Додому Новини Монументальные росписи Свято-Троицкого кафедрального собора в Днепропетровске

Монументальные росписи Свято-Троицкого кафедрального собора в Днепропетровске

Символом Днепропетровской епархии, ее монументальным отражением вот уже много лет по праву считается Свято-Троицкий кафедральный собор. Он является не только замечательным памятником зодчества ХІХ столетия и архитектурным памятником местного значения (охранный номер № 28), но также и историческим памятником, с которым связано бытие дореволюционного губернского и послереволюционного областного центра. Уникальностью главного храма Днепропетровска являются его росписи. Редакция сайта предлагает вниманию читателя исследование старшего научного сотрудника Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого Маргариты Тихоновой «Монументальные росписи (1909–1960 гг.) Свято-Троицкого кафедрального собора в Днепропетровске». Составными частями интерьера церкви являются монументально-декоративные росписи, скульптура, иконы, ткани, художественное дерево, металл, паркет, осветительные приборы, их взаимодействие между собой и с архитектурой формирует синтез пространственных искусств. Эволюция интерьера в целом следует за стилевыми изменениями архитектуры. Невозможно отделить одно от одного. Но интерьер, вместе с тем, имеет свои характерные черты. Часто общий стилевой характер архитектуры сохраняется в течение столетий, а во внутреннее убранство за это время проникают новые мотивы, вносятся определенные изменения. Примером такого объединения архитектуры середины ХІХ в. и монументальных росписей в интерьере начала ХХ в. является Троицкий собор в Днепропетровске. Троицкий собор в Екатеринославе был возведен в 1837-1854 годах[1] по проекту петербургских архитекторов Людвига Шарлеманя (1784-1845) и Петра Висконти (1778-1843)[2]. Как раз в это время началось строительство храмов в официально утвержденном русско-византийском стиле. Это было обусловлено стремлением Российской империи, в состав которой входила Екатеринославщина, проявить национальное достоинство, воссоздав архитектурные формы допетровской Московии. Троицкий собор был возведен в русско-византийском стиле и по принципу планирования, величественности внутреннего простора, спокойной, статичной композиции внешнего объема был близок к храмам средней полосы России XVI–XVII вв. В плане Троицкий собор – прямоугольный с восемью колоннами в главном объеме, в восточной части главного объема находится прямоугольная апсида, а в западной – трапезная, которая соединяет церковь с колокольней. В углах перекрестия апсиды и трапезной с главным объемом устроенные небольшие угловые камеры. В угловых камерах рядом с апсидой расположены боковые алтари: правый в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а левый в честь святого апостола Андрея Первозванного. Основные росписи собора были выполнены в 1909 году известным художником Иваном Ижакевичем[3] и коллективом его учеников[4]. Дальнейшее восстановление сохранившихся росписей и создание новых вместо тех, которые не подлежали восстановлению, проводились в общем стиле росписей 1909 года. В 1950–1960-е гг. был установлен новый иконостас, восстановлены росписи стен: фреска «Бегство в Египет», изображение апостолов и святых, фигуры херувимов в малых куполах, настенный византийский орнамент. Определяющую роль в общей стилистике интерьера Троицкого собора играет монументальная живопись. Она выполнялась под влиянием росписей Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева, которые, благодаря своему чрезвычайному успеху, стали образцом для наследования. В них проявилось начало возрождения русского религиозного искусства. Эти росписи повторялись в огромном количестве церквей по всей Русской империи, и Троицкий собор Днепропетровска не стал исключением. В основе этих росписей лежит стремление соединить традиции древнерусского искусства с изобразительными методами, понятными и обычными для эстетических идеалов человека ХІХ – начала ХХ вв. Иван Ижакевич ясно сознавал важную роль фресковой росписи в интерьере храма. Его участие в реставрации фресок Кирилловской церкви в Киеве, руководство иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, выполнение росписей в Покровской, трапезной и Всехсвятской церквях Киево-Печерской лавры[5] – все это стало основательной предпосылкой осуществления росписей Троицкого собора в Екатеринославе. Художник чрезвычайно уравновешенно построил всю композицию росписей с их психологическим влиянием на человека. Все изображения в главном нефе по композиционным разработкам подчиняются архитектурным членениям и взаимно дополняют друг друга. Стиль росписи в своей основе – величественный и монументальный. Многочисленные фигуры апостолов, святителей, мучеников с лаконичными и выразительными силуэтами удлиненных пропорций, ясные и точные рисунки драпировок и одежды, создают впечатляющее богатство интерьера. Росписи выполнены в приглушенной колористической гамме и укрывают сплошным ковром всю поверхность стен. Они, как нельзя лучше, гармонируют с резным позолоченным иконостасом и архитектурным декором, придавая интерьеру одухотворенность. Ритмическое членение стен по вертикали и горизонтали, объединение архитектурных и декоративных элементов, пересечение архитектурных масс колоннами и позолоченными карнизами, повтор сцен на фресках и в композициях иконописных произведений делает собор цельным архитектурно-художественным произведением. Из росписей, которые принадлежали кисти И. Ижакевича сегодня остались только изображения ангелов в люнетах над южной и северной дверью и святые, написанные во весь рост на колонах церкви – киевский князь Владимир Великий, славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр и Павел. Образ ангела (рис. 3), с явными признаками модерна, написан в спокойной цветовой гамме, в которой преобладают оттенки белого и желто-коричневого с акцентами контрастного синего цвета. Фигура ангела изображена по пояс, фронтально, с широко раскрытыми могучими крыльями, в дьяконском облачении, с крестообразно одетым орарем. В правой руке ангел держит сферу, а в левой – шест с табличкой, увенчанный крестом в круге. На табличке трижды написано слово «АГЇОСЪ» (достоин). Вся фигура ангела излучает чувство мощи и величия. Внимательный, проникновенный взгляд больших глаз будто спрашивает: «А ты достоин?». Эскиз образа святого равноапостольного князя Владимира Великого был сделан Ижакевичем для росписей церкви Всех святых в Киево-Печерской лавре и опубликован как хромолитография, изданная в Киеве Плаховым в 1903 г. На эскизе, в правом, нижнем углу есть автограф художника «Ижакевичъ». По этому эскизу был написан святой Владимир Великий в Троицком соборе. Святой Владимир (рис. 4) изображен в полный рост, в богатом княжеском одеянии. Его чуть склоненная голова увенчана короной и окружена нимбом. Правую руку князь прижал к груди, в левой руке держит посох, на верхнем конце которого находится четырехконечный крест. Мы видим перед собой седобородого, умудренного опытом правителя. Художник тщательно прорабатывает детали: драгоценные камни и нитки жемчуга на короне и кресте, подол туники, украшенный изображениями христианской символики и фигурами святых, тонкое золотое шитье по краю княжеского плаща, нежные руки с длинными, тонкими пальцами, лицо с правильными чертами и сосредоточенным, задумчивым взглядом больших карих глаз. Изображение отличается мягким, светлым колоритом с преобладанием нежно-зеленого цвета туники, уравновешенного красным цветом плаща. Образы равноапостольных Кирилла и Мефодия, апостолов Петра и Павла Ижакевич разместил на боковых гранях двух западных колонн, поддерживающих главный купол. Причем на одной колонне он изобразил Кирилла и Петра (рис. 5), а на другой Павла и Мефодия (рис. 6). Образы Кирилла и Петра отмечены большей строгостью, они трактованы как воплощение внутренней силы, которая позволила святым до последнего дыхания служить божественной идее – нести людям свет христианской веры и любви. Святые изображены в полный рост: равноапостольный Кирилл – в схиме, со славянской азбукой в руках, апостол Петр – в римской одежде, его руки, скрещены на груди, в правой он сжимает ключи от рая в левой держит развернутый свиток с текстом: «Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Иисуса Христа по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому». На спокойном лице Кирилла привлекают внимание огромные черные глаза, в которых горит огонь веры. Непроницаемое лицо апостола Петра с плотно сжатыми губами и пристальным взглядом из-под низких бровей создает образ сурового стража райских врат. Совсем иначе трактованы образы святых апостола Павла и равноапостольного Мефодия. Особенно это касается Павла, изображенного с назидательным выражением лица, которое подчеркнуто жестом левой руки, указующим на небо. Он призывает к миру и любви, о которых говорит текст, записанный на развернутом свитке в его правой руке: “Радуйтесь, братия, усовершайтесь, утешайтесь, будте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами”. Апостол Павел, как и Петр, изображен в одежде римского гражданина. Мефодия художник изобразил в священническом облачении с крестом в правой руке и Евангелием в левой – символами веры христианской. Его лицо освещено мудростью и знанием, которое просветитель несет в мир. Заслуживает внимания колористическое решение этих образов. Облачение первой пары – Кирилла и Петра, – решено в разных оттенках синих и коричневых цветов, с белыми акцентами свитка и азбуки. Причем, если в одежде Кирилла доминирует синий цвет, то у Петра – коричнево-зеленый, образовывая мягкое перетекание цветов одного в другого. В одежде второй пары – Мефодия и Павла, – преобладает зеленый цвет разных оттенков, контрастно подчеркнутый красной туникой Павла и белым омофором Мефодия. Такое контрастное цветовое решение внешних образов этих пар святых подчеркивает и внутреннее отличие Кирилла и Мефодия, Петра и Павла. Образы святых, которые были написаны И. Ижакевичем по законам академической масляной живописи, перенесенной на плоскость стены, как камертон задавали общую направленность всем другим фрескам. Нежный зелено-желтый колорит с добавлением синих, красных, белых тонов, большой размер изображенных фигур создают определенное звучание и настроение интерьера, визуально увеличивая и драматизируя его. Следуя общему настроению фресок Ижакевича, росписи других художников, в тот же время, имели свои индивидуальные черты. Ярким примером этому являются росписи, выполненные матушкой Зинаидой Севериной во время реставрации 1955 – 1960-х годов. Она выполнила сцену «Благовещение» (рис. 7, 8), которая расположена на боковых гранях двух восточных колонн главного купола, напротив образов святых, написанных И. Ижакевичем. Лиризм, как особая черта женской сути, поэтически окрашивает созданные художницей образы, придавая им проникновенное звучание. В отличие от строгих ликов и статичных силуэтов святых, написанных Ижакевичем, образы архангела Гавриила и Марии имеют мягкие, нежные черты лица, легкие, будто замедленные в своих движениях, силуэты, очерченные плавными линиями. Необычно трактован З. Севериной образ Марии, которая воспринимает весть, сообщенную ей архангелом Гавриилом, со смирением, о чем свидетельствует покорно склоненная голова и сложенные на груди руки, и делая шаг навстречу своей судьбе. Образ Марии, окрашенный индивидуальной неповторимостью, кажется удивительно жизненным и поэтическим. Кроме изображений святых и апостолов на боковых сторонах колонн, стены Троицкого собора расписаны более поздними многофигурными композициями: «Введение Марии во храм», «Успение Богородицы», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вход Господень в Иерусалим», «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине». К росписям же 1909 года относятся фрески «Спас-Эммануил» (рис. 9) над аркой, которая отделяет главный объем храма от трапезной, и «Бегство в Египет» (рис. 10), расположенная на южной стене главного объема. Более детально рассмотрим «Бегство в Египет». Цветовая гамма фрески отличается сдержанностью и приглушенными тонами, с доминированием коричнево-желтых оттенков, оранжево-красное зарево заката над пирамидами создает ощущение тревоги, которое несколько смягчается и уравновешивается белым цветом мафория Марии и пелен Младенца. Композиция фрески имеет простое и четкое построение. На фоне пейзажа с египетскими пирамидами вдали, изображены Иосиф и Мария с Младенцем на руках. Они широко шагают, но при этом их движениях размерены и спокойны. Лицо Иосифа задумчиво-серьезно, его взгляд направлен вперед, будто он стремится рассмотреть, что их ждет в Египте. Мария вся сосредоточена на Младенце, ее взгляд ласковый и нежный, проникнут тревогой за Его судьбу. Фигура Богородицы с Младенцем придает поэтичность и выразительность всей сцене. Кроме сюжетных росписей и изображений святых, апостолов и великомучеников, стены и арки церкви покрыты орнаментами, которые органически соединяются с росписями (рис. 11)[6]. Многочисленные изображения креста в круге, процветшего креста, вьющихся побегов, оплетающих крест, розеток – наиболее распространены среди орнаментальных элементов. Украшая и оживляя все сцены росписей, орнамент подчиняет их общему замыслу, объединяя отдельные сюжеты в единое целое. Итак, проведенный анализ монументальной живописи Троицкого собора в Днепропетровске позволяет сделать вывод, что, несмотря на разную стилистику росписей 1909 – 1960-х гг. (от русско-византийского стиля до модерна), художникам удалось создать единую систему монументальных росписей, которая поражает своей целостностью и выполняет определяющую функцию в синтезе пространственных искусств в интерьере храма. Примечания: 1. Фоменко А.К., Чабан М.П., Лазебник В.И. и др. Днепропетровск: прошлое и настоящее. – Днепропетровск: Дніпрокнига, 2001. – С. 41. 2. Ревский С. Б. Зодчие, инженеры, художники, участвовавшие в формировании Екатеринослава (конец XVIII – начало ХХ вв.). – Днепропетровск, 1981. – С. 4, 45. 3. Ижакевич Иван Сидорович (1864-1962) – народный художник СССР. Родился в с. Вышнополе Уманского уезда Киевской губернии. Учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры и в рисовальной школе Н.Мурашко. В 1883 г. участвовал в реставрации фресок ХІІ в. Кирилловской церкви в Киеве. В декабре 1884 г. был зачислен вольным слушателем Петербургской Академии искусств. В 1890–1910-х гг. выполнил росписи в Покровской, трапезной и Всехсвятской церквях Киево-Печерской лавры. 4. Стародубов А.Ф., Самодрыга В.В., Иванов С.С. Память истории. – Днепропетровск: РВА “Днепр-VAL”, 2001. – С. 304. 5. Там же. С. 303. 6. Все фотографии выполнены С. Стецкевичем. Иллюстрации: Рис. 1. Троицкий собор. Общий вид. Почтовая открытка кон. ХІХ – нач. ХХ в. Рис. 2. Троицкий собор. Интерьер (1909-1970). Общий вид. Фото 2007 г. Рис. 3. Ижакевич И. Ангел. Роспись северного люнета, 1909 г. Фото 2007 г. Рис. 4. Ижакевич И. Св. равноапостольный князь Владимир. Роспись колонн главного купола, 1909 г. Фото 2007 г. Рис. 5. Ижакевич И. Св. равноапостольный Кирилл, св. апостол Петр. Роспись колонн главного купола, 1909 г. Фото 2007 г. Рис. 6. Ижакевич И. Св. равноапостольный Мефодий, св. апостол Павел. Роспись колонн главного купола, 1909 г. Фото 2007 г. Рис. 7. Северина З. Благовещение: Архангел Гавриил. Роспись колонн главного купола, 1955-1960 гг. Фото 2007 г. Рис. 8. Северина З. Благовещение: Мария. Роспись колонн главного купола, 1955-1960 гг. Фото 2007 г. Рис. 9. Спас-Эммануил. Роспись над аркой, 1909 г. Фото 2007 г. Рис. 10. Бегство в Египет. Роспись южной стены. Фото 2007 г. Рис. 11. Орнаменты. Фото 2007 г.