Интервью митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея об отношении Вселенского Православия к раскольническим структурам в мире, а также о ситуации с расколом в Украине.,Владыка Ириней, на днях состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви. Вы говорили в предыдущем комментарии, что всякий Собор Поместный, Архиерейский имеет вселенское значение, поскольку каждая Церковь, в том числе УПЦ это часть Единой Соборной Апостольской Церкви. Но ведь и так называемая УПЦ КП проводит соборы. Как их расценивать с канонической точки зрения?,Здесь речь идет о расколе. А всякий раскол это отпадение от Церкви и от Христа. И раскол в Украине явление не новое. В каждой Поместной Церкви есть отпавшие, раскольники. В 1970-х годах, когда я служил в Соединенных Штатах Америки, там было 11 православных канонических юрисдикций, представителей канонических Православных Церквей мира Греческой, Антиохийской, Русской, Иерусалимской, Сербской и др. Мы общались, служили друг у друга, собирались на конференции, обменивались опытом. То есть жили в мире. Вместе с тем, там были представители и раскольнических формирований, тоже числом 11, с которыми мы не поддерживали отношений, но и вражды с ними не было. Оказывается, в каждой Церкви эта беда есть&hellip, Это лжецеркви, церкви-мифы, отпавшие от благодати любви и единства, заповеданного Христом, Который говорил: “Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне, да будут совершенны воедино” (Ин. 17, 22-23). Поэтому ждать, что УПЦ КП будет признана христианским миром совершенный миф. Почему?,Потому, что каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших, и она никогда не сможет и не пожелает признавать каких-то раскольников. В лучшем случае она с ними может вести богословский диалог, убеждать их вернуться в лоно Церкви Вселенской через покаяние и т. д. Но признать такую раскольническую структуру значит подвергнуться осуждению всей церковной полнотой.,Будем рассуждать логически: если, например, Константинопольский патриархат захотел бы признать УПЦ КП Филарета, тогда мы бы могли признать раскол в Константинополе, там тоже есть свои филареты&hellip, И автоматически стать на сторону раскольников, т. е. одного духа с ними, и отпасть от Вселенской Единой и Соборной Церкви&hellip,,Известно, что по благословению покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира была создана специальная богословская комиссия для диалога с УПЦ КП&hellip,,У нас существует такая Синодальная комиссия для ведения богословского диалога с представителями раскола. На богословские темы можно дискутировать с представителями других христианских конфессий, например, с римо-католиками, армянами, протестантами и др. Но только не враждовать! Человеческий элемент взаимопонимания должен присутствовать на самом высоком уровне при таком общении. А у нас что? Захваты храмов, побоища, ложь в прессе, клевета!.. Какой диалог в таких условиях?,Замечено также: как только начинается нестабильность в обществе, какой-то политический кризис, тут же раскольники поднимают голову. Чем это объяснить?,Знаете, если политики не будут вмешиваться в жизнь Церкви, все станет на свои места и стабилизируется. Не будет ни захватов, ни погромов. В таких политических кризисах происходит нагнетание проблем: кому-то выгодно видеть и церковный конфликт. Таким образом отвлекается внимание от проблем экономических. Нужно же создавать образ врага. Вот и возникают термины типа Московська церква, Пята колона и проч. Снова вернусь к своему шестилетнему опыту служения в Америке: там всегда было огромное присутствие различных религиозных течений, но никакой вражды и в помине не было. Там каждый живет своей внутренней жизнью, но при этом предусматривается строжайшее соблюдение законов. Хвали себя как хочешь! Но если ты сказал плохо про соседа тебе такой штраф закатают, что и храм придется закрыть.,У нас один священник по неведению послужил в приходе другой конфессии. Вроде бы по приглашению, а оказалось без. Потом ему приходит штраф 10 тысяч долларов резюме расследования по жалобе настоятеля, который его не приглашал! И еще с требованием принести извинение. Очень строгие законы. Поэтому и у нас должны действовать законы, которые бы оберегали права каждой Церкви, зарегистрированной законом Украины.,А о захватах храмов с избиением это же просто преступная деятельность! Церковь должна находиться под защитой государства. Нам не должно быть стыдно перед людьми, перед обществом и перед другими государствами, которые понять не могут, как такое может происходить в цивилизованной, демократической стране, которая к тому же стремится в Евросоюз&hellip,,Что бы Вы, Ваше Высокопреосвященство, пожелали нашим светским СМИ, которые, к сожалению, далеки, мягко говоря, от объективности в освещении религиозной жизни?,Мне кажется, что, общаясь с прессой, ее представителям нужно давать для ознакомления копию Томаса, которую Святейший Патриарх Алексий II вручил митрополиту Филарету в Софиевском соборе в 1990 году в бытность его Экзархом Украины РПЦ, где черным по белому написано, что наша Церковь отныне является самоуправляемой, обладает правами широкой автономии и именуется Украинской Православной Церковью, без всякой приставки Московский патриархат. Хотя бы этот документ пусть почитают журналисты.,Другое дело, что они не только не хотят читать, а намеренно переворачивают все наизнанку, попросту врут, занимаются инсинуациями. Но ничего нового не происходит. Церковь во все века, по слову Спасителя, подвергалась ложным обвинениям и клевете. А кто отец лжи и клеветы, вы знаете. Поэтому будем молиться за всех, в том числе и за светских журналистов. Чтобы Господь послал им светлый разум, любовь, честность и объективность. Чтобы они тоже несли миру Благую Весть. Храни вас всех Господь!
Беседовал Сергей Герук
Источник: портал «Православная жизнь»