Додому Новини К храмовому торжеству в Свято-Успенском храме села Голубовка возведена церковная ограда

К храмовому торжеству в Свято-Успенском храме села Голубовка возведена церковная ограда

28 августа, в праздничный день Успения Пресвятой Богородицы, в Свято-Успенском храме села Голубовка Второго Новомосковского благочиния прошло храмовое торжество. К престольному дню благотворители и актив общины приготовили храму и прихожанам подарок — вокруг храма возвели церковную ограду. Праздничные мероприятия и Божественную литургию возглавил викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий. Его Преосвященству сослужил настоятель храма архимандрит Иаков (Бобух) и духовенство приходов двух Новомосковских благочиний. За богослужением молились руководство поселкового совета, местные жители и гости торжества. В конце своего визита викарный владыка вручил благотворителям и меценатам, потрудившимся в деле устроения церковной ограды церковные награды — медали и грамоты. Активисты прихода к престольному дню были также отмечены благословенными грамотами Днепропетровского Архипастыря. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС: Поселение Голубовка очень древнее, впрочем, как и большинство сел Новомосковского района. Археологами на территории села обнаружены курганные захоронения времени ранней бронзы, а также курганы кочевников-половцев XI-XIII веков. Первое письменное упоминание об этой местности связано с историей Киевской Руси. В 1187 году киевские князья Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович вместе с Ярославом Черниговским отправились в зимний поход против половцев. Как говорится в одном из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси — «Ипатьевской летописи», через большие снега путь княжеских дружин проходил по Днепру. Около нижнего течения реки Самары дружины захватили половецкие «сторожки» и получили сведения о том, что половецкие «башни и стада» стоят вблизи Голубого леса.В летописи отмечалось, что тот лес был на «полуднища пути» от Днепра, и этим подтверждается предположение о расположении нынешней Голубовки вблизи Голубого леса. Местность вокруг реки Кильчень, где в середине XVIII века возникла слобода с одноименным названием Кильчень (позже названа Голубовкой), была заселена запорожскими казаками. Царское правительство после неудачного Прутского похода перенесло границы России из бассейнов рек Самары и Волчьей на север, за реку Орель. С 1709 года территорию по реке Кильчень захватили татары. Вплоть до 1739 года здесь были расположены их аулы. После их ухода запорожцы немедленно заняли все побережье Кильчени, считая всю эту местность древнейшим достоянием Запорожья. В 1745–1760 годах на месте Голубовки был обширнейший зимовник (хутор) двух запорожцев – Василия Сухина и Гавриила Моторного, который положил начало слободе Кильчени. Жители слободы в основном состояли из казаков. На зимовнике была устроена часовня для общих молитвословий, и при ней для богослужений находился иеромонах Самарского монастыря. После ликвидации Запорожской Сечи Кильчень в 1777 году объявляется военной государственной слободой, жители которой должны были принимать участие в охране южных границ страны. При составлении общей народной переписи в 1782 году в слободе проживало жителей 147 мужского пола и 113 – женского. В 1784 году в слободе Кильчень поселился бывший Запорожской Сечи Ирклеевского куреня казак Иван Голуб, проживший перед этим более 9 лет в Самарском монастыре в подвигах послушания, поста и молитвы. Некоторые исследователи считают, что в честь его с 1791 года за поселением закрепляется название — Голубовка. Грамотный, набожный и к делу усердный, И. Голуб – частью по природной жажде к деятельности, частью по совету и настоянию монаха Феодосия – всего себя со всем достоянием капиталом своим посвятил благоустроению слободы. Ставший скоро в Кильчени во главе первостатейных поселян и избранный ими старостою слободы, Голуб на свои собственные средства организовал, распланировал и благоустроил слободу, населил ее народом семейным и оседлым. На то время здесь было 170 дворов, проживало 477 мужчин и 460 женщин. Занималось население в основном земледелием: высевали пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху и другие культуры. В это же время согласно общей просьбе поселян начал хлопотать о постройке в слободе церкви во имя Успения Божией Матери. На собственные средства он купил готовую и прочную деревянную церковь в казенном селении Парасковеи, отмежевал из общественной дачи 120 десятин земли, а затем обратился в Екатеринославское наместничество с просьбой исходатайствовать у Преосвященного Екатеринославского архиепископа Амвросия разрешение и благословение устроить в слободе церковь. 15 ноября 1791 года Павлоградский протоиерей Алексий Хандалеев соборно, по надлежащему церковному чиноположению, освятил место под церковь и положил закладку на сооружение ее. 20 сентября 1791 года диакон Даниил Ерофеев согласно ходатайству Голуба и выбору всего общества был рукоположен во священника к строящейся церкви. 18 ноября 1793 года строительство церкви было закончено, и 21 декабря 1793 года Преосвященный Гавриил дозволил выдать в Свято-Успенскую церковь освященный антиминс и святить новый храм. В память об основателе слободы и его усердных трудах она стала именоваться Голубовкой. Судьба первой церкви неизвестна, скорее всего, она обветшала, потому что в «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» имеются данные о церкви, построенной уже в конце XIX века, но сохранившей наименование первой: «Церковь построена в 1896 году тщанием прихожан, деревянная, престол в ней один – в память Успения Пресвятой Богородицы. Церковно-приходская школа. Количество дворов в приходе – 614. Количество прихожан – 2458 мужского пола и 2397 – женского». По воспоминаниям прихожан, 13 декабря 1918 года, в день апостола Андрея Первозванного, в церковь во время Литургии ворвались атеисты, схватили служившего протоиерея Феофана и бывших на службе 17 прихожан, на подводе увезли на хутор Губиниху и живыми сбросили в колодец. Церковь была разобрана, но осталась часовня, в которой верующие совершали молитвы… 25 сентября 1941 года в Голубовку вошли немецкие танки — начались тяжелые дни фашистского ига. Значительная часть жителей брала активное участие в боях против немецко-фашистских оккупантов. 23 сентября 1943 года советские войска освободили поселение от захватчиков. Восстановление села проходила в тяжелых условиях — за годы оккупации погибло множество местных жителей, практически полностью было уничтожено колхозное хозяйство, превращены в руины все строения и дома. …Во времена «хрущевской оттепели» часовню закрыли и разобрали. Неподалеку от разрушенной церкви прихожане купили дом и перестроили его под храм, но он оказался выше сельсовета, поэтому высоту храма пришлось уменьшить. Богослужения в селе никогда не прекращались, поэтому вера сохранилась в селе, и передается младшим поколениям. И сейчас в храме 30 активных прихожан, которые не только посещают службы, но и участвуют в приходских делах. Еженедельно в приходе проходят благотворительные обеды, которые готовят прихожане. В конце ХХ века началось строительство колокольни. 17 сентября 2002 года митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней отслужил в храме Божественную литургию и освятил колокола. В настоящее время построен новый алтарь, который был освящен Владыкой Иринеем 18 ноября 2006 года. 7 сентября 2008 года, в Неделю 12 по Пятидесятнице, в Свято-Успенском храме села Голубовка Второго Новомосковского благочиния прошли юбилейные торжества. Исполнилось 215 лет со дня завершения строительства первого в истории поселения храма, освященного в конце 1793 года. Праздничные мероприятия возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. К знаменательному юбилею община приготовила всему поселению прекрасный подарок — рядом с храмом был построен трапезный дом с гостиничным комплексом. Перед богослужением Владыка Ириней освятил новое строение. Затем Архипастырь совершил Божественную литургию, за которой по благословению Его Блаженства Митрополита Киевского и всея Украины возвел в сан архимандрита настоятеля храма игумена Иакова (Бобуха). За богослужением молились руководство поселкового совета, местные жители и гости торжества. Также разделить радость исторического события прибыл благочинный Первого Новомосковского округа протоиерей Владимир Цешковский. После службы Владыка вручил благотворителям и меценатам ряд благословенных грамот и каждому вручил иконы Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы. В настоящее время при храме действует приходская библиотека, в которой насчитывается 300 книг. Пресс-служба Днепропетровской епархии