Додому Монастирі Свято-Тихвинский женский монастырь г. Днепра

Свято-Тихвинский женский монастырь г. Днепра

Свято-Тихвинский женский монастырь г. Днепра

Из пяти монастырей, которые осуществляют свою спасительную миссию в Днепропетровской епархии, женская обитель в честь «Тихвинской» иконы Божьей Матери, является единственным монастырем, который находится в областном центре. Наступивший год, как и два предыдущих, для Днепропетровского Свято-Тихвинского женского монастыря — юбилейный. В 2006 году обитель отпраздновала 140-ю годовщину образования Екатеринославской женской общины – предшественницы обители. В начале 2007 года насельницы и верующие торжественно встретили 130-летие со дня получения общиной статуса общежительного монастыря. В этом же году исполнилось 140 лет со дня освящения первого храма святой обители – Свято-Варваринского, который был возведен в 1868 году трудами первой настоятельницы игуменьи Марии. В этом же году также исполнилось 10 лет со дня возрождения монастыря.
ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОБИТЕЛИ
До открытия в 1873 году общины святого праведного Иосифа, обручника Пресвятой Девы, при деревне Марьевка Новомосковского уезда Екатеринославская Тихвинская женская община, находящаяся в двух верстах от Екатеринослава, была единственной женской общиной и единственным женским монастырем на все православное почти миллионное население Екатеринославской губернии.
(Отсутствие монастырей в губернии не следует приписывать недостатку религиозных чувств населения. Причина в особых условиях колонизации местности и особых условиях ее прошлой жизни. Если в колонизации других местностей России монастыри и общины всегда являлись аванпостами русской национальности и главными центрами, около которых группировалось русское население, то в Екатеринославской губернии не могло быть этого потому, что колонизация ее совершилась не постепенно и по воле самого русского народа, а сделалась почти вдруг по воле и мановению одного сильного человека, пробудившего жизнь во всем Новороссийском крае. Человек этот был Григорий Потемкин, который открыл доступ в этот край всем желавшим в нем поселиться. Понятно, что люди, вдруг нахлынувшие в этот край из разных, часто совершенно противоположных пределов обширной России, с совершенно различными целями и воззрениями на жизнь, а также переселенцы из Германии, Молдавии, Сербии, Валахии и других стран, не могло тотчас же приняться за какие-либо капитальные общественные постройки и учреждения. По самому своему составу и воззрениям на жизнь оно вынуждено было употребить нимало времени для того, чтобы сжиться друг с другом, ассимилироваться и удовлетворить свои насущные потребности, как, например, устройство приходских храмов. Таким образом, несмотря на все желание народонаселения губернии, устройство монастырей и общин, самим ходом дел, отодвигалось на более позднее время, когда народонаселение успеет вполне осесть, устроиться и достигнуть некоторой степени благосостояния).
Только сюда со всей губернии и могли поступать лица женского пола, ищущие успокоения от тревог и бурь житейских, а также престарелые, вдовы и бесприютные сироты.
Благая мысль о необходимости устройства хотя бы одного монастыря на губернию жила издавна среди населения Екатеринославской губернии. Но как всегда бывает в подобных случаях, она ждала удобного случая для своего осуществления со стороны какой-нибудь энергичной личности. Такой счастливый жребий пал на долю государственного крестьянина селения Диевки Екатеринославского уезда Евфимия Шапошникова и екатеринославского мещанина Федора Чабаненко.
31октября 1864 года они подали на имя епископа Екатеринославского и Таганрогского Леонида (Зарецкого) прошение, в котором изъяснили, что они хотят пожертвовать для устройства женской общины землю, которую купили недалеко от селения Мироновки. В дар Господу и Его Святой Церкви они передали 201 десятин и 2181 кв. сажень земли, с двумя десятинами в числе их кленового леса с домом на каменном фундаменте, рыбным прудом в балке, садом и всеми хозяйственными принадлежностями. Вместе с этим ими было предложено, что когда соберется на этом месте достаточное количество лиц, они снова будут ходатайствовать перед архипастырем об официальном открытии на этой земле женской общины. При этом было оговорено, что содержание общины, как в настоящее время, так и в последующем насколько Бог продлит их жизнь – они принимают на себя. При прошении благодетели представили и две купчие крепости. Таков был первый краеугольный камень, положенный в основание Тихвинской женской общины ее первыми основателями и главными виновниками ее организации.
По действующим на то время законам, епархиальное начальство само по себе было не в праве ни принимать таких пожертвований, ни давать разрешения на открытие общины в таких местах. В подобных случаях оно, прежде всего, обязывалось собрать точные сведения о том, имеют ли завещатели или жертвователи сами право на таковые распоряжения жертвуемыми ими имуществами и затем уже, если не окажется никаких препятствий к принятию завещанного или жертвуемого, епархиальное начальство обязано донести об этом Священному Синоду для «испрошения на то Высочайшего соизволения, а вместе и для исходатайствования Высочайшего разрешения на укрепление жертвуемого в церковную собственность», причем оно обязано доставлять и план жертвуемой недвижимости.
Преосвященный Леонид, передавая в Консисторию прошение Ф. Чабаненко и Е. Шапошникова, сдал его с такою резолюцией: «Изъясненное в сем прошении предложение рассмотреть и представить заключение».
Консистория не медлила своими распоряжениями, но пока шла переписка между разными присутственными местами, и собирались различные сведения, времени прошло много. Содействовала задержке и случившаяся перемена главных административных лиц в епархиальном ведомстве. В конце 1864 года Преосвященный Леонид был уволен и на место его назначен епископ Платон (Треопольский). Новый Архипастырь не мог тотчас же, по вступлению в управление епархиею, взяться за это дело со всею энергией, не ознакомившись предварительно с общим ходом всех епархиальных дел. Таким образом, дело это оставалось в неопределенном положении до конца марта месяца 1865 года.
Между тем слух об открытии женской общины распространился по всему Верхнеднепровскому уезду и прежде чем были составлены нужные правила, определяющие быт общины и дано формальное разрешение на ее открытие, на это место стекалось достаточное количество женщин и девушек, желавших принять монашество. Они и образовали здесь нечто вроде общины.
Но в государственных структурах по этому делу не было никаких официальных сведений, поэтому данное обстоятельство заинтересовало полицию. Следствием проявления интереса государственных чиновников к этому делу, епархиальное начальство убедилось, что для продвижения этого дела нужно живое участие какого-нибудь лица, которое бы, не дожидаясь никаких бумаг, постоянно изо дня в день и шаг за шагом следило за ним, не давая ему останавливаться. Для этой цели избрали бывшего в то время членом Консистории и ключарем протоиерея Иоанна Поддубного и поручили ему, вместе с экономом Архиерейского дома иеромонахом Феопемитом, дальнейшее ведение этого дела. После долгих разбирательств дело об отчуждении пожертвованной земли в пользу женской общины не имело никаких законных препятствий со стороны гражданского начальства и подошло к своему логическому завершению.
С окончанием земельной тяжбы наступило время позаботиться об открытии самой общины и о составлении для нее устава, тем более что лиц, изъявивших желание в нее поступить, оказалось достаточное количество.
5 ноября 1865 года епархиальным начальством было издано постановление об открытии женской общины на пожертвованной земле и дано было предписание бывшему кафедральному протоиерею Зосимовичу и протоиерею Успенской церкви Иосифу Деркачеву составлять проект устава для новой общины.
Через месяц, 3 декабря, поступило к Преосвященному Платону от бывшего священника Екатеринославской кладбищенской Воскресной церкви Александра Зосимовича прошение, заставившее Преосвященного изменить сделанное уже им постановление об открытии общины. Священник в своем прошении говорил, что некоторые из граждан Екатеринослава, желая устроить вблизи города женскую общину заключили с ним условие относительно того, «чтобы он уступил на этот предмет его собственную дачу, находящуюся в двух верстах от г. Екатеринослава, … с домом … сo всеми службами при нем и садом». Поэтому он просил епархиальное начальство принять эту землю в епархиальное ведомство и испросить разрешение Синода на открытие, согласно воле жертвователей, на этой земле женской общины. При прошении священник приложил и документы на принадлежащую ему землю: копию с Высочайшего указа на продажу этой земли в частные руки, купчую крепость, вводный лист и утвержденный план земли.
Так как желание устроить женскую общину в городе или вблизи его было желанием большинства граждан Екатеринослава, и так как эта мысль совпадала и с желанием самого Преосвященного Платона, он по данному вопросу 10 декабря 1865 года обратился с просьбой к губернатору Дунину-Борковскому. И когда губернатор уведомил, что с его стороны препятствий к открытию на этой земле женской общины нет, то Преосвященный Платон, представляя документацию в Святейший Синод, прямо высказался в пользу открытия женской общины в Екатеринославской епархии именно вблизи Екатеринослава. Владыка вместе с тем присовокупил еще и просьбу о том, чтобы земля, пожертвованная Чабаненко и Шапошниковым, отстоящая от Екатеринослава на 50 верст предоставлена была во владение Тихвинской женской общине, основываемой вблизи города для ее обеспечения в материальном отношении. Вместе с прочими документами в Синод был представлен и проект устава для учреждения в Екатеринославской губернии и уезде Тихвинской женской общины.
24 сентября 1866 года Государь император по всеподданнейшему докладу обер-прокурора Святейшего Синода Высочайше соизволил утвердить определение Святейшего Синода об учреждении вблизи Екатеринослава женской общины, со школою при ней и об укреплении за этою общиною двух участков земли, жертвуемых священником Зосимовичем и мещанином Чабаненко. Об этом Высочайшем соизволении Синод дал знать Преосвященному Платону указом с препровождением при нем и утвержденного Святейшим Синодом устава общины для зависящих распоряжений с его стороны.
Сам устав этой женской общины, на основании которого она открыта, следующий:
§1. Для желающих уединения и посвятивших жизнь свою Богу и добрым делом учреждается вблизи г. Екатеринослава, на уступленной духовному ведомству Екатеринославской кладбищенской Воскресенской церкви священником Александром Зосимовичем земле, по заключенному с ним неизвестными жертвователями условию, женская община под названием: «Тихвинская Екатеринославская Женская Община».
§2. Община сия, по примеру других общежитий в России, принимается под покровительство духовного и гражданского начальства, содержится собственными средствами без всякого пособия от казны и состоит под ближайшим ведением Екатеринославского епархиального начальства.
§3. Открытие общины делается, по испрошении на то через Святейший Правительствующий Синод Высочайшего соизволения.
§4. За общиною сею, по испрошении на то Высочайшего соизволения, на основании 298 ст. IX Св. Закона о состояниях укрепляется по желанию жертвователей земля священника Зосимовича в количестве 30 десятин 1800 кв. сажен с домом, садом и со всеми службами, при них находящимися.
§5. Кроме сего, общине же сей установлена будет для безбедного ее существования и другая часть земли, пожертвованная в пользу же общины диевским государственным крестьянином Ефимием Шапошниковым и екатеринославским мещанином Федором Чабаненко в количестве 201 дес. 2181 кв. сажен с домом на каменном фундаменте и со всеми хозяйственными обзаведениями, состоящая в Верхнеднепровском уезде при деревне Настастьевке с тем однако же, чтобы сестры Екатеринославской общины пользовались ею на правах собственности, но без всякой передачи земли сей в другие посторонние руки, под каким бы то ни было предлогом.
§6. Община сия состоит из неопределенного числа сестер как монашествующих, так и других свободных по своему личному состоянию, которые принимаются в общину не иначе, как совершеннолетние и с узаконенными паспортами и видами от своего начальства и на тех основаниях, на коих вообще производится прием и увольнение в женских общинах т. е. с согласия начальницы оной и разрешения епархиального начальства.
§7. Для надзора и ближайшего управления сею общиною назначается на первый раз по усмотрению епархиального Архиерея начальница одной из сестер, принадлежащих к сей общине, и преимущественно из монашествующих, заслуживающих внимание начальства по своему образу жизни, опытности в делах управления и хозяйственной распорядительности. Впоследствии же таковая начальница избираема будет сестрами из среды своей и утверждаема в должности сей епархиальным Архиереем.
§8. Впредь до построения церкви, на уступленной священником Зо-симовичем земле, для сей женской общины и назначения к ней самостоятельного причта, имеющего состоять из одного священника и дьячка, сестры общины могут относиться в своих духовных нуждах к священнику Екатеринославской кладбищенской церкви как ближайшей к ней по местному расстоянию, который и должен у них исполнять все христианские требы.
§9. Занятия сестер общины сей, как посвятивших себя на богоугодные дела, будут состоять в постоянном молитвенном настроении духа, упражнении в чтении книг Священного Писания Св. отцов Православной церкви, рукоделии и других благочестивых подвигах, относящихся до любви к Богу и ближним.
§10. Независимо от сего, а также и от занятий по хозяйственной части, сестры общины сей, если по времени представится к тому возможность, или же будут для того материальные средства, обязаны позаботиться об открытии у себя первоначальной школы для обучения в ней малолетних девочек всякого звания чтению, письму, рукоделию и другим необходимым в общежитии предметам безвозмездно или за небольшую плату, по обоюдному согласию их с родителями или воспитателями тех девочек.
§11. О сестрах общины, проходящих свое звание нерадиво, а тем более предосудительно, начальница общины немедленно доносит епархиальному начальству для зависящих со стороны онаго о таковых сестрах распоряжения об исключении из общины.
§12. По окончании каждого года, в начале следующего, начальница общины представляет епархиальному начальству отчет о приходе, расходе и остатках сумм, поступивших в течение года в пользу общины и таковой же отчет о количестве получаемого оною хлеба и других жизненных потребностей, расходе оных по общине и остатке таковых в каждом последующем году.
§13. Начальница общины обязана, кроме непосредственного надзора по хозяйственной части, иметь также бдительный надзор за образом жизни, поведением и другими нравственными качествами сестер, попечению ее вверенных и ежегодно доставлять о них епархиальному начальству именную ведомость с показанием их качеств.
ИГУМЕНЬЯ МАРИЯ — ПЕРВАЯ НАСТОЯТЕЛЬНИЦА
С Высочайшим утверждением определения Синода относительно открытия вблизи Екатеринослава Тихвинской женской общины наступило время начать само устройство общины. Преосвященный Платон, приступая к совершению этого дела, прежде всего признал нужным избрать и утвердить настоятельницу для новой общины. Выбор его пал на насельницу Одесского Архангело-Михайловского монастыря монахиню Марию. Она была родом из города Херсона. Родители ее были простые мещане, но они смогли дать дочери первоначальное образование. От природы расположенная к делам человеколюбия и постоянно делавшая их и в мирском звании, монахиня Мария в 1854 году изъявила желание постричься в монашество, и была определена в число послушниц Одесского Архангело-Михайловского женского монастыря. В 1857 году была пострижена в ангельский образ с именем Мария. С этого времени вся жизнь монахини Марии была посвящена делам милосердия и служения Богу и людям. Находясь в монастыре, она, на ей одной известные средства, устроила в монастыре училище для бесприютных и бедных девочек. В 1865 году она по обету отправилась в Киев для поклонения святым местам, и возвращаясь оттуда, проезжала через Екатеринослав. Здесь она узнала об открывающейся женской общине и по обыкновению, захотела и здесь вложить свою лепту участия в добром деле. Руководствуясь этой благой мыслью она пожелала перейти из Одессы в основываемую общину, о чем и заявила Преосвященному Платону. Владыка одобрил ее намерение, вследствие чего она подала прошение о переводе своем из Херсонской епархии в Екатеринославскую, который состоялся в феврале 1866 года.
Избрав и утвердив ее настоятельницею Екатеринославской Тихвинской женской общины, Преосвященный Платон поступил предусмотрительно и в интересах общины, ведь последующей энергичной и разумной деятельностью этой настоятельницы община, как мы увидим далее, исключительно обязана всем своим благоустройством. Настоятельнице Марии совместно с благочинным священником Василием Рубанистым поручено было составить опись земель, зданий и угодий, поступающих в собственность Тихвинской женской общины. Вместе с этим ей вручены были Консисториею все необходимые книги для устройства и ведения хозяйства общины узаконенным порядком.
Нет сомнения, что под управлением и руководством монахини Марии устройство Тихвинской общины совершилось бы еще быстрее и успешнее, если бы при самом начале ее основания не встретились совершенно неожиданные препятствия. Как это не представляется странным, до 1873 года тянулся целый гражданский процесс по поводу законности земельных участков, который завершился в пользу общины.
Несмотря на эти неблагоприятные для устройства общины дела ее развитие никогда не останавливалось, а, напротив, с каждым днем подвигалось вперед. Фактически, а не на бумаге только, оно началось с того самого дня, как настоятельницею общины была назначена монахиня Мария. С этого времени работы по устройству общины шли безостановочно. Благодаря энергии, распорядительности и опытности настоятельницы общины, постройки в общине начали быстро осуществляться одна за другой. Откуда настоятельница брала средства для покрытия всех расходов, это осталось ее тайною, так как в самой общине средств для этого не было. Епархиальное начальство хотя и видело ясно такое положение вновь основываемой женской общины, но, не имея в своих руках никаких специальных сумм на этот предмет, оно и не могло оказать ей никакой материальной помощи в этом деле. Все, что со своей стороны оно могло сделать с этой целью, — это выдать книгу сбора в Екатеринославе и его окрестностях добротных подаяний в пользу общины, что оно и сделало.
Нет сомнения, что подобное положение, при начале такого важного дела, как устройство женской общины, могло бы поставить в затруднение всякого, не обладающего волевым характером. Но настоятельница общины монахиня Мария была мудра, рассудительна и сильна духом. Чем стесненнее были денежные средства общины, тем с большею энергией она действовала, и ее знание и умение отыскивать благотворителей, а равно и располагать к делам гуманности и благотворительности всякого, вступившего в общение с нею, всегда выручали ее в подобных тесных обстоятельствах близко принятого ею к сердцу делу. Таким образом, она своим примером еще раз доказала людям, что во всяком добром деле нужно, прежде всего, искреннее желание дать ему правильный ход.
Так как главное назначение общины есть религиозно-нравственное усовершенствование живущих в ней сестер, то начальница общины, удовлетворив самые неотложные нужды по размещению и содержанию сестер, решила возвести храм. Вследствие этого, предположив сделать летнюю церковь венцом и украшением всех зданий общины, настоятельница решилась сначала устроить зимнюю храм и в декабре месяце того же 1866 года, в котором и была открыта община, она уже просила Преосвященного Платона разрешить ей построение в общине небольшой каменной теплой церкви в честь святой великомученицы Варвары. При прошении настоятельницею общины представлен был и проект предполагаемой церкви. Хотя при рассмотрении этого проекта в Строительном отделении Екатеринославского губернского правления в нем найдены были такие крупные недостатки, что он потребовал значительных изменений, тем не менее обстоятельство это, под руководством и надзором опытной настоятельницы, не задержало ход дела на очень долгое время.
К началу 1867 года проект уже был исправлен, а в марте этого года уже дано было освященным Платоном и разрешение вместе с храмозданною грамотою «на устройство в Екатеринославской Тихвинской женской общине по вновь рассмотренному и одобренному Строительным отделом Екатеринославского губернского правления проекту храма в честь святой великомученицы Варвары». Самая закладка храма совершена была Преосвященным Платоном 23 апреля 1867 года. При непрерывной заботливости настоятельницы работы по возведению храма шли безостановочно и чрезвычайно быстро, так что храм менее чем в течение одного года был окончен. В январе 1868 года благочинный общины протоиерей Иосиф Деркачев уже доложил Преосвященному Платону, что заложенная его Преосвященством в апреле месяце истекшего 1867 года в Тихвинской женской общине теплая каменная церковь в настоящее время «постройкою уже совершенно окончена и надлежащим образом оштукатурена. Иконостас с приличною резьбою в ней поставлен, иконы как в самом иконостасе, так равно и в других частях храма довольно хорошей работы, самая же церковь достаточно снабжена утварью, ризницею и всеми потребными для богослужения книгами, кроме некоторых, которые настоятельница женской общины монахиня Мария словесно обязалась немедленно «приобресть для общины».
9 января 1868 года Преосвященный Платон писал на предоставленном докладе: «Освящение храма имеет быть совершено мною 14-го января, если Бог благословит мое намерение. О выдаче св. антиминса уже сделано надлежащее распоряжение. Священник Свиреденков назначается священником к церкви в Тихвинской женской общине. Консистория имеет сделать распоряжение о вызове его из г. Верхнеднепровска. Назначение же причетника предоставляю Консистории». 14 января новопостроенный храм действительно был освящен Владыкой. Таким образом, труднейшее из дел было завершено и, вместе с тем, важнейшая потребность общины была удовлетворена к чести и славе настоятельницы.
Возведя храм, настоятельница тотчас обратила свое внимание на хозяйственные постройки. В 1868 году был выстроен деревянный дом для трапезы и кухни, в которых насельницы ощущали большую потребность и построена деревянная ограда вокруг всей общины. Затем настоятельница исходатайствовала у епархиального начальства дозволение построить при общине одноэтажный каменный дом в 21 келью для проживания в них сестер и размещения своих покоев. Позже, именно в 1869-1870 годах были сделаны при этом корпусе две пристройки: одна с восточной стороны, другая с южной для образования трапезной и двух комнат внизу, а сверху галереи. В этом же 1870 году устроен был и дом для священно-церковнослужителей общины.
Несмотря на такое множество построек в течение такого короткого промежутка времени настоятельница никогда не упускала из виду главной постройки, долженствующей завершить все другие постройки — соборного храма. План собора был приготовлен ею еще в 1868 году, но главный камень преткновения был за денежными средствами. По предварительному, приблизительно сделанному исчислению требовалось до 30150 рублей только для того, чтобы возвести и оштукатурить проектируемое планом здание соборной церкви, а между тем наличных сумм в общине не было никаких.
Но настоятельница не падала духом. Заручившись предварительно обещанием некоторых благотворителей помочь ей в этом деле и предполагая по многократному прежнему опыту, что христианская благотворительность, не оскудевшая до сих пор к общине, не оставит ее и на этот раз. Но главное она уповала на помощь покровительницы обители — Пресвятой Богородицы. Некоторые пожертвования являлись в общину действительно свыше, так что ни сама настоятельница, ни никто из сестер общины не знал и до сих пор не знает, от кого они поступали. Например, о большом колоколе, весящем 212 пудов 12 фунтов и стоящим приблизительно до 5000 рублей, только и знали в общине, что он привезен из Харькова, но от кого, так и осталось тайной.
Начальница общины уже в январе 1869 года просила епархиальное начальство разрешить ей устройство в общине каменного трехпрестольного соборного храма во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, Вознесения Господня и Казанской иконы Божьей Матери. В длину этот храм должен был быть 60 аршин, а в ширину 41 аршин. Настоятельница просила на заложение этого храма храмозданную грамоту, заявляя при этом, что некоторые из известных ей благотворителей, движимые христианским усердием, изъявили ей искреннюю готовность содействовать ей своими посильными пожертвованиями. Настоятельнице поверили, и уже 11 мая 1869 года совершена была закладка величественного храма. Этого же числа выдана и храмозданная грамота на закладку храма.
К радости всей общины одна из известнейших в крае своею благотворительностью — жена надворного советника Елизавета Григорьевна Мизко 2 февраля 1870 года вручила настоятельнице 30703 рубля «на постройку в Екатеринославской Тихвинской женской общине каменной соборной церкви». С получением этой суммы дело возведения храма пошло гораздо быстрее, и настоятельница уже рассчитывала, что ее постройка в 1871 году будет окончена. Но, как всегда бывает в подобных обстоятельствах, человек предполагает, а Бог располагает. Препятствие представилось с такой стороны, с какой меньше всего ожидала настоятельница общины — в 1871 году вследствие повышения цен на квартиры появился дефицит на строительные материалы. Когда уже оставалось устроить только два придельных купола и колокольню, оказался, недостаток кирпича на заводах.
В силу совершенно случайных обстоятельств окончание храма отодвигалось на более поздний срок. В это время настоятельница пришла к практичному и разумному заключению — устроить свой кирпичный завод. Сделавши предварительный расчет, в ноябре 1871 года она обратилась с разрешением к вступившему в это время в управление епархиею епископу Екатеринославскому и Таганрогскому Феодосию (Макаревскому). Понимая серьезность положения, Консистория выдала разрешение на строительство кирпичного завода, который был построен в 1872 году.
ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ
Выполняя утвержденный устав и положение об общине, настоятельница организовала училище для девочек-сирот, которые содержались за счет средств общины и приношения разных лиц по пригласительным книгам, выдаваемым Консисториею. Количество воспитанниц предполагалось 30 человек, что же касается «своекоштных воспитанниц», то их число зависело от помещения.
В училище было два класса с двухлетним курсом обучения. Вся забота о материальном благоустройстве училища вверялась Уставом настоятельнице и сестрам общины, а главный надзор за учебно-воспитательной частью — Совету епархиального женского духовного училища. На рассмотрение этого Совета ежегодно представлялось общинным училищем отчеты по учебно-воспитательной части и заключения его по этим отчетам приводились в исполнение, по утверждении их епархиальным Преосвященным. Этот же совет избирал начальницу училища и ее помощницу, а также ревизоров по предложению епархиального Преосвященного для обозрения этого училища.
Что же касалось числа всех служащих при училище лиц, то, кроме начальницы училища и ее помощницы, при нем полагались законоучитель училища и преподаватель предметов. Сами занятия между ними распределялись так: 6 уроков какого-нибудь предмета имеет начальница училища; 6 уроков имеет ее помощница; 11 уроков, в число которых входят и уроки по какому-нибудь предмету учебному во втором классе, законоучитель училища и остальные 13 уроков занимает преподаватель предметов. Все текущие дела по училищу решались ими в педагогическом собрании, если дело касалось учебно-воспитательной части училища, или же в распорядительном, если дело касалось хозяйственной части и приводилось в исполнение по утверждении этих решений епархиальным Преосвященным.
Сам прием детей в училище, как и во всех других учебных заведениях, производился ежегодно перед началом учебного года с 15-го августа по 1-е сентября. Для приема тех детей, которые определялись на содержание общины, требовалось, между прочим, и свидетельство о смерти их родителей. Программа этого училища не обширна, но не ниже всех других школ подобного рода.
В нем проходилось: а) по Закону Божию: священная история Ветхого и Нового завета и объяснение богослужения с умением отправить в церкви то, что отправляют причетники;
б) по русскому языку: умение хорошо рассказать прочитанное и писать под диктовку со знанием синтаксиса и уменьем разобрать синтаксически каждое предложение;
в) по арифметике: основательное знание простых и именованных чисел и понятие о дробях, равно как и счисления на счетах;
г) по географии: вместе с предварительными понятиями из математической и физической географии и общим обозрением глобуса, география России. Кроме того, в числе учебных предметов были пение и чистописание.
Число предметных уроков на каждый день полагалось три, и каждый урок продолжался не менее часа. Уроки ежедневно начинались с 8 часов утра и кончались в 12 часов. В зимнее, осеннее и отчасти в весеннее время с 2 до 5 часов воспитанницы занимались рукоделием, а в остальное время года огородничеством и садоводством под надзором и руководством двух опытных сестер общины, назначаемых для этой цели из среды насельниц.
Окончившие с успехом полный курс учения сироты, если они будут духовного звания и пожелают поступить для продолжения своего образования в Епархиальное женское духовное училище, принимались во 2-й класс училища без экзаменов, а прочих сирот пристраивал распорядительный Совет общинного училища. Воспитанницам, окончившим полный курс, выдавалось Советом свидетельство об успешном окончании курса с подписью членов Совета и приложением общинной печати.
Таков в главных чертах характер училища, которое было открыто в 1873 году при Екатеринославской Тихвинской женской общине. Устройство общинного училища было последним законченным делом настоятельницы общины монахини Марии. Окончательного устройства общины, которого она постоянно так глубоко и пламенно желала, ей не суждено было увидеть. Завершение соборного храма и обнесение общины каменной оградой ей пришлось передать своей преемнице только в проекте. 13 сентября 1873 года на 59 году жизни она тихо умерла и была погребена в склепе у Собора монастыря. Перед смертью она приняла великую схиму с именем Мелетии.
ТИХВИНСКИЙ ОБРАЗ — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ОБИТЕЛИ
Появление в Екатеринославской епархии Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано с долгим спором, в честь кого будет наименована новая община. Для разрешения разногласия обратились к епископу Платону, который пригласил монахиню Феонилу (Ефремову). Она передала предсказание Киевского старца Феофила о том, что она поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Теперь оставалось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Божьей Матери, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но преосвященный остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.
К концу трехдневного подвига Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария Гусева пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял это за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что этот образ пребывает в городе Тихвине.
Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии данного образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница». Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании святого образа в обители.
Икона была написана в Царьграде, но за прегрешения жителей города трижды скрывался. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим ангелами «на воздусе» над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином святой образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления икона стала называться Тихвинской. Он является главной святыней обители и всего города. При нашествии неверных (татар) в 1533-1584 годах образ Божьей Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, пред ним была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение.
Иноки сопровождали икону к пароходу с акафистным пением. Когда внесли ее на пароход, затеплили пред ней лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по реке Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На встречу святого образа вышли Преосвященный епископ Платон с клиром и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице».
Архиерей снял с парохода образ Божьей Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста. Крестным ходом святыню под пение тропаря: «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…» был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь (ныне – Свято-Троицкий кафедральный собор) и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины икона торжественно была перенесена в храм обители и водворена за правым клиросом. Здесь она находилась до окончания строительства собора, а в 1874 году была торжественно перенесена в собор и также поставлена за правым клиросом. Святой Образ Тихвинской Божьей Матери прославился многими чудесами: больные получали исцеление, одержимые разрешались…
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ В МОНАСТЫРЬ
Мечта первой настоятельницы монахини Марии о преобразовании общины в монастырь сбылась в 1877 году. Преосвященный епископ Феодосий, видя материальное укрепление общины и идя навстречу искренним желаниям сестер, возбудил ходатайство о переименовании Тихвинской женской общины в Тихвинский женский общежительный монастырь. 28 января-14 февраля 1877 года вышло постановление Правительства за № 132 «О переименовании Тихвинской женской общины Екатеринославской епархии в Тихвинский женский общежительный монастырь».
23 апреля 1878 года Святейший Синод утвердил первую игуменью Тихвинского монастыря — ею стала деятельная и глубоко преданная Богу и своему призванию монахиня Олимпиада. За труды ее по укреплению Тихвинского монастыря в 1886 году Синод наградил ее наперсным крестом, а 6 мая 1899 года сам император наградил игуменью Олимпиаду «наперсным крестом из «кабинета ее величества».
Монастырь рос и укреплялся и по состоянию на 1903 год в нем содержалось 250 монахинь, а сам монастырь насчитывал 720 десятин земли. Как мы писали выше, в обители было две каменные церкви — одна теплая и одна соборная, а также школа для девочек. Весь монастырь был обнесен добротной каменной стеной.
В 1911 году настоятельницей монастыря была игуменья Констанция. В храмах обители служило два священника — о. Феодор Балабанов и о. Лазарь Добринский.
ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ ГОНЕНИЙ
В необыкновенном рассвете встретил монастырь тяжелые годы гонений. К этому времени в Тихвинской обители было 287 насельниц, из которых 49 мантийных монахинь, 98 рясофорных инокинь и более 140 послушниц, готовящихся принять монашеский постриг. Печальные последствия 1917 года отразились как на насельницах монастыря, так и на самой женской обители. Это было смутное время. Сестры Тихвинской обители неоднократно подвергались издевательствам большевиков, но по воле Пресвятой Богородицы среди них жертв не было. Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году святой чудотворный образ монахиням удалось спасти, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии.
После закрытия обители в 1925 году в монастырских помещениях была открыта школа-интернат для детей-инвалидов, сирот и детей репрессированных родителей. С началом войны 1941 года дети из интерната были эвакуированы вглубь страны.
Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы. Монахини, проживавшие в городе, ходатайствовали перед правящим епископом Днепропетровским и Запорожским Дмитрием (Маган) об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Дмитрий, выслушав молитвенную просьбу монахинь, обратился к Митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители после 17-летнего запустения.
Епископ Дмитрий стал активным руководителем возрождения монастыря. Решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в помещении просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. С его же благословения созывались бывшие насельницы, съезжались инокини. После окончания ремонта Варваринского храма с трепетом Тихвинский чудотворный образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм на первоначальное место.
Это был 1943 год. Сестры ревностно принялись за благоукрашение святого храма и монастыря. Множество народа стекалось в это святое место. Игуменьей монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила у себя святой образ Богородицы. Несмотря на преклонный возраст, игуменья Геннадия много сил положила на восстановление обители. Руководила игуменья Геннадия монастырем до 1946 года, после чего по немощи была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым). Ко времени ухода ее на покой были восстановлены оба храма: зимний во имя святой великомученицы Варвары и летний во имя святого Тихвинского чудотворного образа Владычицы с левым приделом в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Летом 1946 года управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии. Игуменья Ксения тоже старалась улучшить благоустройство святых монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла монастырем она до зимы 1958 года – к этому времени монастырь жил уже полной жизнью — и по преклонности лет была уволена на покой архиепископом Гурием (Егоровым).
Настоятельницей обители была назначена монахиня Руфина, проведшая свою жизнь в обители с молодых лет, начиная с тяжелых послушаний, отразившихся на ее здоровье, и пережившая с сестрами весь страх безбожного времени гонений. Весной 1959 года настоятельница Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игуменьи с вручением жезла. К этому времени монастырь поддерживался как епархией, так и прихожанами, продолжались богослужения в храмах, насельницы монастыря вели строгую уставную жизнь. После 17-летнего закрытия обители (1925-1942гг.) незаметно пролетели еще 17 лет молитвенного подвига (1942-1959 гг.). Уже казалось зажили раны, нанесенные обители безбожниками, закончилась война, зарождалась новая жизнь.
Но наступил роковой день – 5 августа 1959 года. Это был день скорби, слез и терзаний, день, оставивший тяжелый от печаток в жизни насельниц и православных людей города: неожиданно для всех монастырь был закрыт!
Разбирая сегодня причину закрытия обители, не перестаешь удивляться «находчивости» идейных партийцев. В заключении о ликвидации сказано: «В период временной немецко-фашистской оккупации г. Днепропетровска монашествующие воспользовались временной оккупацией, захватили часть территории и пять строений, из которых четыре здания общей площадью 741 кв.м. приспособлены под кельи и одно под молитвенный дом, в последнем до Великой Отечественной войны был клуб и учебно-производственные мастерские школы-интерната… Таким образом, монастырь оказался на территории и в зданиях, принадлежащих детским учреждениям, что является грубейшим нарушением постановления Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года».
На день закрытия обители насельниц насчитывалось 82 монахини. Их возраст был: от 25 до 55 лет – 20 монахинь, старше 55 лет – 62 монахини. Трудоспособным предлагалось устройство на предприятиях города, монахини же пенсионного возраста были размещены в домах престарелых. Свято-Тихвинский соборный храм, пострадавший во время войны, взорвали и разобрали на стройматериалы. На его месте было построено здание детского сада-интерната для глухонемых. Также были разрушены колокольня и купол Варваринского храма, а само здание использовалось под клуб. Кроме этого на территории монастыря в уцелевших и новопостроенных помещениях были размещены детский интернат и школа-интернат №1 для детей-инвалидов. И снова с глубокой скорбью, отчаянием и слезами насельницы разъехались по частным квартирам, а чудотворный Тихвинский образ Божьей Матери был снова перевезен и поставлен в Свято-Троицком кафедральном соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни Его прибытия в город на трех холмах!
Вот какие скорбные стихи того времени, посвященные Тихвинской обители, дошли до нас:

«Нас грустная участь постигла,
Печалится град и народ,
Нет больше у нас утешенья,
Закрыт монастырский приход.
Умолкли священные речи,
Не слышится пения в ней,
Погасли лампады и свечи,
Что же там сделалось с ней?
Зачем ты стоишь одиноко?
Зачем не зовешь нас к себе?
Мы все на чужбине далеко,
Льем слезы в тоске по тебе.
Скажи нам, обитель святая,
Где сестры и братья твои,
Что с молитвой тебя сохраняли,
И силы свои отдали?
Нам нет утешенья в возврате,
Святая обитель к тебе,
И горькая наша утрата,
Но мы покорились судьбе.
Послал нам Господь испытанье,
Он отнял обитель у нас,
Мы все томимся в изгнанье,
Господи, вспомни о нас!
Живя нерадиво, небрежно,
Прогневали Господа мы,
Прости же, Всещедрый Создатель!
Дай тихую пристань найти!
Скитаемся все мы по свету,
Не знаем, где пристань найти,
Корабль наш во мачте разбитый
И нету надежды спасти.
Прощай же обитель Святая,
Прощай наша мать и сестра,
Когда же обитель Святая,
Мы снова увидим Тебя?»

По содержанию стихов нельзя не догадаться, что пишет их тоскующая насельница, скорбящая и горько плачущая в подвиге исповеднического изгнания из родной обители.
ВОЗРОЖДЕНИЕ БЫЛОЙ СЛАВЫ И ВЕЛИЧИЯ
На все святая Божья воля! С 1994 года начала возрождаться жизнь обители, правда, в стенах бывшего Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря в Новомосковске, где на тот момент был расположен интернат для девочек с умственными отклонениями.
Как уже сообщалось в первом номере «Днепропетровских епархиальных ведомостей» — решением Днепропетровской областной сессии от 18 ноября 1997 года за № -I00-I0/XXII бывший Тихвинский женский монастырь со всеми прилегающими зданиями передан в собственность Днепропетровской епархии УПЦ. И уже через месяц, 17 декабря, в Свято-Варваринском храме, в престольный день был отслужен первый за многие годы молебен с акафистом великомученице Варваре, а с 6 февраля 1998 года по пятницам (кроме Великого поста) стали совершаться акафистные пения. С 8 февраля 1998 года по воскресным дням начали служить Божественные литургии. В это время 8 монахинь во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) переехали в освобожденный от различных организаций исторический Свято-Тихвинский монастырь, освободив тем самым место для вновь возрождаемого мужского монастыря. В первое время после своего переселения сестры располагались буквально на полу в старом одноэтажном здании столярных мастерских без всяких удобств. Поэтому одновременно с молитвенным подвигом они стали, в первую очередь, восстанавливать келейный корпус, в который вскоре переселились.
12 марта 1998 года на заседании Священного Синода УПЦ, заслушав рапорт архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея (Середнего), постановили благословить открытия Тихвинского женского монастыря с утверждением игуменьи Марии (Ткачук) в должности настоятельницы (журнал №10). На том же заседании также было разрешено открытие при женском монастыре Днепропетровского епархиального училища регентов-псаломщиков (журнал № 11). Устав был принят 15 апреля, а сама обитель зарегистрирована 26 мая 1998 года как Свято-Тихвинский женский монастырь.
Через 40 лет Тихвинская икона Божией Матери возвратилась в одноименную родную обитель. Это было в 1999 году 9 июля после Божественной литургии. В день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери из Троицкого кафедрального собора торжественным крестным шествием она была перенесена в Свято-Варваринский монастырский храм. Помимо правящего архиерея архиепископа Иринея (Середнего), в торжествах принял участие епископ Славянский Алипий (Погребняк). И, как прежде, каждую пятницу за вечерним богослужением пред святым образом Владычицы читается акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!
В 2000 году на месте разрушенных стен между келейным и школьным корпусами была восстановлена монастырская трапезная, в которой был устроен временный храм. В нем во время реконструкции Варваринского храма, начавшейся 25 октября 2000 года, совершались богослужения. 8 декабря того же года в храме была написана первая икона – Покрова Божьей Матери. 11 апреля 2001 года устанавливали центральный купол. И уже через несколько дней – 14 апреля – было совершено первое богослужение, а 16 апреля архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил освящение Варваринского храма.
Осенью 2001 года обитель приобрела скит в селе Волосское под Днепропетровском, где с января следующего года началось его благоустройство. В мае 2003 года обители был пожертвован еще один скит в селе Карнауховка Днепропетровской области. С октября 2002 года при обители начала свою деятельность воскресная школа.
Но новое дыхание и мощный толчок в своем возрождении обитель получила с назначением новой настоятельницы – игуменьи Зосимы (Сварчевской). 22 апреля 2005 года первая настоятельница возрождающейся обители игуменья Марина митрополитом Иринеем была пострижена в великую схиму с именем Матрона, а обязанности руководства монастырем были возложены на монахиню Зосиму. В том же году 19 августа правящий Архиерей, с благословения Его Блаженства Митрополита Владимира и по решению Священного Синода возложил на новую настоятельницу игуменью Зосиму золотой наперсный крест.
Сегодня обитель расцвела! Тысячи паломников и богомольцев ежедневно посещают этот удел Божьей Матери. На сегодняшний день сейчас в обители 1 игуменья, 1 схиигуменья, 5 схимонахинь, 13 монахинь, 11 инокинь, 9 послушниц, 5 насельниц и 3 трудников — всего 48 человек, посвятивших свою жизнь непрестанной молитве, служению Богу и людям. По своему уставу Свято-Тихвинский монастырь – общежительный. Общая жизнь, общая молитва, общий труд и трапеза объединяют и обучают насельниц обители кротости, смирению и сестринской любви. Монахини живут в двух корпусах, расположенных на территории монастыря. При этом у каждой монахини есть своя келия, где она молится, упражняется в чтении святоотеческих книг, рукоделии. Наряду с келейной молитвой и богослужениями в храме основу монашеской жизни составляет труд. Повседневная жизнь сестер проходит в несении различных послушаний. К особым послушаниям относится клиросное пение, псалмочтение, в котором участвуют многие насельницы монастыря. В швейной мастерской сестры шьют монашеское облачение. В будущем планируется возведение величественного собора в честь «Тихвинской» иконы Божьей Матери и детского приюта с храмом святого Андрея Первозванного.
Клир Свято-Варваринского храма насчитывает уже пять священнослужителя: протоиерей Василий Крат, протоиерей Дмитрий Лесной, протоиерей Иоанн Ничипорук, протоиерей Роман Полищук и протоиерей Сергий Крат.
Ежегодно в дни Великого поста правящий Архиерей митрополит Ириней наносит архипастырский визит в святую обитель и совершает монашеские постриги.
В конце 2005 года при монастыре был утвержден методический кабинет епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы по христианской этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. Периодически на базе методкабинета проходят семинары и педагогические конференции. Также в обители создан молодежный хор, который уже второй год подряд является участником рождественского и пасхального фестивалей в Днепропетровске, а также в других городах.
С каждым годом, с каждым днем обитель увеличивается числом насельниц, паломников и богомольцев. Думается, что уже настало время подумать о возрождении из руин и пепла величественного собора. Надеемся, что в скором времени сердце монастыря – Свято-Тихвинский соборный храм – опять соберет под своими сводами десятки тысяч верующих, уповающих на милость Божью и заступничество Пресвятой Богородицы, Покровительницы святой обители.

протоиерей Георгий Скубак