гефсиманском саду за учеников и всех верующих до кровавого пота. Около полуночи в сад приходит Иуда и, приветствуя, целует Его. Это был видимый знак для вооружённого отряда схватить Иисуса. Великая Пятница Связанного Господа ведут в дом первосвященника, где Его допрашивают и избивают. Во дворе этого дома апостол Пётр, трижды отрекается от Христа. На рассвете Синедрион выносит смертный приговор. Надругавшись над Господом, Его ведут на суд Пилата, где требуют распять на кресте. Пилат удовлетворяет их желание, «умывает руки» и отдаёт Христа на бичевание и пытки римским воинам, а затем Его ведут на Голгофу, где до наступления 12 часов дня, распинают вместе с двумя разбойниками. Около трёх часов дня Иисус умирает на кресте. Чтобы удостовериться в Его смерти, один из воинов пробивает Ему копьём ребро на правой стороне груди. Под вечер, тайный почитатель Христа, Иосиф из Аримафеи, получает у Пилата разрешение забрать тело Иисусово и похоронить Его. Вместе с Никодимом они снимают тело, обвивают плащаницей и наскоро, по причине наступления с заходом солнца субботнего покоя, кладут в погребальной пещере, находящейся рядом с Голгофой. Вход закрывается большим камнем. Великая Суббота Утром, в субботу, первосвященники и фарисеи получают военную стражу для охраны гроба и запечатывают камень, закрывающий вход в пещеру, где было положено тело Иисуса. По Церковному Преданию, в этот день Богочеловек Иисус Христос пребывая телом во гробе, ввел благоразумного разбойника в рай и совершил сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия. В этот святой день он Своей Божественной силой разрушает законы смерти. Воскресение Ещё до рассвета Мария Магдалина и другие женщины из учениц Христа приходят к пещере, чтобы можно было завершить надлежащим образом погребальный обряд. Но то, что они увидели, повергло их в ужас и бесконечную радость. В погребальной пещере не было тела Христа, а лежали лишь пелены и не развязанный сударь, которым была обвита голова Господа. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, Его нет здесь – Он воскрес!». И это не конец, а начало новой истории. Так родился Новый Завет Бога с человеком. Сегодня Церковь поёт «Воскресения день и просветимся торжеством, и друг друга обнимем и скажем: братья! Ненавидящих нас простим вся воскресением, и воскликнем – Христос воскрес из мёртвых, смертью своей смерть поправ, и находящимся в гробах, жизнь даровал!». Диакон Георгий Скубак