27 июля 1975 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, память святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, митрополит Тульский и Белевский Ювеналий за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе совершили хиротонию архимандрита Иринея во епископа Уфимского и Стерлитамакского. По окончании Литургии Святейший Патриарх Пимен, вручая архиерейский жезл епископу Иринею, произнес слово.
Преосвященный епископ Ириней!
Ныне для тебя знаменательный день. Благодатью Святого Духа, через возложение рук архиереев ты воспринял архиерейскую Божественную благодать и приобщился к сонму архипастырей нашей Церкви. С получением сей благодати получил ты и новые, силы, которые будут помогать тебе в несении нового для тебя подвига — служения Богу и людям в сане епископа.
Тебе, несомненно, известны слова апостола о том, что «епископ должен быть непорочен… трезв, целомудрен… (честен), страннолюбив, учителей… (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив…» (1 Тим. 3, 2-3). Известен также и апостольский завет «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).
Нам известно и о том, что ты от юности упражнял себя в скромности и искусстве послушания, духовно совершенствуясь и восходя от силы в силу и являя себя Богу достойным и делателем неукоризненным.
В течение нескольких лет ты усердно нес послушание, возложенное на тебя Церковным Чиноначалием, в далекой стране Японии, и никогда от тебя не было слышно ропота на трудности твоего служения в далекой от Родины стране. За годы твоего служения Церкви ты приобрел опыт, необходимый для пастыря, и теперь этот опыт, умноженный Божественной благодатью, ляжет в основу твоих архипастырских трудов.
Имя, полученное тобою при пострижении в монашество,— греческое, при переводе на русский язык означает «мирный». Звучание твоего имени должно всегда напоминать тебе о том, что в жизни личной и церковной в твоем архипастырском делании ты всегда должен быть устроителем и носителем мира в самом широком смысле этого слова. А это значит — иметь мир с Богом, мир в своем сердце, мир с собратьями, мир со всеми людьми, мир между людьми. Мир с Богом приходит к нам через оправдание верой, через Господа Иисуса Христа. Это тот «свышний мир», о котором всегда молится Церковь и который содействует спасению наших душ.
В отношении мира с Богом апостол Павел говорит: «оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, Имже и приведение обретохом верю во благодать сию, в нейже стоим и хвалимся упованием славы Божия. Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же — искусство, искусство же — упование; упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 1-5).
Мир с Богом всегда устрояет мир в сердце человека, умиротворенность духа, мир с самим собой.
По этому поводу апостол говорит: «И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе» (Флп. 4, 7).
У имущего мир с Богом и мир в своем сердце, несомненно, появится стремление созидать мир среди собратьев и среди всех людей, по завету апостольскому: «аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12, 18). И в другом месте призывает: «темже убо мир возлюбим и яже к созиданию друг ко другу» (Рим. 14,19).
Архипастырю необходимо быть устроителем мира среди своей паствы. Возгревать постоянно и в пастырях и в пасомых горение мира, дабы они всегда были готовы вместе с народом нашей страны действенно защищать священный мир.
К таким мыслям и действиям призывает твое имя.
Итак, «да возрадуется душа твоя о Господе». Возмогай в полученной тобой благодати. Возгревай дар Божий, живущий в тебе возложением рук архипастырских.
И еще позволю сделать тебе напоминание: не возлагай ни на кого руки скоро и не приобщайся чужим грехам. Помни, что священнослужители должны достойно проходить служение, в которое они призваны, и их свет должен светиться пред всеми людьми.
В заключение поздравляем тебя с благодатью архиерейства и вручаем тебе жезл пастырский, который ты должен употреблять по закону духа, по образу Царствия Христова, не столько жезлом власти, сколько жезлом справедливости, правоты, чтобы твоя архипастырская власть была для пасомых не тяжкою, но любезною, и тогда твой жезл станет утешением для пасомых.
(Журнал Московской Патриархии, № 10, 1975, с. 9-14)