Домой Новости НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ или КАК МИЛОСЕРДИЕ СОЕДИНЯЕТ НАС С БОГОМ И БЛИЖНИМИ

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ или КАК МИЛОСЕРДИЕ СОЕДИНЯЕТ НАС С БОГОМ И БЛИЖНИМИ

25 апреля – Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Каждый отрывок из Святого Евангелия помимо описания событий несёт в себе и глубокий назидательный смысл. В четвёртое воскресение по Пасхе, Церковь вспоминает о чудесном исцелении расслабленного, парализованного человека, которое совершил Господь Иисус Христос в Иерусалиме во время иудейской Пятидесятницы. Кто-то может считать это чудом, сверхъестественным, далеким и не имеющим к нам никакого отношения. В том, так ли это и что же мы знаем о чудесном исцелении в Иерусалиме? Как-то раз во время одного из иудейских праздников, Господь Иисус Христос, пришёл в Иерусалим. Там, возле иерусалимского храма находился водоём-купальня — купель, называемая Домом Милосердия — в котором совершались различные обрядовые омовения. Вокруг него находились пять крытых галерей, под которыми лежало множество больных людей — слепых, глухих, иссохших. Что они там делали? Дело в том, что временами вода в купальне становилась целительной. Евангелие нам рассказывает, почему это происходило. В воду сходил Ангел Господень, и это было заметно по очень странному движению воды – она неким чудесным образом закипала. Так вот, кто первый из больных успевал зайти в эту воду, после «возмущения» её Ангелом, тот исцелялся от своего недуга и выходил уже здоровым Так вот, проходящий близ иерусалимского храма Христос увидел возле купели множество больных, которые ожидали чуда, временами происходящего в этом месте. Наверное, это было не простое место, где переплетались боль с облегчением, надежда с отчаянием. Нелегко воспользоваться ниспосылаемым Богом чудом, ведь нужно быть всегда наготове, чтобы заметить это чудо и принять, а если нет своих сил, то должен быть рядом человек, преданный и любящий тебя и готовый разделить с тобою мучительное ожидание, веру и надежду в твоё исцеление. Но где же найти такого человека? Вот и некий парализованный человек лежал здесь уже 38 лет. Все эти страшно долгие годы он хотел исцелиться, но всякий раз, когда Ангел сходил в купальню, более расторопный, более крепкий из больных обязательно опережал несчастного и прежде него окунался в целительную воду. За все это время никто не помог ему войти первым в возмущаемые силой Господней воды! И только Христос оказался милосерднее всех людей. Проходя мимо, как бы случайно, Спаситель остановил свой взгляд именно на этом, не теряющем надежды человеке. «Хочешь ли быть здоров?», — спросил Его Господь. «Да, Господи. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню», — услышал Христос в ответ. Вы слышите, Господь не сразу, даёт исцеление расслабленному, но прежде испытывает, ведь человек может ожесточиться в своём горе и потерять веру. А такое сердце не способно воспринять благодать. Только, когда первым человек открывается Богу, то без насилия Господь действует в нём. Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи!». Тот, Кто через ангела Своего вершил чудеса и возмущал воду в купели, ныне явно, словом Своим, возвращает здоровье человеку! Что значит для нас этот эпизод? С одной стороны, каждый может узнать себя в расслабленном, также лишенным силы и неспособным самостоятельно найти исцеление. Оцепенелая душа, обессиленная воля, помрачённый разум не могут воспарить к Богу. А ещё мучит вопрос — неужели не найдётся рядом никого, кто помог бы мне ожить? А с другой стороны — ты сам, разве мало видишь вокруг себя людей с парализованной волей и душой, которым можно было бы хоть чем-то помочь? Но зачастую мы проходим безучастно мимо и поступаем по отношению к человеку так, как не поступил бы Христос. А Он говорил, что если мы что-либо сделали для ближнего своего, мы Богу это сделали. Так, милосердие соединяет с Богом! И ещё. В евангельском отрывке о расслабленном Христос говорит человеку: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Значит некоторые болезни — это последствия совершаемых человеком грехов. И это легко обосновать богословски: грех — это отрыв от Бога, а значит, нарушение гармонии в человеке. Получается, что часто болезнь постигает человека в наказание за грехи. Но почему же тогда болеют святые? Ведь среди праведников лишь единицы отличались крепким здоровьем. А дело в том, что болеют они и страдают не за свои грехи. Как Христос, безвинно страдал на Кресте, чтобы исцелить человечество, так и святые соболезнуют и сострадают расслабленным душевно и телесно, жертвенной любовью проникаясь к каждому грешнику и возлагая себе на плечи часть их грехов. Церковь и больница — понятия очень родственные. Именно болезни чаще всего заставляют нас обращаться к Богу. Желание быть здоровым есть интуитивное стремление исполнить слова Господа о сохранении человеком своего тела и души как сосуде-вместилище Духа Святого. Расслабленный получает исцеление после многолетнего терпения и надежды. Каждый из нас знает, как не просто общаться с больными людьми, чаще всего это встреча с глазу на глаз со страданием, а порой и отчаянием. Но почти всегда эти встречи служат нашему же назиданию. Евангельский рассказ о расслабленном нас как бы возвращает к реальной картине мира, в которой болезни и страдания, увы, занимают огромное место. И, конечно пронзительно звучит вопль расслабленного — «Не имею человека!». Ведь человек — это, прежде всего лицо, обращённое к другому человеку. И пусть в нашем обществе находятся такие люди, подражающие Христу, останавливающему Свой взор на немощных и расслабленных. Научитесь дарить себя другим — поучает нас Церковь в пасхальные дни недели о расслабленном. Либо для того, чтобы перестать болеть самому, либо — чтобы стать святым. Диакон Георгий Скубак