110-летию Трехсвятительского храма г. Днепропетровска посвящается
Предисловие
У любого храма – своя история. И когда человек находится в нем, участвует в Божественной литургии, он становится частью этой истории, соприкасается молитвенно и духовно с теми людьми, которые созидали храм, которые молились в нем годы, столетия назад.
Эта живая связь времен особенно сильно ощущается в доме Божием. Для кого-то из нас это храм, куда мы пришли сами, для кого-то – храм, где молились наши родители, наши деды, храм, с которым, может быть, связаны несколько поколений наших предков. И когда мы попадаем в храм Божий, мы ощущаем эту полноту человечества – не только пребывающего здесь, но и тех людей, которые перешли в мир иной, но продолжают оставаться частью нашей жизни. Поистине храм является вместилищем для всех – и для живых, и для усопших. Храм – это средоточие и прошлого, и настоящего, и будущего.
Благодаря храму, благодаря участию в таинствах Церкви, благодаря проповеди, которая здесь звучит, благодаря молитве, которая совершается непрестанно, не пресекается преемственность духовного опыта и истинной веры. Они переходят от одного поколения к другому. И мы верим, что святая православная вера перейдет и к нашим детям и внукам, что никогда не оскудеет молитва, совершаемая в храме Божием, что никогда, до скончания времен, не пресечется эта преемственность духовного опыта, передающего истину Православия от одного поколения другому.
Вековой Трехсвятительский храм в левобережной части Днепропетровска – хранитель исторического наследия города. Перелистывая страницы его истории, мы вместе совершим путешествие во времени.
Левый берег Днепра. Старое Клочко
Самые полные сведения, насколько это было вообще возможно, о древних поселениях нынешнего Амур-Нижнеднепровского района, левобережной части Днепропетровска собрал ведущий эксперт по истории Екатеринослава- Днепропетровска и Приднепровского региона Максим Кавун. Он представил их в своих статьях из цикла «Гений места». Вот несколько, безусловно, интересных фактов, которые можно почерпнуть из этого исследования.
Большая часть территории днепровского левобережья имеет равнинный характер, довольно высокий уровень подпочвенных вод. До строительства ДнепроГЭСа она еще и затапливалась частыми паводками Днепра. Раньше в прибрежной полосе почти безраздельно господствовали пески. В середине XIX века на левом берегу Днепра напротив Екатеринослава находились только домики селения Мануйловка (в советское время переименованного в Воронцовку).
Жизнь Левобережья кардинально изменилась с появлением железной дороги и последовавшим за этим бурным развитием промышленности. В конце XIX – начале XX века к северу и западу от Мануйловки довольно быстро возникает ряд рабочих поселков и призаводских колоний. Таким образом, вокруг железной дороги стремительно формируется новый промышленно-жилой район на Левобережье Днепра.
Нынешняя станция Нижнеднепровск открылась в 1873 г. и была конечной станцией Синельниковской ветки Лозово-Севастопольской железной дороги. Известного всем «Старого» моста через Днепр тогда еще не было, он появился в 1884 г. Поэтому на момент открытия станцию решили назвать «Екатеринослав», как ближайшую к губернскому городу. В том же 1873 г. от этой станции провели еще одну ветку к лесной пристани на Днепре, где тогда же появилась станция Нижнеднепровск-Пристань. Когда в 1884 г. появилась новая Криворожская ветка железной дороги и мост через Днепр, старая станция была названа Нижнеднепровск, а новая – на правом берегу – Екатеринослав.
Вокруг железной дороги начали расти промышленные предприятия и застраиваться рабочие поселки. При станции Нижнеднепровск в 1896 г. были основаны главные вагонные мастерские Екатерининской железной дороги (ныне – Днепропетровский вагоноремонтный завод). В 1895 г. был пущен сталелитейный, сталепрокатный и трубопрокатный завод Ланге (владелец – бельгийский инженер). В 1899 году на Амуре появился второй завод Бельгийского акционерного общества русских трубопрокатных заводов или Шодуар «Б» (с 1920-х гг. оба предприятия образовали завод имени Коминтерна, сейчас называется «Коминмет»). В 1896 г. возникает машиностроительный завод «Сириус» (позднее – Днепропетровский чугуновальцевый завод). В 1895 году французскими капиталистами был основан вагонный завод, именовавшийся «Франко-русские мастерские». К 1909 г. он был капитально реконструирован в «Гвоздильный и проволочный завод Гантке под именем Русской железной промышленности» (ныне – Нижнеднепровский трубопрокатный завод, долгое время носивший имя Карла Либкнехта).
Застройка района, именуемого «Старое Клочко», также осуществлялась вслед за освоением приднепровского Левобережья. В конце XIX века, в связи со строительством железнодорожной ветки Екатерининской железной дороги появились рабочие поселки Амур и Нижнеднепровск, которые уже с 1925 г. стали частью Екатеринослава – Днепропетровска. Постепенно вокруг поселка Нижнеднепровск, возникшего возле станции Нижнеднепровск, растут новые районы. Севернее, около 1895 г. образуется поселок Султановка. Происхождение названия остается не выясненным. Здесь селились рабочие окрестных заводов, в частности «Гантке». В современных границах города – это территория между железной дорогой, проспектом им. газеты «Правда», ул. Калиновой, Янтарной. Хотя точные границы между разными поселками определить довольно сложно, т.к. они не были устоявшимися.
В 1921 г. Султановка получает новое название – Клочко – в честь известного революционера, считающегося одним из организаторов Красной гвардии в Екатеринославе, Владимира Юрьевича Клочко.
Поселок Клочко был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. До конца 1960-х гг. облик поселка оставался неизменным: одноэтажная индивидуальная застройка, проблемы с транспортом, неразвитость инфраструктуры. С начала 1970-х гг. эта территория активно вовлекается в интенсивное строительство: многоэтажные дома по проспекту им. газеты «Правда», в этом районе построен крупнейший универмаг – «Дом торговли». Тогда же было заасфальтировано большинство улиц. Сейчас территория Старого Клочко представляет собой контрастную картину соседства многоэтажных домов (9-12 этажей) с основным массивом одно-двухэтажной частной застройки.
О старинной жизни поселка Клочко теперь напоминает Трехсвятительский храм – памятник архитектуры начала XX века в самом сердце района, на ул. Юридической.
Храм Трех Святителей — памятник архитектуры начала XX века
На левом берегу Днепропетровска в Амур-Нижнеднепровском районе среди частных домов и новых многоэтажек незаметно расположился один из древнейших храмов областного центра – Трехсвятительский. Он был построен гораздо раньше близлежащих жилых строений, и сегодня голубой купол его колокольни с золотыми звездами, символизирующими небо, и центральный золотой купол уже практически незаметны среди высотных зданий. В 2012 году храм в честь трех великих учителей и святителей – юбиляр. Ему исполняется 110 лет.
Как уже было сказано, в самом начале прошлого века левобережная часть нынешнего Днепропетровска была крупным рабочим поселением с множеством заводов и предприятий. Поскольку в то время в поселке не было своего храма, то в 1900 году усилиями владельца и рабочих вагоноремонтного завода на земле, принадлежавшей предприятию, начали строить церковь. Через два года – в 1902-м – на рыночной площади Султановки строительство храма было завершено, и он был торжественно освящен в честь трех великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Автор проекта Трехсвятительской церкви остался истории неизвестен. В плане храм имел форму правильного креста, в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной Крестной Жертве. Венчал храм купол и традиционный на то время надбанный крест. Пристроенной колокольни не было.
Интересный факт. Во время реконструкции храма в 2010-2011 гг. были обнаружены клейменые кирпичи с аббревиатурами трех видов: «Л.Б.», «А. и В.Д.» и «М. и К». В Российской империи в конце XVIII – начале XIX века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на ка-зенных и частных заводах» (1847). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений можно было определить их производителя.
По словам днепропетровского коллекционера-энтузиаста Павла Павловича Маменко, собирающего кирпичи с клеймами заводов-изготовителей, эти буквы – инициалы владельцев екатеринославских кирпичных заводов и хозяйств: «Л.Б.» – Леонид Бабицкий, «А. и В.Д.» – клеймо братьев Добрускиных Абрама и Вульфа, «М. и К.» – два совладельца Моцкин и Коган.
Если сейчас Трехсвятительская община относится ко второму городскому благочинию, то в начале XX столетия она была в ведении 4-го благочинного округа Новомосковского уезда. Первым настоятелем был протоиерей Николай Левандовский, с ним служил священник Федор Балабанов.
При храме действовал попечительский совет во главе с владельцем завода С.И. Данилевским. В совет также входили А.М. Ройтер, Г.И. Севанин, П.С. Красножененко, В.В. Чудотворцев и 36 рабочих завода. В храме в настоящее время хранится фотография попечительского совета, датируемая 1912 годом. На этой же фотографии в центре изображен храм того периода. Это единственная фотография, демонстрирующая современникам церковное строение в своем первоначальном виде. Также были открыты три школы: церковно-приходская, железнодорожная и земская. Рядом с храмом находилась усадьба священнослужителя.
В «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год» сохранились такие сведения об этом храме: «Новомосковский уезд, 4-й благочинный округ, пос. Нижнеднепровск. Трехсвятителъская церковь, каменная, заложена в 1900 году, освящена в 1902 году. Церковь находится вблизи усадьбы священника. Церковной земли нет. Круж. доход 1000 р. Прихожан: 1081 мужского пола и 1128 – женского. Есть школы: 1 церковно-приходская, 2 железнодорожные, 1 земская. Общество трезвости с 1911 года. Причт: священник, псаломщик.
Священник – Федор Федорович Балабанов, 44 года, окончил духовную семинарию, псаломщик с 1890 года, священник с 1892 года; скуфья с 1912 года. Жена и 4 детей. Жалование 294 рубля.
Псаломщик – Алексей Александрович Щеглов, 19 лет, из второклассной церковно-учительской школы; псаломщик с 1900 года. Холост. Каз. жалование 98 рублей.
Церковный староста – Игнатий Бобля; с 1913 года прод. свеч.
Вдовст.: вдова священника Екатерина Щеглова.
Адрес: почтово-тел. Конт. «Нижнеднепровск».
Что же касается статистических данных Православной Церкви всей Екатеринославской губернии в предреволюционный период, то они следующие. На территории губернии существовала 621 православная церковь, при коих состояло 727 священников, 96 диаконов и 709 псаломщиков. В г. Екатеринославе была 21 церковь, из них 10 приходских и 11 домовых, при учебных заведениях (гимназии, реальные училища, коммерческие училища, духовная семинария, духовные училища). Состав духовенства в этих храмах – 38 священников, 19 диаконов и 17 псаломщиков. Монастырей в губернии было 7, из них 3 мужских и 4 женских. Это данные официальной справочной книги Екатеринославской губернии за 1914 год. Согласно информации этого же справочника, духовенством за 1914 год было совершено: 43393 крещения, 3100 церковных браков и погребений – 14212.
Советская власть своей богоборческой идеологией все это попыталась уничтожить. И получилось это у нее успешно…
Приходская жизнь в советское время
С приходом советской власти в конце 1917 г. на Православную Церковь, как и на любое религиозное проявление, начались гонения, которые приняли массовый и ожесточенный характер. Продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. до конца 80-х. Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились исповедничеством и мученической смертью. Днепропетровск не стал исключением — до 1937 года все храмы города были закрыты.
В 1937 году был закрыт и Трехсвятительский храм. Крест и верхняя часть купола как предметы, несущие в себе антисоветскую идеологию, были разрушены. В самом храмовом здании устроили склад. В 1941 году оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков не препятствовал возобновлению богослужений. С тех пор храм никогда не закрывался, несмотря на то, что его ожидала судьба многих разрушенных храмов.
До недавнего времени религиозная жизнь советского периода была закрытым архивом с грифом «совершенно секретно». Но в 2011 году архивисты и историки Днепропетровска издали уникальный документальный сборник «Государственно-церковные отношения и положение Днепропетровской епархии Русской Православной Церкви (1945-1953 гг.). Сборник документов». В предлагаемом вниманию читателей сборнике помещены документы, которые раскрывают содержание государственно-церковных отношений на Днепропетровщине в течение 1945-1953 годов. Этот массив источников позволяет более глубоко исследовать епархиальную жизнь в ее разнообразных проявлениях, демонстрирует особенности политики центра относительно религии и церкви в регионах Украины на фоне тех существенных изменений, которые состоялись в религиозной жизни населения после Второй мировой войны. Есть там интересная информация и об истории Трехсвятительского храма, доселе нам неизвестная.
Согласно данному исследованию, в Днепропетровской области «всего на 01.05.1945 г. зарегистрировано 230 церквей и молитвенных домов, из них 84 церкви, размещенных в культовых зданиях (бывшие церкви, храмы) и 146 молитвенных домов, помещаемых в частных арендуемых и частично в общественных помещениях. Священнослужителей зарегистрировано 233 человека, из них 215 священников и 18 диаконов. Псаломщиков учтено по всем церковным общинам 158 человек. 28 приходов не имеют священника» [сс. 26-27]. Но также в документе подчеркнуто, что «храмы патриаршей ориентации» «все возникли в период временной немецкой оккупации» [с. 26]. В самом Днепропетровске на тот момент насчитывалось 7 церквей и 5 молитвенных домов.
Что же можно найти среди опубликованных документов о жизни общины Трехсвятительского храма?
За два месяца 1946 года в Трехсвятительском храме было совершено 137 крещений, 1 венчание и 51 погребение [сс. 70-71].
Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви при Совете Министров СССР по Днепропетровской области В. Бабасов в своем информационном отчете за IV квартал 1947 года приводит интересные сведения: «Священник Качура пос. им. Клочко г. Днепропетровска представил мне список для регистрации церковного совета, в котором значилась казначеем совета его жена. На мой вопрос, избрана ли она собранием, священник ответил: «Да, избрана. Трудно говорить с прихожанами об их работе в церкви без оплаты. Старосте мы платим, поэтому он и не отказывается. Казначею платить не можем, нет средств, поэтому никто не хочет им быть. Плати за все, задуть свечу и то – плати» [с. 122].
Тот же уполномоченный в 1948 году констатирует: «Считаю необходимым отметить, что спада посещения верующими храмов еще нет» [с. 166].
Из информационного сообщения за IV квартал 1950 года уполномоченного В. Бабасова мы узнаем, что в составе духовенства Трехсвятительского храма произошли изменения: священник Трифон Павлович Качура из поселка Клочко Амур-Нижнеднепровского района умер, а на его место назначен священник Даниил Маркович Зеленский [с. 263]. В 1953 году в отчете уполномоченного Т. Коровкина в разделе «Некоторые проявления активности среди верующих» есть такая запись: «Гр-не поселка Клочко г. Днепропетровска Исаев и Жигель были на приеме о том, чтобы архиепископ [Андрей Комаров – авт.] священника Зелевского [правильнее – Зеленского] не переводил из поселка Клочко, потому что он сильно «хороший», поет и служит хорошо» [с. 367].
Одним из самых интересных документов является информационное сообщение Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Днепропетровской области Т. Коровкина об активизации верующих во время празднования Пасхи 4-5 апреля 1953 г.
«Сравнивая посещение церквей и молитвенных домов верующими в прошлом году, в этом году не могу взять на себя смелость заявить, что есть снижение посещения церкви верующими» [с. 332]. И далее по тексту: «Церковь поселка Клочко. 28 марта 1953 года. Площадь церкви 192 кв. метра. Вместимость до 800 чел., на каждом квадратном метре стояло 4-5 чел., верующие большинство женщин, молодежи до 10%, мужчин 50-60 человек, матери ведут детей в церковь десятками. Во время служения священник приглашает всех присутствующих верующих в церкви петь «Величаем тя осанна вышних». Все начали петь за священником. Возле церкви во дворе стояло до 100 чел.
С 4 на 5 апреля с 8 и 9 часов вечера молодежи было до 300 человек. После 12 часов ночи появилось население среднего и старшего возраста обоих полов с корзинами, узлами, занимали место вокруг церкви. А значительная часть шла в церковь, молодежь выходила из церкви во двор. Во дворе было несколько сот человек. На каждом квадратном метре в церкви стояло 5-6 человек» [с. 335].
На этом документальные сведения о приходской жизни Трехсвятительского храма исчерпываются. Надеемся, что «белые пятна» церковной истории Днепропетровщины с выходом второй книги сборника документов о государственно-церковных отношениях в регионе будут заполнены более подробной информацией.
Известно, что в военное время и после оккупации настоятелем храма был протоиерей Сергий Егоров. В 1959 г. вторым священником начал служить иерей Анатолий Северин. В разные годы – с 1950 по 1980 – настоятелями храма были протоиерей Алексей Жбанчиков, протоиерей Владимир Медведь, протоиерей Владимир Заяц, протоиерей Николай Авраменко, а с 1980 до своего упокоения в 2001 году – протоиерей Анатолий Северин. Погребен он в церковном дворе у северной стены храма. Из клириков, служивших в этом храме, известны: протоиерей Ярослав Денека, протоиерей Михаил Ольховой (впоследствии – архимандрит Серафим) и протоиерей Константин Северин.
Жизнь и деятельность общины сегодня
В июле 2001 года указом правящего архиерея настоятелем Трехсвятительского храма был назначен протоиерей Николай Курдий, который несет возложенное на него послушание и в настоящее время.
Своим приходом в Трехсвятительскую общину этот священнослужитель привнес новые инициативы в жизнь и возрождение прихода. Его стараниями была построена колокольня высотой 26 метров, торжественно освященная в Субботу Светлой Седмицы – 7 мая 2005 года. На это праздничное историческое событие, которое навечно запечатлеется в летописи прихода, настоятель храма пригласил митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея и мэра города Ивана Ивановича Куличенко.
Перед богослужением владыка, в сослужении городского духовенства, совершил чин освящения нововозведенной звонницы и колоколов и окропил их святой водой. После освящения архипастырь приветствовал главу города и выразил ему признательность за то, что в этот день, день возрождения еще одной святыни и исторического памятника нашего города, он находится вместе с верующими. Мэр, в свою очередь, поблагодарил владыку и вверенное ему духовенство за тот неоценимый вклад, который священнослужители полагают на благо всего Днепропетровска и его жителей.
В этот день владыка особо отметил всех благодетелей и активистов прихода, участвовавших в созидании новой колокольни. К празднику Светлого Христова Воскресения, по случаю освящения вновь возведенной звонницы и в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви, от имени Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира из рук днепропетровского архипастыря восемь меценатов получили церковные ордена и медали. Алексей Зиновьев и Игорь Киричек награждены орденом равноапостольного князя Владимира III степени; Александр Коломоец – орденом Рождества Христова; Александр Бижко – орденом преподобного Нестора Летописца, Валерий Гаманухо – орденом преподобного Илии Муромца III степени, Николай Семичастнов и Виктор Логвиненко награждены медалью «За церковные заслуги» преподобных Антония и Феодосия Печерских. Также церковными наградами были отмечены меценаты храма: Александр Шерстюк, Виктор Онищенко, Василий Небелица, Григорий Чепурной, Владимир Забродский, Александр Кравченко и Вадим Курпаков. Остальные участники были награждены архиерейскими благословенными грамотами. Настоятель храма протоиерей Николай Курдий в этот день получил орден равноапостольного князя Владимира III степени.
После Литургии был совершен крестный ход, по окончании которого владыка поздравил всех с радостными пасхальными днями и торжественным освящением колокольни и пожелал, чтобы звон новых колоколов укреплял веру прихожан и пробуждал бы всех жителей города на молитву и добродетели.
Храмовое торжество 2008 года (12 февраля) было украшено событием, которое также будет навечно начертано в летописи прихода – правящий архиерей освятил новую часовню-баптистерий, возведенную на территории храма. Менее года понадобилось настоятелю, строителям и мастерам иконописи, чтобы в городе появилась такая необычная часовня. После Божественной литургии и крестного хода владыка совершил малое освящение часовни-баптистерия, которую наименовали в честь «Почаевского» чудотворного Богородичного образа. Этот выбор не был случайным. Дело в том, что уже более пятидесяти лет икона Богородицы, которая была привезена из Почаевской Лавры и освящена от первообраза, находится над царскими вратами. Ежегодно в день ее памяти, повторяя монастырскую традицию, икона опускается для того, чтобы верующие смогли приложиться к чтимой святыне.
По словам инициатора возведения часовни, настоятеля храма о. Николая, эта идея уже зрела давно, так как многие жители города знали об этом чтимом Почаевском образе. «Строительством этой часовни, – объяснил настоятель, – мы прославим не только икону Богородицы, которая уже более пятидесяти лет находится в нашем храме. Дело в том, что предыдущий настоятель протоиерей Анатолий Северин, почивший в 2001 году и погребенный под стенами родного храма, родился на этот праздник. Многие помнят этого пастыря и приезжают в эти дни к нему на могилу. Также в праздничные дни наш храм уже не может вместить всех желающих, поэтому службы будут проходить на улице, а часовня будет служить алтарем».
В 2008 году в торжественный день празднования Святой Пятидесятницы (15 июня) в древнем Трехсвятительском храме областного центра было положено начало новой традиции – служение праздничной Божественной литургии под открытым небом.
Цвет праздника Святой Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы и листвы, не успевшей вобрать в себя усталость утомленного зноем города. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри и снаружи: сотни цветов несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, насыщенный запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими ароматами ладана и восковых свечей.
Вся необычность этой праздничной службы состояла в том, что она впервые проходила во дворе храма перед новой часовней в честь «Почаевской» иконы Божией Матери. Специально к празднику она вся была украшена цветами и травами. Паперть часовни служила алтарем, а небо над головами верующих – храмовыми сводами. Необычное богослужение собрало множество горожан. Каждый пришедший в руках держал букет живых цветов, без которого не обходится ни один праздник Святой Троицы.
Трогательно и красиво богослужение в праздник Святой Пятидесятницы! Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор, коленопреклоненно читаются особые молитвы святителя Василия Великого. По окончании коленопреклонных молитв священнослужители, по сложившейся традиции, кропят святой водой принесенные цветы и целебные травы.
В период 2007-2011 гг. храм и прилегающая к нему территория были фундаментально реконструированы: возведен новый забор вместе с арочными воротами, внешние стены храма заново оштукатурены и окрашены, обустроен и украшен цветником церковный двор, построен декоративный фонтан, поставлена небольшая детская площадка.
10 октября 2009 года был заменен центральный купол. Теперь он – золотой, и по своей форме приближен к дореволюционному виду – с надбанным крестом. В знаменательном событии приняли участие все духовенство и прихожане храма.
В 2010-2011 гг. внешний облик храма был изменен. Если по первоначальному проекту церковное здание представляло собой крест, то после достройки к нему двух боковых приделов храм продолговат, и выглядит как корабль. Это символизирует, что Церковь, подобно кораблю, спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля – вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. Поддерживающие купол «паруса» храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, – это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного. В связи с реконструкцией храм увеличился внутри на 153,5 кв. метра: с 206,5 до 360 кв. м.
В Великий пост 2011 года при реконструкции храма могила протоиерея Анатолия Северина была перенесена: теперь она находится с восточной стороны новопостроенной часовни «Почаевской» иконы Пресвятой Богородицы.
В настоящее время стены и своды боковых приделов расписываются. Над иконографическими изображениями трудятся днепропетровские художники: архитектор Юрий Васильевич Колоколов, Сергей Николаевич Зелинский и Ирина Викторовна Шудель.
За богослужением поют три хора – профессиональный, приходской-аматорский и детский.
Клир храма насчитывает пять священнослужителей: настоятель протоиерей Николай Курдий, протоиерей Игорь Петлеванный, протоиерей Петр Боровец, протоиерей Георгий Скубак и протодиакон Василий Билокур. К слову – это рекордное число священников, трудившихся за всю историю существования храма.
По сложившейся традиции, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней несколько раз в год посещает с архипастырским визитом Трехсвятительский храм: на престольное торжество 12 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста (читает Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского) и в день празднования «Почаевской» иконы Божией Матери 5 августа.
Социальные инициативы
В канун 105-й годовщины (2007 г.) приходская община Трехсвятительского храма во главе с настоятелем решила поддержать людей, оказавшихся в трудных социальных условиях, не только духовно, но и материально. Благотворительные обеды и одежда – все это помогает жить многим людям преклонного возраста, пенсионерам и малообеспеченным прихожанам.
С общей молитвы и Божьего благословения всегда начинаются благотворительные трапезы. Каждое воскресенье и в праздничные дни, сразу после окончания Божественной литургии в специально благоустроенном помещении на территории храма каждый пришедший может насытиться свежеприготовленным обедом.
Дети и старики должны находиться под особым попечением Церкви. По словам настоятеля храма протоиерея Николая Курдия, идея создать такой своеобразный центр милосердия и помощи возникла в конце прошлого года. «Дело в том, что сегодня в церковную ограду приходит множество людей, которые нуждаются не только в духовной поддержке. В основном, это пожилые люди и пенсионеры, которым физически трудно выживать в нынешних социальных условиях», – подчеркнул настоятель.
Благотворительные обеды готовят сами прихожане из пожертвованных продуктов. Еда здесь простая, но приготовленная с любовью и молитвой, а потому – очень вкусная. Кроме еды, община помогает также одеждой. На одной из проповедей настоятель обратился ко всем верующим своего прихода, что если есть такая возможность, можно приносить одежду и разные вещи. Люди откликнулись, и в приходе появилась возможность не только кормить нуждающихся, но и обеспечивать их одеждой и обувью в любое время года. В храме о такой деятельности много говорить не любят – больше делятся мечтами и надеждами. В дальнейшем община планирует построить специальное помещение для благотворительных мероприятий.
Угощая обедами и раздавая напоследок душистые пирожки, церковные труженики верят, что они утоляют у приходящих к ним не только голод, но и чувство одиночества.
Приход оказывает посильную помощь престарелым людям, инвалидам и учебно-реабилитационному центру для детей с нарушениями слуха, директором которого является Тамара Васильевна Шара. Преподаватели воскресной школы и воспитатели данного центра сотрудничают и обмениваются опытом.
Также духовенство храма (протоиерей Николай Курдий и протоиерей Петр Боровец) тесно сотрудничают и окормляют Азово-Черноморское казачество, атаманом которого является генерал-полковник казачества Юрий Николаевич Немыкин.
С 2005 года настоятель храма протоиерей Николай Курдий окормляет Клуб моржей «Днепротехсервис», который организован по инициативе Алексея Михайловича Зиновьева. Каждый год на праздник Крещения Господня настоятель и сотрудники храма с пением праздничного тропаря окунаются в освященных водах Днепра.
Педагогическая деятельность
С 2000 года при храме организована воскресно-приходская школа с 5-летним курсом обучения для детей. Педагогический коллектив, возглавляемый Ольгой Борисовной Курдий, насчитывает 10 человек Среди предметов, изучаемых в школе – Закон Божий и церковнославянский язык, литургика и христианская нравственность, церковная история и катехизис, библейская история и церковное хоровое пение. В воскресной школе – почти 100 воспитанников. Занятия проводятся в новом, специально построенном и оборудованном для школы здании. Здесь работает и библиотека.
В советское время рядом с храмом была построена общеобразовательная школа № 8, которая в период Независимости Украины была переведена в новое здание, также расположенном напротив церковного двора. Советские чиновники хотели спрятать храм от взора жителей Днепропетровска, поэтому возвели монументальное здание для основанной в 1934 году школы гораздо выше храма. Но худа без добра не бывает! Такое тесное соседство дало возможность духовенству прихода проводить активную миссионерскую деятельность среди педагогов школы и ее воспитанников. Некоторое время (до 2008 г.) благоприятному сотрудничеству способствовало само руководство школы, а именно ее директор Наталья Васильевна Тягло – дочь уже почившего протоиерея Василия Тягло.
Приятно отметить, что духовенство Трехсвятительского храма с педагогами соседней школы связывает крепкая дружба, взаимное уважение и понимание. Ни один праздник церковной общины не обходится без присутствия учащих и учащихся, а школьные мероприятия – с благословения Божиего. Также очень часто приглашают священника выступить с назидательной лекцией перед учениками, поскольку в наше время и у духовенства, и у педагогов есть одно общее дело – воспитать, обучить и сохранить юные души от вседозволенности и цинизма. Плодотворному педагогическому процессу способствуют и общие праздники в дни светлых торжеств Рождества Христова и Пасхи. Эта гармоничная симфония служит добрым примером для ведения диалога между представителями образования и Церкви в других районах и городах нашего многомиллионного региона.
Еще одной педагогической инициативой общины стал православный лагерь семейного типа «Радуга дружбы», который был впервые организован усилиями прихода летом 2007 года. Основное его отличие от других православных баз отдыха состоит в том, что родители не отдают своих детей в опытные руки вожатых, а отдыхают все вместе – одной большой дружной семьей. И такое времяпровождение радует всех, особенно … взрослых, так как у них появляется возможность возвратить на мгновение сказочный период детства.
Инициаторами и идейными создателями «Радуги дружбы» были настоятель храма протоиерей Николай Курдий и его супруга – директор воскресной школы при храме Ольга Борисовна. Идея организовать отдых для учеников воскресной школы вынашивалась давно. Неизвестным оставалось только одно – где будет проходить отдых. Ответ на этот проблематичный вопрос помог найти прихожанин и меценат храма, депутат Днепропетровского горсовета и большой друг воспитанников воскресной школы Тарас Григорьевич Жуков. Благодаря его стараниям определились с местом – на базе отдыха «Зеленый огонек» на живописном берегу самой экологически чистой реки в Европе – Орели.
Утро в лагере начиналось с молитвы и веселой детской песни, которая давала заряд бодрости и радостного настроения на весь день. Даже самые сонливые обитатели оздоровительного православного лагеря семейного типа «Радуга дружбы» не могли не измениться на это время. Десять дней как дети, так и взрослые пытались использовать свои каникулы по максимуму, и… отдых получился знатным. Как и в любом лагере, в «Радуге дружбы» ни один день не обходился без игр, танцев, песен, поучительных викторин и спортивных соревнований. Все время пребывания здесь организаторы лагеря старались превратить в маленькое паломничество — в страну новых знаний, отношений и мира любви. Строгих вожатых заменяли родители отдыхающих детей, которым помогали представители молодежного клуба при храме.
Сосновый лес, чистый песок, теплая речка, яркое солнце, свежий воздух – лучшего для детворы и не придумать. Каждый день отдыха был неповторим, незабываем, полон увлекательных открытий и новых встреч.
Ежегодно в торжественные дни великих и чтимых церковных праздников духовенство, молодежный клуб, а также преподаватели и воспитанники старших классов приходской воскресной школы проводят праздничные утренники. Такие творческие встречи бывают на Рождество Христово, на Масленицу, в Светлое Христово Воскресение, на День жен-мироносиц и праздник святителя Николая Чудотворца. Традиционно в эти дни проходят ярмарки, праздничные концерты, театрализованные спектакли, выставки вертепов, благотворительные акции для неимущих и детей-сирот. Детвора по-разному проявляет свои таланты – все поют, танцуют, рассказывают стихи и участвуют в различных конкурсах.
Так, например, в один год между учащимися воскресной школы была проведена интеллектуальная игра – детский брейн-ринг «Самый умный».
А вот в 2012 году на Рождество Христово необыкновенную праздничную атмосферу создал конкурс семейной колядки, организованный общиной храма. Каждая желающая семья – как священнослужителей, так и прихожан – подготовила свое выступление и продемонстрировала перед многочисленной публикой сценическое мастерство – умение петь колядки, празднично одеваться и оригинально поздравлять с Рождеством Христовым. Оценивала выступления вся приходская община.
После конкурса всем присутствующим было предложено праздничное угощение, а детям вручили рождественские подарки и сладости. Во дворе храма любой желающий на традиционной праздничной ярмарке смог полакомиться пирогами и сладостями, а также согреться горячим чаем.
Также в церковном дворе была устроена выставка Рождественских вертепов, созданных руками воспитанников воскресно-приходской школы. Именно Рождественский вертеп дарит ощущение чуда Рождества Христова детям и взрослым. Традиция делать вертепы на Рождество пришла к нам из Европы и сегодня активно распространяется в нашей стране. Вертепы создаются в храмах, часто на улице, чтобы поделиться радостью Рождества со всеми, а также дома, в семье, чтобы Младенец Христос явственно пришел к нам, где бы мы ни находились, и присутствовал в нашей жизни.
Кроме этого, при храме работает воскресная школа для взрослых и молодежный клуб. Регулярно для детей и взрослых организуются паломнические поездки и туристические походы. Большое внимание в работе с детьми уделяется вопросам духовно-патриотического воспитания.
Хранитель исторического наследия города
Трехсвятительский храм – хранитель исторического наследия города. Здесь – много старинных икон, хранится уникальное напрестольное Евангелие 1784 года и Плащаница Спасителя 1781 года с памятной надписью от ктитора одного из храмов Запорожской Сечи: «Сия Плащаница сооружена коштом раба Божьего Якова Шрама, ктитора бывшей Запорожской Сечи церкви 1781 года».
Справа от алтаря расположен ковчежец с частицами мощей 40-ка особо почитаемых святых, среди которых великомученица Анастасия Узорешительница, преподобный Максим Грек, великомученик Никита, мученик Иоанн Воин, святитель Спиридон Тримифунтский, преподобные Оптинские и святые угодники Киево-Печерской Лавры. Слева от алтаря еще одна чтимая храмовая святыня – почитаемая в Православной Церкви икона Божией Матери «Поможение родам» или, как ее еще именуют, «Помогательница женам чады рождати».
За последние два года в храме добавились еще четыре святыни: иконы апостола Матфея, апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеймона Целителя и преподобного Серафима Саровского с частицами их святых мощей. Образа находятся в алтаре и торжественно выносятся в дни празднования этих святых угодников Божиих.
Послесловие
Каждый храм – это частичка души, это то, чем мы живем, что оставили нам, и то, что оставим мы после себя потомкам. Храмы восстанавливаются и в районных центрах, и в селах; и этот процесс будет продолжаться и дальше – опять-таки не для того, чтобы украсить ландшафт, но чтобы людям открылось пространство, где они могут встретиться с Богом, почувствовать Божию силу, вдохновиться Божественной благодатью, вразумиться на совершение дел жизни своей. Храм построен для того, чтобы люди в него ходили. Если храм открыт, а народ в храм не ходит, тогда грех на народе. Не было храмов – вроде можно было и не ходить. Есть храм, услышали звук колокола – идите. Вероятно, кто-то не может всю службу постоять – придите, поставьте свечечку, помолитесь о себе, о своих родных и близких. Нужно чувствовать связь с Богом, нужно, обращаясь к Богу, просить Его о помощи – и в своей личной жизни, и в семейной жизни, и в трудовой жизни, о благословении на страну нашу, на Церковь, на народ.
Поэтому, бережно храня прошлое и активно созидая настоящее, Трехсвятительский храм Днепропетровска и его община живут широкой перспективой на будущее. Главное, чтобы крепкая православная вера оставалась твердым фундаментом основания нашей национальной жизни.
священник Георгий Скубак
Текст книги: Трехсвятительский храм Днепропетровска. Хранитель исторического наследия города / Автор-сост. прот. Георгий Скубак. – Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2012. – 68 с., ил. (Серия «Святыни Приднепровья»). Приложение: Акафист трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. – 24 с.