Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 25 июля 1975 года архимандриту Иринею (Середнему), закончившему свое послушание в Патриаршем подворье в Токио, Япония, определено быть епископом Уфимским и Стерлитамакским.
Наречение архимандрита Иринея во епископа Уфимского и Стерлитамакского днем в субботу 26 июля 1975 года в Белом зале Московской Патриархии совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, митрополит Тульский и Белевский Ювеналий.
Ваше Святейшество! Богомудрые и милостивые архипастыри!
Промысл Божий устами святителей Церкви Христовой призывает меня воспринять епископское служение, и ныне я предстою перед вашей святыней «в немощи и в страхе, и в великом трепете» (1 Кор. 2, 3). Я не смею помыслить себя достойным этого высокого сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отказываться от него, так как твердо верю, что «Господом утверждаются стопы… человека» (Пс. 36, 23).
С ранних лет моей жизни я стремился посвятить себя на служение Господу Богу и Его Святой Церкви. Всесильный Промысл Божий покровительствовал мне не только в годы приобретения богословских знаний в Ленинградской духовной семинарии и академии, но и позже, когда я трудился преподавателем той же академии и проходил пастырское служение в иерейском сане. Промыслом Божиим мне суждено было более четырех лет нести послушание в качестве клирика Подворья Вашего Святейшества в Японии.
Теперь Промысл Божий определяет меня на высшую степень священства — послужить Церкви Божией в сане епископа. При всех моих недостатках я прекрасно понимаю, что быть архипастырем — значит переживать за все болезни паствы, нести её немощи с единственной целью — послужит спасению, то есть быть, по слову апостола, всем вся, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Высший пример пастырства я вижу в лице Господа нашего Иисуса Христа, принесшего миру обновление и спасение.
Воистину великий и тяжелый подвиг епископского служения, подвиг от которого всячески уклонялись даже такие знаменитые и крепкие духом святители Древней Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Я же, недостойный и грешный, проверяя скудный запас моих духовных сил, ясно вижу, что не достиг еще той меры духовного возраста и совершенства, какая необходима носителю епископской благодати. И только надежда на всесильную благодать Божию, которая всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет, надежда на неусыпное предстательство Царицы Небесной и святых угодников Божиих помогает мне преодолеть все душевные переживания и со смирением произнести: «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Верю, что Господь Бог Сам совершит на мне это великое служение, и потому осмеливаюсь сказать вместе с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). Великую силу и помощь вижу для себя и в том, что Милосердный Господь однажды сподобил меня посетить Святую Землю, а также Святую Гору Афон, где так ощутимо действенна сила благодати Божией.
К вам же, святители Божии, я обращаюсь с усердной мольбой: простирая на меня руки, чтобы облечь меня великим саном архиерея, подвигнитесь на молитву обо мне, недостойном, чтобы, по слову святого апостола Павла, «благодать Господа нашего… открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1, 14), чтобы сохранить мне «добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1, 14), дабы по слову того же апостола, предстать мне «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Аминь.
С ранних лет моей жизни я стремился посвятить себя на служение Господу Богу и Его Святой Церкви. Всесильный Промысл Божий покровительствовал мне не только в годы приобретения богословских знаний в Ленинградской духовной семинарии и академии, но и позже, когда я трудился преподавателем той же академии и проходил пастырское служение в иерейском сане. Промыслом Божиим мне суждено было более четырех лет нести послушание в качестве клирика Подворья Вашего Святейшества в Японии.
Теперь Промысл Божий определяет меня на высшую степень священства — послужить Церкви Божией в сане епископа. При всех моих недостатках я прекрасно понимаю, что быть архипастырем — значит переживать за все болезни паствы, нести её немощи с единственной целью — послужит спасению, то есть быть, по слову апостола, всем вся, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Высший пример пастырства я вижу в лице Господа нашего Иисуса Христа, принесшего миру обновление и спасение.
Воистину великий и тяжелый подвиг епископского служения, подвиг от которого всячески уклонялись даже такие знаменитые и крепкие духом святители Древней Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Я же, недостойный и грешный, проверяя скудный запас моих духовных сил, ясно вижу, что не достиг еще той меры духовного возраста и совершенства, какая необходима носителю епископской благодати. И только надежда на всесильную благодать Божию, которая всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет, надежда на неусыпное предстательство Царицы Небесной и святых угодников Божиих помогает мне преодолеть все душевные переживания и со смирением произнести: «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Верю, что Господь Бог Сам совершит на мне это великое служение, и потому осмеливаюсь сказать вместе с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). Великую силу и помощь вижу для себя и в том, что Милосердный Господь однажды сподобил меня посетить Святую Землю, а также Святую Гору Афон, где так ощутимо действенна сила благодати Божией.
К вам же, святители Божии, я обращаюсь с усердной мольбой: простирая на меня руки, чтобы облечь меня великим саном архиерея, подвигнитесь на молитву обо мне, недостойном, чтобы, по слову святого апостола Павла, «благодать Господа нашего… открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1, 14), чтобы сохранить мне «добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1, 14), дабы по слову того же апостола, предстать мне «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Аминь.
(Журнал Московской Патриархии, № 10, 1975, с. 9-14)