Додому Новини «Богословие музыки барокко» – новый проект творческой гостиной журнала «Самарянка»

«Богословие музыки барокко» – новый проект творческой гостиной журнала «Самарянка»

Творческая гостиная журнала «Самарянка» по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея презентовала свой новый музыкально-культурологический проект «Богословие музыки барокко». Площадкой премьерного концерта, который проходил 28 января 2013 года, стал Днепропетровский планетарий. Организатор – православный женский журнал «Самарянка». Партнерами проекта стали Днепропетровская регентская школа во им. прп. Иоанна Дамаскина и община Никольского храма (Брянского собора) г. Днепропетровска. В программе прозвучали произведения А. Вивальди, Дж. ди Стольди, А. Лотти, Д. Бортнянского и др. Исполнителями знаменитых классиков эпохи барокко стали Александр Панаскин и Виктория Гамазова (клавесин и блокфлейта), протоиерей Александр Немчинов (фагот), камерный хор «Светилен» и струнный квартет Днепропетровского академического театра оперы и балета. Рассказывая о новом проекте, один из его основоположников о. Александр Немчинов подчеркнул: «Тема музыки эпохи барокко только начата, и раскрывать ее можно разнообразно. Можно говорить о светской барочной музыке, отдельно – о духовной. Предполагается сделать ряд лекций. Первый цикл встреч – это будет барочная музыка. Что планируется в дальнейшем – будет видно». Цель творческих вечеров – помочь слушателю раскрыть богословское содержание музыки эпохи барокко. Сами концерты, по словам организаторов, рассчитаны на молодую аудиторию – прежде всего на студентов городских вузов. В числе приглашенных гостей на первом концерте были викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий и главный редактор «Церковной православной газеты» архимандрит Лонгин (Чернуха) из Киева. Что же касается мест последующих концертов, то это будут небольшие залы. «Барочная музыка, как и вся старинная камерная музыка, должна исполняться в небольших камерных аудиториях. В больших залах она не производит того впечатления, которое должна. Здесь нужно творческое, близкое взаимное общение», – отметил о. Александр Немчинов. Премьерный концерт прошел с успехом! А продолжительные аплодисменты стали не только искренней благодарностью исполнителям, но и надеждой на скорую встречу в проекте «Богословие музыки барокко». К СВЕДЕНИЮ: Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» – жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор. Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные – виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас. Также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. священник Георгий Скубак Фото: Екатерина Немчинова