Для Украины 2012-й – это не только год евро-футбола, но и юбилейный год выдающегося украинского композитора и общественного деятеля Николая Витальевича Лысенко: 170 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти. «Это был человек, всей душой любивший искусство и свою родину, чуждый всяких интриг, ненависти и полный любви ко всем, трудолюбивый и скромный. Он во всю жизнь не уклонялся от усвоенных в молодости принципов и неустанно вел свою линию служения развитию украинской музыки», – так писал современник о Николае Лысенко. В этом году 22 марта исполнилось 170 лет со дня рождения этого выдающегося композитора. За свой почтительный век истинный патриот своей родины пережил немало скорбей, разочарований и притеснений со стороны имперской чиновнической власти, но в народной памяти, а, следовательно, и в истории Украины он остался как выдающийся композитор, горячо любящий свое Отечество, историю и традиционную культуру своего народа. Чтя юбилейные даты, хочется вспомнить о самых ярких биографических страницах Николая Лысенко, среди которых особо хочется отметить два его визита в губернский центр Екатеринослав (ныне – Днепропетровск) и о дружбе с непревзойденным исследователем истории запорожского казачества Дмитрием Ивановичем Яворницким. Избалованный барчонок Родился Николай Витальевич Лысенко 22 марта 1842 года в селе Гриньки Полтавской губернии в семье украинских дворян-помещиков, чьими предками были запорожские казаки. Считается, что генезис рода Лысенко пошел от Якова Лысенко, участника освободительной войны 1648-1654 годов под предводительством Б. Хмельницкого. Горячим патриотом Украины помещицкий сын сделался одновременно и вопреки, и благодаря своей родне. «Первое детство Лысенка было обставлено роскошно: разодетый в бархат и кружева он переходил из одних рук в другие и стал баловнем, – написал в биографии композитора его троюродный брат, выдающийся литератор и театральный деятель Украины Михаил Старицкий. – Первое воспитание нашего композитора было поведено на аристократический лад: чистый французский язык, изысканные манеры, танцы и свободное держание себя в гостиной.… Из искусств допускалась ещё игра на фортепьяно: во-первых, она составляла бонтонность, а во-вторых, отец и мать Лысенка очень любили музыку». «Но в те юные, детские годы, – продолжал М. Старицкий, – никто бы в избалованном барчонке не мог провидеть будущего отрицателя барства и борца за народное счастье…». Отец Николая, Виталий Романович, служил старшим офицером в Орденском кирасирском полку и подолгу отсутствовал дома. Начальным образованием детей в семье руководила мать, Ольга Еремеевна. Свою молодость она провела в Петербурге, воспитывалась в Смольном институте, и за шесть лет безвыездного пребывания в этом заведении в ней, коренной полтавчанке, развились любовь к французскому языку и русской литературе и полное неприятие украинской культуры. Детям своим Ольга Еремеевна прививала знания французского, при этом запрещая им говорить «по-малоросски». Первые уроки по языку, который сегодня мы называем русским, а сам Лысенко именовал московским, ему преподал Афанасий Фет: некоторое время поэт служил в одном городе со старшим офицером Виталием Романовичем Лысенко. Кстати, именно Фет упрекал Ольгу Еремеевну, что та обучает сына только французскому, и взялся выучить Колю великоросской азбуке. К счастью, среди близких будущего композитора были и те, кто помнили о своем казацком происхождении и чтили родную культуру. Во-первых, бабушка беседовала с Колей исключительно по-украински и «занимала ум и фантазию ребенка народными песнями и сказками». Во-вторых, дядя любил «выразительно, с чувством» петь запорожские думы, читал сам и давал племяннику запрещенные стихотворения Шевченко и «Энеиду» Котляревского. Да к тому же по-украински с Колей разговаривал и старший на год Михаил Старицкий, который в 11 лет потерял родителей и воспитывался в семье Лысенко. Патриотическое преображение Посеянные в детстве и отрочестве семена национального чувства пошли в быстрый рост. В 10 лет Колю отправили в Киевский аристократический пансион, где он сразу стал одним из лучших учеников. В свободное от уроков время он занимался с преподавателями музыки – Коля с 4 лет играл на фортепиано, был влюблен в музыку и уже в 9 лет сочинил свою первую польку, которую напечатали. По окончании киевского пансиона Колю перевели в харьковскую гимназию. После нее 17-летний Лысенко поступил в Харьковский университет, на естественный факультет – в память о своем родственнике, профессоре минералогии. Параллельно Николай брал уроки фортепианной игры у лучших харьковских преподавателей и делал огромные успехи. «На всех вечерах и раутах Лысенко был приятнейший и дорогой гость: он очаровывал общество своей концертной игрой, охотно сам танцевал и играл для танцев», – вспоминал Старицкий. После первого курса Николай перевелся в университет святого князя Владимира в Киеве, куда переехала вся семья Лысенко. В конце 1850-х годов в этом ВУЗе звучала преимущественно польская речь: университет был перенесен в Киев из Вильно. Польские студенты ежедневно собирались в большом зале и митинговали: за национальное развитие, права своего народа, за свободу Польши от Российской империи, в составе которой она находилась. В это же время здесь активизировалось национальное украинское движение. На одном из студенческих собраний Николай услышал речь одного русского студента, обращенную к украинцам: «У вас, господа, есть своя славная история, народ ваш кореннее нашего, русского, язык у вас богатый и звучный, только ждет своего литературного развития.… Заявите же, господа, что стоите за свой народ, за свою национальность, за свою старину и за свою речь…». Эти слова перевернули сознание Лысенко. Он стал носить украинский костюм, изучать родной язык и активнее, чем прежде, собирать украинские народные песни. Как писал М. Старицкий, «Лысенко просто преобразился и начал доказывать, что нам всем не только с народом, но и между собой нужно говорить по-малорусски, чтобы сделать этот язык культурным и своим… Придя домой, Лысенко стал советоваться со мной, какой бы заказать нам костюм… Решено было единогласно, что малорусский народ составляет особую национальность, богатую всеми данными для культурного развития и участия полным голосом в славянском концерте, что честный, сознательный малоросс должен отдать все душевные силы для поднятия в народе самосознания и развития…». Фортепианный виртуоз После университета кандидат естественных наук Николай Лысенко поступил на службу в Таращанский мировой съезд. Финансовые дела отца расстроились, и поэтому Николай мог рассчитывать только на себя. Полгода он копил деньги на музыкальное образование. И в сентябре 1867 года отправился в Лейпциг, в лучшую по тем временам европейскую консерваторию. Последующие два с половиной года оттачивал свое исполнительское и композиторское мастерство. Педагоги-немцы после каждого экзамена расхваливали талант украинского студента и рекомендовали ему отправиться в турне по Европе. Лысенко же, получив титул фортепианного виртуоза, вернулся в Киев – чтобы «отдать все душевные силы для поднятия в народе самосознания и развития». Он «удостоился» скромного места преподавателя в музыкальной школе и массы частных уроков, необходимых для обеспечения семьи. Время отпусков Лысенко использовал для поездок по Украине и Галичине в поисках новых образцов народного творчества. Впервые в Екатеринославе Летом 1878 Николай Лысенко участвовал в археологической экспедиции на остров Хортица, переправлялся через Днепровские пороги, познакомился с Д. И. Яворницким. Из Киева Лысенко отправился пароходом по Днепру и впервые посетил Екатеринослав и познакомился с его окрестностями. В письме к невесте он с восторгом рассказывает о своих впечатлениях от поездки, о переправе 21 июня на дубах (лодках) через пороги из Лоцманской Каменки: «Решили и дальше ехать через пороги к самому крупному – Ненасытенскому. Что за великолепная природа у этих порогов! Такие грандиозные окрестности: берега скалами высокими покрыты. А Днепр ревет и шумит, сжатый камнями поперек от края до края …». Под впечатлением от путешествия Лысенко написал кантату «Б’ють пороги», а позже все это утвердило великого композитора на мысли о необходимости создания национальной оперы «Тарас Бульба». Концертное турне по Украине и второй визит в Екатеринослав Вернувшись после учебы в Киев в 1876 году, Николай Витальевич взялся за создание хора. Состав участников был разнообразным: студенты университета, рабочие, служащие, семинаристы. Особенно трудно было привлечь женщин. Высших женских курсов тогда еще не было, а гимназисткам строго запрещалось принимать участие в таких концертах. Солистками становились швеи и работницы разных канцелярий. Тогда же Н. Лысенко решает расширить концертную деятельность хора и в рамках всей Украины. В 1893, 1897, 1899 и 1902 годах хор совершил четыре путешествия по Украине. Один из его участников, Евгений Кротевич вспоминал: «Путешествие имело исключительный, даже триумфальный успех. На концерты в уездные города, не говоря уже о губернских, съезжались за десятки верст. А после концертов устраивали Николаю Витальевичу и хору горячие овации». Во время четвертого путешествия летом 1902 года хор выступал в Екатеринославе и Павлограде. До этой поездки готовились несколько месяцев. Ближайшими помощниками композитора были Я. П. Гулак-Артемовский, железнодорожник, близкий родственник певца и автора «Запорожца за Дунаем», а также К. Г. Стеценко, ставший впоследствии известным украинским композитором. Значительную финансовую и организационную помощь оказал И. Д. Яневский, брат жены известного фольклориста и украинского композитора П.Д. Демуцкого. И вот 11 июня 1902 года валка с 30 повозок выехала из Киева. Впереди стелилась дорога по Киевской, Полтавской. Екатеринославской и Волынской губерниях. В пути приходилось не только преодолевать различные «высочайшее» и местные запреты на концерты, но и выяснять отношения с царскими чиновниками по поводу доносов на «народного композитора, сеющего крамолу в умах малороссов», без которых не обошлась ни одна поездка. В письме к детям Николай Витальевич писал в июне 1902 года: «До сих пор нам хорошо жилось, и принимали нас на Полтавщине очень хорошо, как земляков. В Кременчуге, как и три года назад, было плохо, потому что большие города требуют хорошей рекламы, и то предварительной… В Екатеринославе первый концерт собрал тоже мало публики, потому что никто в городе о нем не знал, а второй вечер уже был лучше». Огорчение от несколько неудачного начала скрасила встреча с Д. И. Яворницким. Друзья провели день в музее, вспоминая поездку через пороги, делились творческими планами. В составе группы 1902 года было 32 певца и два ведущих солиста Большого театра: С. К Горянский (тенор) и Н. П. Свириденко (баритон). Профессор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов, побывав на концерте на ст. Лозовая, выразил свое восхищение подвигом Лысенко, который устроил в провинции концерты, с которыми не стыдно было выступать и в Москве. Концертная деятельность великого композитора имела еще и благотворительный характер. В годы первой русской революции Николай Витальевич пишет музыку на слова И. Франко «Вечный революционер» и до конца жизни работает над музыкой к произведениям Т. Г. Шевченко. Знакомство с «Кобзарем» у Лысенко состоялось еще в юношеские годы и стало неиссякаемым источником творческого вдохновения для создания 84 различных музыкальных произведений на слова великого украинского писателя. В 1904 году в Киеве открылась «Музыкально-драматическая школа социальной реабилитации». Так осуществилась заветная мечта великого композитора. Счастливый случай помог в открытии этой школы. В дни празднования 35-летия творческой деятельности Николая Лысенко общественность собрала несколько тысяч рублей для приобретения дачи. Николай Витальевич эти деньги вложил в создание школы, пригласил хороших преподавателей и освободил половину учеников от платы за обучение, предоставив возможность многим одаренным детям из бедных семей получить бесплатное образование. Лысенко и Яворницкий: дружба навсегда В Днепропетровском историческом музее имени Д.И. Яворницкого хранятся ценные документы – пять писем-оригиналов Лысенко к Яворницкому. Из них видно, что теплая дружба между известным композитором и пламенным историком Запорожской Сечи возникла, прежде всего, из общей и тяжелой в те времена работы на ниве отечественной национальной культуры. Любовь к своему народу, его истории и культуре, к устному народному творчеству объединила обоих и укрепляла их дружеские отношения. Как известно, в своей композиторской работе Лысенко постоянно интересовался народной музыкой, и, пожалуй, в этом и заключается секрет бессмертия его произведений. Но наряду с музыкальными произведениями, Н. Лысенко интересует и словесный фольклор. В 90-х годах XIX века он задумал собрать побольше народных песен и издать их отдельным сборником. С этой целью он обращается в редакции губернских газет, а также ко всем, кому дорога народная песня, с просьбой содействовать ему в этом важном деле. Дмитрий Яворницкий откликнулся одним из первых. Н. Лысенко беспокоило и то, что не ценятся старинные песни. Его интересовали исторические, а также обрядовые песни-колядки, щедривки, веснянки, купальские, именно эти песни он хотел собрать со всех регионов Украины и издать, по возможности, полный их сборник. Не случайно композитор обратился именно к Д. Яворницкому, который большую часть своей жизни проводил в путешествиях, постоянно ища новые свидетельства героического прошлого, былой славы запорожской. Ему часто приходилось вместе с крестьянами звездными вечерами петь народные песни. Такие песни Яворницкий не мог не записать. Да и не только песни, но и присказки, остроты, анекдоты – все он записывал, осмысливал, ибо в этом выражалась душа народная – ее мудрость. Часть таких записей Яворницкий помещал в своих исторических трудах, часть оставалась в рукописном виде. И когда Лысенко попросил помочь фольклорным материалом, Яворницкий пообещал прислать ему рукописный сборник. Дмитрий Иванович был натурой музыкальной, поэтому также дал обещание Лысенко спеть ему эти песни. Когда Лысенко разъезжал по Украине со своим хором, ему часто приходилось претерпевать препятствия со стороны правительства. 24 июня 1876 года профессор Киевского университета, историк и экономист Богдан Кистяковский записал в дневнике: «Вот текст распоряжения по делам печати: «…Государь император 18/30 минувшего мая высочайше повелеть соизволил: 1. Не допускать ввоза в пределы империи без особого на то разрешения Главного управления по делам печати каких бы то ни было книг и брошюр, издаваемых за границею на малороссийском наречии. 2. Печатание и издание в империи оригинальных произведений и переводов на том же наречии воспретить… 3. Воспретить также различные сценические произведения и чтения на малороссийском наречии, а равно и печатание на таковом же текста к музыкальным нотам». Распоряжение это как будто составлено ad hominem [персонально для человека]. Последний пункт его прямо направлен против деятельности Лысенка, который лет 6-7 как разрабатывает малороссийскую музыку. Теперь его деятельность парализована». Сам Николай Витальевич на выше упомянутый Емский указ неоднократно сетовал в личных беседах и письмах, но, несмотря на него, работу свою, в действительности, не приостанавливал. Писал «в стол» музыку на стихи Шевченко, продолжал собирать украинские народные песни и, в виду запрещения публиковать их на родине, находил возможность делать это за границей. И случалось так, что преодолевать подобные препятствия композитору помогал его Екатеринославский друг – Дмитрий Яворницкий. Также Дмитрий Яворницкий, активный просветитель и популяризатор народной музыки, нередко организовывал концерты кобзарей, которые не могли не интересовать Николая Лысенко. Взаимное уважение и искренняя привязанность между Лысенко и Яворницким сохранились навсегда. Солнце украинской музыки При жизни знаменитый украинский композитор имел огромную популярность. В «Воспоминаниях» Евгения Чикаленко есть такой эпизод: «Той зимой сенсацию среди харьковских украинцев сделал приезд Н. Лысенка на постановку оперной труппой Медведева его оперы «Рождественская ночь». … В отеле у Лысенко просто двери не закрывались, такая масса народа к нему ходила по делу и без дела, чтобы увидеть нашего славного композитора и патриота». Николай Лысенко оставил громадное творческое наследие: более тысячи самобытных, разнообразных по форме произведений. В том числе 11 опер, среди которых особую популярность снискали у зрителей «Рождественская ночь», «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», «Энеида» детские оперы «Коза-дереза», «Пан Коцкий». Николай Витальевич умер после продолжительной болезни 6 ноября 1912-го. Отпевали почившего во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева. Похоронен он в столице Украины на Байковом кладбище. Десять тысяч человек разных национальностей пришли проститься с композитором, которого Станиславский назвал «солнцем украинской музыки». Память В начале 20-х годов в Екатеринославе действовала капелла имени Николая Лысенко. Такой же коллектив действовал в 1941-1943 годах. В Днепропетровске именем композитора названа улица и переулок в Ленинском районе – на Диевке. Но может ли похвалиться наш современный мегаполис памятованием о великом композиторе Николае Лысенко? К сожалению, не каждый житель не то, что Днепропетровска, а и всей страны может похвастаться, что знает или слышал многие, а то и хотя бы одно из его произведений. Но есть один смягчающий фактор. Если Николай Витальевич Лысенко всего дважды в своей жизни посещал Екатеринослав, то его правнук (а точнее, праправнук), полный тезка и фотографическая копия великого композитора является очень частым гостем Днепропетровска. Познакомьтесь — заслуженный деятель искусств Украины Николай Витальевич Лысенко, а точнее — протодиакон Николай Лысенко. Клирик и многолетний второй регент хора в Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре, художественный руководитель и дирижер Государственного эстрадно-симфонического оркестра, ведущий радиопрограмм «В духовному вимірі», «Православний світ» та «Православний Календар» на радио «Эра», с недавних пор руководитель направления радиопроектов Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, и кроме того — прекрасный семьянин и многодетный отец. Как мы видим, во многом он идет по стопам своего гениального предка. В наш город он приезжает как музыковед и ведущий концертов музыкально-культурологического проекта «Место встречи – Остров классики», которые проводятся четыре раза в год благодаря стараниям Центра Православной Культуры «Лествица». На одном из концертов Николай Лысенко-младший выступил дирижером оркестра. О своем прадедушке о. Николай Лысенко говорит, что «он сменил казацкую саблю на дирижерскую палочку». И далее продолжает: «Если кратко охарактеризовать открытие, которое я сделал, изучая жизнь Николая Витальевича, это то, что наперекор судьбе, наперекор традициям, когда не модно было быть православным в конце XIX — начале ХХ века, особенно в среде русской и украинской интеллигенции, в том числе, не модно было ходить в храм, исповедоваться, Николай Витальевич жил церковной жизнью. Не скажу, что на протяжении всей жизни он был фанатичным верующим. Безусловно, с верой он родился и вырос, она вошла в его плоть и кровь, но был и период остывания, как случается у каждого человека: жизнь по накату, семейные заботы, сложности. А потом наступил период, когда он снова пришел в храм. Для меня это было важно». священник Георгий Скубак
Додому Новини Екатеринослав в жизни и творчестве Николая Лысенко (170-летнему юбилею со дня рождения...