Додому Новини «Екатеринославские епархиальные ведомости» как источник для изучения истории Екатеринославской епархии

«Екатеринославские епархиальные ведомости» как источник для изучения истории Екатеринославской епархии

Данная статья-исследование благочинного Синельниковского церковного округа протоиерея Сергия Лукина посвящена истории и формированию издания Екатеринославских Епархиальных Ведомостей. Источником исследования послужили комплекты Ведомостей, представленных в фондах Госархива Днепропетровской области за 1872 – 1877, 1883 – 1904, 1906 – 1914 годы. Основную сложность в работе с историческим источником представляет отсутствие некоторых номеров издания (официальной и неофициальной частей) как в архиве, так и в научных библиотеках Днепропетровска. Поэтому в некоторых случаях приходилось обращаться к тем трудам, которые этот источник так или иначе затрагивают. Хронологические рамки охватывают период издания Екатеринославских Ведомостей – с 1872 по 1917 годы. Задача исследования состоит в обобщении имеющихся данных о функционировании периодических изданий в региональной культуре и расширении круга источников в этой области, так как исследование периодической печати способствует активизации исследования в исторической, культурологической и краеведческой областях, в возможности использования данной наработки в целях изучения целого ряда областей гуманитарного направления: педагогики, философии, благотворительности, вопросов хозяйствования, при изучении памятников истории и культуры, так как географические рамки совпадают с границами Екатеринославской губернии и Екатеринославской епархии. Также исследование может быть использовано для изучения научно-исторического, литературного и богословского наследия второй половины XIX и начала XX веков, в лекционных курсах по истории и культуре. «Высшее образование, поставленное на достаточно широкую основу усилиями графа С.С. Уварова, к середине 1850-х годов уже не могло сводиться к подготовке чиновников, но заявляло свои претензии на развитие науки. Академия наук, испытывая влияние русского общества и русских традиций, начала издавать периодические издания на русском языке и перестала быть оторванным от русской жизни интернациональным образованием. Несмотря на практицизм эпохи, учреждались ученые общества, начинали вестись систематические исследования, составлялись и осуществлялись научные проекты. При министерствах создавались ученые комитеты, имеющие своей задачей развитие прикладной науки. Повысилось внимание к профессиональным учебным заведениям каждой отрасли. Сформировался слой образованных людей, не только имеющих суждение о происходящем, но видящих определенные пути усовершенствования и исправления недостатков. Пробудившееся желание высказаться в условиях цензурного «террора» после 1848 года повысило значение «самиздата» – рукописной публицистики.… Эти новые черты – самосознание высшего образования, развитие отечественной науки, централизованное и общественное, профессиональные ученые и учебные комитеты, самостоятельное мнение образованных людей и пути литературного самовыражения – должны были отразиться на духовном просвещении. Но, ввиду сословной и профессиональной замкнутости духовного образования и науки, общие тенденции сказывались на нем не так быстро, порождая при этом специфические проблемы. Заметным образом влияние тенденций на духовное образование сказалось лишь в последующую эпоху» [5, с. 112-113]. С развитие науки вставал вопрос о желательности и даже необходимости более широкого контакта духовных академий с другими высшими учебными заведениями. Был непрост и вопрос и популяризации богословской науки (Устав 1814 года, ставя перед академиями задачу «расширения и поощрения учености в духовенстве», ничего не говорил о расширении этого круга). Академии продолжали дореформенную традицию проповедей для народа, иногда перераставших в регулярные беседы нравственного и богословского содержания, приучая к составлению проповедей студентов. Вопрос о более активной деятельности в этом направлении встал в академических кругах, и одним из способов этой активизации стали духовные журналы, издаваемые академическими корпорациями (первый академический журнал был основан в 1821 году при Санкт-Петербургской Духовной Академии – «Христианское чтение», в 1837 году при Киевской Духовной Академии – «Воскресное чтение», в 1843 году при Московской Духовной Академии – «Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе», в 1855 году при Казанской Духовной Академии – «Православный собеседник»). «Известный славянофил К.С. Аксаков в 1855 году выступил за широкую гласность и свободу церковной печати: «Деятельность мысли, духовная свобода есть призвание человека… Если найдутся злонамеренные люди, которые захотят распространять вредные мысли, то найдутся люди благонамеренные, которые обличат их, уничтожат вред и тем доставят новое торжество и новую силу правде…» [4, с. 153]. Поражение в Крымской войне указало на необходимость реформ, призванных оздоровить государственный строй и экономику России. Новый император Александр II, направил процесс реформирования на децентрализацию, увеличение общественных свобод, покровительство прессе, науке и просвещению. Записки с проектами преобразований деятельности государственных органов, системы просвещения, церковных учреждений стали поступать на имя государя. Все шаги, предпринимаемые императором, свидетельствовали о его пристальном внимании и внимании его окружения к системе образования. В царствование Александра II, когда глубоким преобразованиям подверглись все стороны национальной жизни, в церковной печати открыто стал обсуждаться вопрос о новой реформе духовной школы. От архиереев, от ректоров академий и семинарий Синод затребовал их мнения и предложения, а в 1860 году под председательством архиепископа Херсонского Димитрия (Муретова) был составлен особый комитет, который за четыре года разработал план новых преобразований. В 1872 году в Екатеринославе начали издавать Епархиальные Ведомости, и это печатное издание стало официальным изданием Екатеринославской епархии. Ранее в некоторых епархиях предпринимались попытки изданий Епархиальных Ведомостей, но они были не долгосрочными из-за нехватки средств на их содержание. Все поменялось после реформы «О духовном образовании», которая способствовала разрешению потребности в появлении православной прессы. Забота императора о религиозно-нравственном просвещении народа побудила усилить издание соответствующих книг и брошюр. К этому были привлечены и духовные академии. По всем епархиям были приглашены к сотрудничеству лица, способные писать просто и грамотно с богословской точки зрения, – надежды возлагались на тех же выпускников духовных академий. «История издания всех Епархиальных Ведомостей начинается в середине XIX века. Идея создания особой Епархиальной прессы по примеру «Губернских Ведомостей», издаваемых в Российской Империи, принадлежит архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию (Борисову). В 1853 году он составил примерную программу епархиального издания, которая вследствие Крымской войны 1853 – 1856 годов осталась без рассмотрения. Уже после архиепископа Иннокентия, его преемник – архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов) в 1859 году представил эту программу на рассмотрение Святейшего Правительствующего Синода. В ходатайстве в пользу издания Епархиальных Ведомостей архиепископ Димитрий приводил мнение автора программы – архиепископа Иннокентия о том, что создание подобной епархиальной прессы «может служить к оживлению всего Епархиального управления и к сближению его со всею паствою», а также обещало немедленное сокращение консисторской бюрократической переписки, весьма обременительной, вследствие малого штата Духовных консисторий, а также сократило бы число ошибок при переписке малограмотными переписчиками. Подведомственные Епархиальному управлению учреждения гораздо быстрее получали бы необходимую информацию, а епархиальное начальство приобрело бы новый способ пастырского воздействия и общения с паствой, «потому что всегда, когда нужно, могло бы обращаться к ней и со словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы плевел различных лжеучений». Кроме того, подобные издания значительно облегчили бы получение местным духовенством нужной для него информации, в частности, сведений о вакантных должностях, об успеваемости детей, обучающихся в семинарии и т.д.» [3, с. 45 -46]. Ходатайство об издании Ведомостей Синод утвердил 11 ноября 1859 года, признав полезным распространение аналогичных изданий во всех епархиях, для чего в циркулярном указе от 31 декабря того же года разослал представленную программу «Херсонских Епархиальных Ведомостей» всем епархиальным архиереям. Одно за другим начинают появляться собственные периодические издания в столицах и даже в провинции. Оживают в связи с этим и официальные академические журналы. В 1860 году в Москве начинают выходить «Православное обозрение» и «Душеполезное чтение», в Петербурге – «Странник». Как отмечалось выше, Екатеринославская епархия организовала выпуск своего журнала в 1872 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Феодосии (Макаревском), на личности которого необходимо остановиться. «Епископ Феодосий (в миру Александр Николаевич Макаревский) родился в 1822 году (по другим источникам в 1825 году) в Черниговской губернии в семье дьякона. Сначала учился в Черниговской Духовной Семинарии, затем поступил в Киевскую Духовную Академию, которую закончил в 1849 году со степенью магистра. 31 января 1850 года был назначен преподавателем всеобщей истории в Смоленском Духовной Семинарии и учителем девиц духовного звания. 28 марта 1853 года он был смотрителем Вяземского уездного и приходского духовных училищ. В 1852 году женился, а в 1853 году, 28 мая рукоположен во священника к Вяземскому Свято-Троицкому собору. В это же время находился на различных должностях, куда его назначало священноначалие: состоял цензором проповедей, членом Вяземского Духовного Правления, катехизатором, членом-корреспондентом губернского статистического комитета, членом строительного комитета. За свои труды в 1855 году, 29 июня возведен в сан протоиерея. После смерти жены в 1861 году, 16 марта он был переведен в Смоленск инспектором семинарии и там 3 мая того же года принял монашеский постриг с именем Феодосий. 29 марта 1862 года был назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, а 29 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита. 28 августа 1863 года он был переведен в Воронежскую Духовную Семинарию – ректором, и назначен наместником Алексеевского Акатова монастыря, членом Воронежской Духовной Консистории и благочинным монастырей Воронежской епархии. 10 декабря 1866 года его назначили, как ректора семинарии, редактором «Воронежских Епархиальных Ведомостей». 12 декабря 1866 года он был назначен, а 29 июня хиротонисан в епископа Острожского, викария Воронежской епархии. В 1871 году, 23 июня он принял в управление Екатеринославскую епархию. При нем в епархии произошли большие изменения: начались окружные, благочиннические и епархиальные собрания духовенства и выборы духовенством благочинных» [1, с. 34 – 35]. Также он не оставил и свои ученые занятия. И, судя по этому краткому жизнеописанию, кому как не ему было суждено организовать издание «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей», к тому же он уже был знаком с этим делом. Принятые за стандарт во многих Епархиальных Ведомостях две части, официальная и неофициальная, также присутствовали и в издаваемых «Екатеринославских Епархиальных Ведомостях». В официальной части печатались документы и материалы строго официального характера, к которым относились: Высочайшие манифесты и приказы по духовному ведомству, указы и распоряжения Святейшего Синода, как общие, так и относящиеся непосредственно к епархии, сообщения о высочайших наградах по епархии, как лиц духовного ведомства, так и священно-церковных служителей, о наградах и объявлениях благодарности от Правящего архиерея по епархии для лиц духовного звания и прихожан, информация о рукоположении в сан и назначениях на приходы, принятии на службу, увольнении за штат, объявления о вакансиях, о назначении и увольнении должностных лиц по консистории, семинарии и духовным училищам, извлечения из годовых отчетов по различным учреждениям епархии, информация о деятельности священнослужителей, отдельных прихожан и приходов, участие их в различных благотворительных мероприятиях, об исключении из списков в связи с переходом в другую епархию или со смертью. Официальный отдел публиковал также отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в епархии, журналы съездов екатеринославского духовенства, о перешедших в православие, отчеты, программы, семинарские разрядные списки, расписания произнесения священно-церковно-служителями проповедей в Кафедральном соборе, по уездам, отчеты о состоянии дел в миссионерской деятельности и о состоянии организованного епархиального братства святого равноапостольного великого князя Владимира. Также в конце номера давались различные объявления и известия, в содержание которых входило множество разной информации, начиная от того, какие издавались книги на то время, до объявлений печатных палат губернии и банков о ценных бумагах. В 1917 году, после Манифеста об отречении императора Николая II (№ 8, с. 101 – 102), в «Екатеринославских Епархиальных Ведомостях» поместили ряд документов общецерковного значения: постановление об «Отмене вероисповедных и национальных ограничений» (№ 10, с. 134 – 137), обращение «От Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов», возвещающее приближение «полной победы русского народа над старой властью» (№ 10, с. 145 – 146), «Отношение обер-прокурора Святейшего Синода по поводу ареста священников» (обвиняемых «за их неприязненное отношение к новому государственному строю, выражаемое как в частных разговорах, так и с церковных кафедр» (№ 16, с. 276 – 277), Синодальные «Обращение», «Определение» и «Положение» о созыве Поместного Собора (№ 20 – 21, с. 360 – 373). «В первом номере за 1872 год издатели «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» так определяли свои задачи: «наряду с… официальными сведениями и рассуждениями по поводу их, редакция предлагает помещать и статьи по общехристианским вопросам…, знакомить читателей с местными историческими достопримечательностями, имеющими отношение к христианству, равно как и с местными обычаями, нравами и т.п.» [2, с. 168] «Епархиальные Ведомости, являясь сугубо церковным ведомственным изданием, как правило, издавались при Духовных Консисториях или Духовных Академиях и Семинариях, соответственно, секретарь Консистории или ректор Академии или Семинарии являлся редактором журнала или его официальной части. В состав редакции могли также входить представители духовно-учебных заведений, консистории, духовенства, епархиальных городов. По правилам, которые оставались неизменными до начала XX века, епископ епархии назначал и смещал редактора, цензора и корректора журнала. А так как главы епархий менялись довольно часто, то, соответственно, часто менялись и редакторы, отчего изменялось и само издание. С 1906 года право на смещение редактора перешло Святейшему Синоду» [3, с. 47]. До сентября 1896 года «Екатеринославские Епархиальные Ведомости» издавались 2 раза в месяц, с сентября 1896 г. по 1917 г. – 3 раза в месяц. С № 16 за 1900 г. по 1917 г. – с подзаголовком «Издание Братства св. Владимира при духовной семинарии». Первым редактором официальной части был А.Н. Невоструев (до № 1 за 1877 г.), неофициальной части – ректор Екатеринославской Духовной Семинарии архимандрит Далмат (Долгополов, впоследствии епископ Новомиргородский) с сотрудниками А.А. Ржевским и Я.С. Степановым (1872 – 1876), далее обе части редактировали А.А. Ржевский и Степанов (1877 – 1878), Я.С. Степанов и М.И. Никольский (с 1879 по № 2 за 1880), преподаватель духовной семинарии И.В. Ушацкий и М.И. Никольский (с № 3 за 1880 по 1881), И.В. Ушацкий (с 1882 по № 17 за 1885). С № 18 за 1885 год по № 19 1886 года И.В. Ушацкий подписывал только официальную часть, редакторами неофициальной части (а с № 20 за 1886 и официальной части) стали ректор духовной семинарии протоиерей Михаил Разногорский и инспектор М.Я. Монастырев. С № 3 за 1892 год обе части подписывал М.Я. Монастырев и преподаватель духовной семинарии А.М. Ванчаков, с 1895 года исполнявший обязанности секретаря Екатеринославской Духовной консистории, с этого времени в консисторию было передано редактирование официального отдела. Затем официальный отдел редактировали секретари консистории С.В. Малтновский (1898 – 1905), А.И. Орлов (1906 – 1910), Г.Ф. Березницкий (1910 – 1916) и П.И. Зорин (1916 – 1917). Неофициальный отдел в 1895 – 1900 годах редактировал М.Я. Монастырев, а с № 16 за 1900 г. до конца издания – ректор духовной семинарии протоиерей Вячеслав Мстиславский, их соредакторами были преподаватели духовной семинарии Я.А. Павловский (1895 – 1896) и М.С. Брунбендер (1899 – 1907). С первого года издания «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» для сотрудничества в нем стали привлекаться епархиальное духовенство и преподавательский состав семинарии. Редакция наждалась в получении материалов о состоянии приходов в религиозно-нравственном отношении, о предрассудках и народных суевериях, об истории храмов, о замечательных случаях из пастырской практики и приходской жизни, сведениях о местных раскольниках и сектантах. Примером для всех, конечно же, послужил епископ Феодосий, не жалевший ни сил, ни времени на научно-историческую деятельность. Уже первый номер неофициальной части №Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» открывался словом при вступлении на Екатеринославскую кафедру епископа Феодосия, который впоследствии анонимно публиковал в них свои проповеди и церковно-краеведческие труды: «Краткие сведения о местночтимой иконы Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии» (1872, № 18, с. 288 – 296, № 19, с. 303 – 311, № 20, с. 319 – 327), «Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее» (1875, № 8, с. 114 – 117, № 9, с. 129 – 139), «Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального открытия ее» (1876, № 1, с. 1 – 10, № 2, с. 17 – 31, № 3, с. 35 – 48, № 4, с. 49 – 63, № 5, с. 67 – 75, № 6, с. 81 – 96), «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1879 – 1881). Епархиальный археограф и историк М.И. Никольский (см. его некролог: 1882 № 13, с. 217 – 233, № 14, с. 237 – 249) опубликовал «Записку о Екатеринославской семинарии» (1872, № 14, с. 223 – 231, № 15, с. 239 – 250, № 16, с. 263 – 268, 1874, № 11, с. 165 – 172, № 12, с. 182 – 189, 1876, № 9, с. 136 – 141, № 10, с. 145 – 160, № 11, с. 165 – 172, № 12, с. 177 – 192, № 13, с. 197 – 208, № 14, с. 221 – 303, 1877, № 6, с. 81 – 87, № 7, с. 97 – 108, № 8, с. 113 – 125, № 22, с. 342 – 350, № 23, с. 355 – 364, 1878, № 7, с. 102 – 111, № 8, с. 113 – 128, № 10, с. 145 – 162, № 17, с. 259 – 269, № 18, с. 275 – 282, № 19, с. 295 – 303, № 20, с. 307 – 314, № 21, с. 333 – 338), статью «Столетие Екатеринославской епархии» (1876, № 14, с. 209 – 221, № 15, с. 225 – 240, № 16, с. 247 – 256, № 17, с. 267 – 269, № 18, с. 273 – 288, № 19, с. 289 – 304, 1877, № 1, с. 5 – 11, № 2, с. 17 – 26, № 3, с. 33 – 34, № 4, с. 49 – 54) и множество заметок (например: «Митрополит Игнатий: (Из дел консисторского архива)» – 1872, № 10, с. 157 – 165). Авторами значительной части других статей (часто подписанных криптонимами или анонимных), в том числе являющихся обзорами или рефератами иностранных книг, были также редакторы и постоянные сотрудники «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей»: А.А. Ржевский (см. его некролог: 1880, № 17, с. 290 – 294) – «Об отношении христианства к вопросам жизни» (1872, № 1, с. 4 – 16, № 2, с. 17 – 28, № 3, с. 33 – 40), Я.С. Степанов – «О пророчествах Ветхого Завета» (1872, № 3, с. 44 – 48, № 4, с. 50 – 64, № 9, с. 154 – 156, № 11, с. 175 – 188, № 12, с. 198 – 206, № 13, с. 211 – 222) и «Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу» (1872, № 14, с. 231 – 237, № 15, с. 250 – 254), М.Я. Монастырев – «От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: «О положении православия в Одессе»)» (1893, № 21, с. 543 – 565, № 22, с. 579 – 605) и «О Святой Земле» (1897, № 12 – 13, с. 274 – 318). Из статей, вышедших в конце XIX века, можно выделить: «Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками» (1872, № 19, с. 312 – 318, № 21, с. 342 – 350, № 22, с. 356 – 366, № 23, с. 372 – 379), «Рассказ Манефона о прокаженных и отношении этого рассказа к исходу евреев из Египта» (1882, № 15, с. 269 – 280, № 16, с. 284 – 294, № 17, с. 309 – 317, № 18, с. 329 – 338, № 19, с. 347 – 354, № 20, с. 366 – 373, № 22, с. 400 – 408, № 23, с. 417 – 422), «Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков» И.К. Дементьева (1893, № 12, с. 291 – 303, № 13, с. 332 – 346). А.В. Преображенский опубликовал статью: «Труды П.И. Чайковского в области церковного пения» (1894, № 23, с. 571 – 580, № 24, с. 589 – 605). Множество сведений о характере издания и об основных авторах «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» в 80-х и начале 90-х годов XIX века содержит редакторская статья «Prodomosua» (1893, № 2, с. 35 – 55), являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г.А. Соколова «Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей» (1892, № 18, с. 432 – 438). Одним из основных направлений «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» с конца XIX века стало опубликование статей, обличающих протестантизм и сектантство: «Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами» священника О. Жежеленко (1909, № 1, с. 1 – 7, № 2, с. 23 – 30), «О бессмертии души» (1909, № 4, с. 75 – 82), «Разбор протестантского взгляда на мессу или литургию» (1899, № 36, с. 941 – 948, 1900, № 1, с. 1 – 12, № 2, с. 25 – 30, № 3, с. 62 – 66), «Беседа с сектантом-мистиком» (1909, № 13, с. 353 – 358) священника Николая Назаревского, «Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства» (1909, № 27, с. 677 – 682, № 28, с. 672 – 682, № 29, с. 699 – 703, № 30, с. 725 – 733), «О секте прыгунов или духов» (1893, № 17, с. 428 – 441, № 18, с. 459 – 477, № 19, с. 491 – 504, № 20, с. 523 – 534) В. Грекова. Старообрядчеству уделялось в журнале меньше внимания, как и отчетах за 1909 – 1914 годы епархиального миссионера А.А. Афанасьева «Состояние сектантства и раскола», которые были опубликованы в качестве приложения к «Екатеринославским Епархиальным Ведомостям» за 1910 – 1915 годы. Интерес представляют статьи по истории единоверия: «Начало единоверия в Русской Церкви, положенное преосвященным Никифором Феотоки в слободе Знамение бывшего Екатеринославского наместничества» В, Грекова (1895, № 6, с. 137 – 155, № 7, с. 182 – 197, № 8, с. 206 – 222), «Краткий очерк истории единоверия» священника Евграфа Овсянникова (1900, № 28, с. 776 – 785, № 29, с. 813 – 823). В 1900-х годах появились постоянные рубрики: «Хроника епархиальной жизни», «Из жизни миссии Екатеринославской епархии», «Иноепархиальная печать» и «Иноепархиальные известия». Регулярно печатались заметки священников Иоанна Покровского о богослужении и Григория Зубова о церковном пении. Выходили статьи о русской литературе: «К вопросу о религиозном миросзерцании И.С. Тургенева» П.В. Левитова (1903, № 28, с. 752 – 762) и «Религиозны идеализм Гоголя» священника Бориса Беленького (1909, № 9, с. 241 – 246). В 1913 – 1915 годах по главам публиковалась книга И.П. Триодина «Принципы красноречия и церковного проповедничества». В начале XX века церковная печать становится средством участия духовенства в общественно-политическом процессе. «Екатеринославские Епархиальные Ведомости» печатали материалы, связанные с социализмом и революцией. В апологетических и полемических статьях преобладало обличение революционных воззрений: «Социализм как антихристианство» П.А. Соколова (1909, № 23, с. 591 – 601, № 24, с. 609 – 624), «К вопросу о курсе обличения социализма в православных духовных семинариях» Д.Ф. Чернявского (1909, № 24, с. 633 – 641), «Христианство и социализм» протоиерея Павла Светлова (1910, № 9, с. 235 – 239). Встречались и полемические выпады против правых изданий: «Отношение «Русской правды» к православию и духовенству» (1909, № 1, с. 14 – 17), «Путаница в мозгах – первая и самая главная причина революции» (1909, № 4, с. 93 – 98) священника Н. Правдолюбова. В качестве приложения к «Екатеринославским Епархиальным Ведомостям» были изданы отчеты епархиального училищного совета за 1892 – 1897 годы, «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии» (1899 – 1906), протоколы епархиальных съездов духовенства, уставы миссионерских обществ, протоколы заседаний миссионерских комитетов, отчеты о деятельности местного отделения Палестинского православного общества, отдельные проповеди, справочные брошюры миссионерского содержания и другое, а также книги «О запрещении браков в родстве» В.П. Сахарова (1898 – 1899), «История христианской Церкви в жизнеописаниях святых ее» А. Трифильева (1913), «О нашем спасении во Иисусе Христе» священника Н.В. Назаревского (1913), газета «Русский националист» (1912, июль – октябрь, 17 номеров). «В 1917 году вышли 23 номера официального отдела «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» (последний – 11 августа) и только 7 номеров неофициального (последний – 1 марта)» [2, с. 170]. В 1917 году «Екатеринославские Епархиальные Ведомости» прекратили свое существование – были закрыты указом местных советских властей, осуществлявших антирелигиозную пропаганду среди населения. Подводя итоги, можно сказать, что «Екатеринославские Епархиальные Ведомости» являются ценным источником по истории православия, архитектуры и культуры. Работа с этим источником осложнена отсутствием полного библиографического указателя. Создание такого указателя является сегодня одной из задач краеведческой библиографии, и такая работа уже ведется. А создание именного указателя помогло бы вернуть из небытия многие имена, относящиеся к истории нашего края. Библиографические ссылки: 1. Днепропетровская епархия: Информационно-справочное издание. Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии, АРТ-Пресс, 2008, 648 с. 2. Екатеринославские Епархиальные Ведомости // Православная энциклопедия – М.: Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» – синодальное учреждение Русской Православной Церкви, 2008. – Т.18. – 752 с. 3. Кочмар В.С. Епархиальные ведомости как источник изучения православного юга Украины // Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. – Одеса: Астропринт, 2010. – Т.15. – Вып. 21: Серия «Бiблiотекознавство, бiблiографознавство, книгознавство». – С. 44 – 54 // http://dspase.onu.edu.ua:8080/ bitstream/123456789/1113. 4. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. – 2е изд., перераб. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 816 с. 5. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблема и реформа (вторая половина XIX века). М.: Издательство ПСТГУ, 2006. – 658 с. протоиерей Сергий Лукин, благочинный Синельниковского церковного округа Источник: «Спадщина-3». Сборник научных статей. Посвящен 90-летию государственного архива Днепропетровской области. Дн-к. 2012.