Додому Новини В Свято-Троицком кафедральном соборе митрополит Ириней совершил уставные богослужения Великой Субботы

В Свято-Троицком кафедральном соборе митрополит Ириней совершил уставные богослужения Великой Субботы

30 апреля 2016 года, в Великую и Преблагословенную субботу, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Днепропетровска совершил ряд уставных богослужений., * * * * * * *, Вечером 29 апреля, в канун Великой субботы Страстной седмицы, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе в сослужении соборных клириков и при большом стечении верующих горожан совершил утреню с Чином погребения Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа., За богослужением иерарх возглавил чтение непорочных и похвалы, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами в честь Господа, в мертвецех вменившагося. По окончании Великого славословия с пением погребального Святый Боже Плащаница была обнесена священнослужителями вокруг храма., По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны избранные отрывки из Священного Писания. Вначале пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37, 1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей на поле, оживших по Божьему повелению. Затем отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 6, 7-8) об искупительной Жертве, принесенной Христом и о плодах Крестной смерти Спасителя. Митрополит Ириней прочитал Евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27, 62-66)., Все присутствующие поклонились погребенному Спасителю и приложились к святой Плащанице, которая будет пребывать на середине храма до ночного Пасхального богослужения., В конце богослужения митрополит Ириней благословил народного депутата Украины Андрея Шипко на паломническую поездку в Иерусалим за Благодатным огнем., * * * * * * *, В сам день Великой субботы, 30 апреля, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе возглавил великую вечерню с чтением 15 паримий и совершил Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему архиерею сослужило соборное духовенство., В ветхозаветных чтениях этого дня собраны важнейшие прообразы о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа, а также пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. Святоотеческая письменность называет эти отрывки Ветхозаветным Евангелием о Христе Воскресшем., После чтения Апостола, во время пения Воскресни, Боже…, все священнослужители во главе с архипастырем сменили черные ризы на белые. Переоблачение напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм вступали новокрещеные в белых одеждах. Темные облачения заменяются светлыми, в воспоминание о том, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа., За богослужением были возглашены сугубые прошения о мире и благоденствии на Украине и молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды, а также традиционная для Великой субботы молитва о мире на Святой земле., После Евхаристического канона митрополит Ириней совершил диаконскую хиротонию: постриг во чтеца и рукоположил воспитанника 1-го класса (заочный сектор) Полтавской миссионерской духовной семинарии Александра Евгеньевича Свинаренко в сан диакона., По заамвонной молитве владыка Ириней, согласно уставу, совершил благословение хлебов и вина. Это освящение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь., После богослужения верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа., ТЕМА ДНЯ:, Великая или Страстная Суббота суббота Страстной седмицы, посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад. Это день оплакивания Христа, т.к. богослужение Великой субботы отчасти построено как плач. В тоже время это день ожидания Воскресения Христова, потому что является приготовлением к Пасхе Христовой Светлому Христову Воскресению, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье., Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, и ряд литургических особенностей этого дня прослеживается уже в памятниках IV века (Паломничество Эгерии). К числу таких особенностей относятся:, Великая суббота единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Христова Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты., По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления)., В этот день совершалось крещение оглашенных, поэтому в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения., Основные воспоминания Великой и Преблагословенной субботы выражены в одном из тропарей часов следующего дня Святой Пасхи: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный. В этот день Церковь вспоминает погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Употребление за богослужением Триоди Постной заканчивается., Поскольку после окончания субботней Литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний вечером., Пресс-служба Днепропетровской епархии, Материалы по теме:, Архипастырские богослужения в Великую Пятницу Страстной седмицы, В кафедральном соборе Святой Троицы архипастырь совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий, В Великий Четверг Страстной седмицы митрополит Ириней совершил Соборование, Божественную литургию и чин омовения ног, В кафедральном соборе Святой Троицы архипастырь совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, Архипастырские богослужения в Страстную седмицу (расписание)


Фотогалерея

[gallery link=""]