Додому Новини Неделя о мытаре и фарисее — «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет,...

Неделя о мытаре и фарисее — «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

Седмица, которая начинается в воскресенье 5 февраля, открывает очень важный для верующих людей период – время сугубого приготовления к Великому посту. Во всех православных храмах за всенощным бдением поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери», а за Литургией Церковь помогает нам на примере евангельских притч осознать, что есть подлинное покаяние. Также за богослужением с этого времени и до самой Пасхи читается и поется особая богослужебная книга, которая носит название «Триодь Постная». Каждая неделя в ней посвящена той или иной основной теме. Итак, воскресенье и следующие семь дней называются на языке церковного устава «Неделей о мытаре и фарисее». Сказал Господь следующую притчу (Лук. 18, 10-14): два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисеи во времена Христа представляли собой крупное общественно-религиозное учение в иудаизме. Специализировались они на толковании Моисеева Закона, хранении и создании устных преданий. Отличались тщательным исполнением внешних религиозных обрядов и большей частью принадлежали к высшей аристократии. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже, благодарю тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Мытарями назывались собиратели пошлин, которые были на службе у оккупантов-римлян, поработивших народ израильский. Их работа заключалась в собирании дани и, фактически, они занимались поборами. Конечно, таких людей все ненавидели, потому что законом их жизни было вымогательство, жестокость и беспощадность. «Пощусь два раза в неделю», – продолжал молиться фарисей, – «даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!». Итак, оба пришли в храм для молитвы. Один, ну просто чем не праведник? В первую очередь благодарит Бога за все благодеяния, поститься не один раз в году, как предписывал закон, а дважды в неделю, десятину отдает на храм Божий. Он самовосхваление превратил в благодарение Богу. А другой от грехов своих стыдился даже глаза поднять – грешник. Таков суд человеческий, а Бог рассудил иначе: «Сказываю вам, что мытарь пошел оправданным в дом свой более чем фарисей». Но почему грешник получил от Господа прощение, а праведность фарисея была отвергнута? Заметим, что фарисей благодарит Бога за свои достоинства, любуется собой. Он не чувствует в себе недостатков. Но если человек самоудовлетворен, то у него не возникает потребности искать Бога, а это значит, что он лишает себя благодати Божией. Еще более ненавистно для Господа в молитве фарисея, что он не только хвалит себя, но осуждает и унижает других: «Я не таков, как прочие люди: как этот мытарь». Слепая гордость не замечает бревна в собственном глазу, но прекрасно видит грехи и пороки других. Ну а мытарь стоял вдалеке от святилища потому, что он боялся нечистотой своей души омрачить чистоту небесную и даже глаз своих не поднимал. Он ударял себя в грудь, так как там – в сердце – чувствовал угрызения совести. Стыдясь своих грехов, он ни словом, ни мыслью не ищет себе оправдания. Лишь одно он повторяет: «Боже, будь ко мне милостив, грешнику»! И это смирение мытаря было больше угодно Богу, чем посты и пожертвования фарисея. В чем же заключается кардинальная разница между ними, которая и определила судьбу того и другого перед Богом? Оказывается, в чувствах и мыслях, с какими они приступали к Богу – мытарь в отличие от фарисея сознавал ту пропасть, которая существует между тем, что он есть, и тем, чем он должен быть. Эта притча задает тон на весь грядущий пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. Церковь настраивает нас на самое главное, что является содержанием Поста, а сама притча нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. Только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. На основании этой Евангельской притчи делают очень важное духовное наблюдение: «Лучше грех, но со смирением, чем добродетель с гордостью, потому что гордость легко уничтожает добро, а смирение способно превозмочь тяжесть греха». Ну а нам следует запомнить слова Христа, которыми Он закончил эту притчу: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»! cвященник Георгий Скубак