Додому Новини єпархії Евлогий, архиепископ Новомосковский принял участие в записи телевизионной программы, посвященной праздникам Воскрешения...

Евлогий, архиепископ Новомосковский принял участие в записи телевизионной программы, посвященной праздникам Воскрешения праведного Лазаря и Входа Господнего в Иерусалим, для телеканала «ОТВ Днепра»

Евлогий, архиепископ Новомосковский принял участие в записи телевизионной программы, посвященной праздникам Воскрешения праведного Лазаря и Входа Господнего в Иерусалим, для телеканала «ОТВ Днепра»

22 апреля 2021 года в домовом храме в честь священномученика Иринея, епископа Лионского Административного Центра Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви по благословению Управляющего епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея викарий епархии архиепископ Новомосковский Евлогий дал интервью об установлении традиции празднования Воскрешения праведного Лазаря и Входа Господнего в Иерусалим для программы «Православный мир», выходящей на телеканале «Общественное телевидение Днепра».

Отвечая на вопросы журналистки Светланы Гусаченко о праздниках, завершающих Святую Четыредесятницу и предваряющих Страстную седмицу, викарный архиерей раскрыл духовный смысл евангельских событий, ставших венцом земной славы Спасителя и предвосхитивших Его крестные страдания.

Свое обращение к Новозаветному повествованию о проявлении Господней воли, воскресившем друга Божия, владыка Евлогий предварил кратким историко-богословским экскурсом, призванном осветить случаи воскрешения, представленные в хронологии Библейской истории как предшествующие возведению из мертвых Начальником жизни праведного Лазаря.

Архипастырь напомнил, что в Ветхозаветный период пророк Илья воскресил сына Сарептской вдовы молитвой, которую услышал Господь, «… и возвратилась душа отрока сего в него» (3 Цар. 17, 22), а Ильин ученик Елисей также, помолившись Богу, воздвиг умершего ребенка Сонамитянки, «но не от гроба, но ниже четверодневна» (преп. Андрей Критский, Канон на повечерии пятка седмицы ваий: Песнь 4).

Архиепископ Евлогий подчеркнул, что заключение Нового Завета Бога с людьми ознаменовалось началом исполнения пророческих слов Спасителя: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25). В дни Своей земной жизни Иисус Христос неоднократно чудесным образом воскрешал умерших, чтобы показать роду человеческому, что Господь властен и над смертью. Он «Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки», (преп. Андрей Критский, Великий покаянный канон: Среда, Песнь 9), произнеся повеление: «…девица, тебе говорю, встань». (Мк.5:41). После Господнего прикосновения ко смертному одру сына Наинской вдовы и повелительных слов Господа: «…юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14) находящийся на нем «мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7:15).

Деяние Спасителя, воскресившее праведного Лазаря, владыка Евлогий выделил как наиболее яркое уверение во грядущем общем воскрешении мертвых и жизни будущего века. Викарный архиерей обратил внимание на наибольшую – в событийно-временном плане Священного Писания – длительность пребывания умершего Лазаря во гробе, которая составила четыре дня, что и привело к явным остро ощутимым признакам разрушения тела, засвидетельствованным Марфой: «Господи! уже смердит» (Ин.11:39). При возведении Своего друга из мертвых Христос, Творец жизни и Разрушитель смерти, очевиднейшим образом явил Свои истинные Божество и человечество: «…призвал еси Лазаря из гроба, и воздвиг еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща» (преп. Андрей Критский, Канон на повечерии пятка седмицы ваий: Песнь 8.).

Чтобы воссоздать полную картину священного события, в воспоминание о котором совершается великий двунадесятый праздник Входа Господнего в Иерусалим, архипастырь обратился к свидетельствам всех четырех евангелистов, а также к ветхозаветному пророчеству Захарии о прибытии Спасителя во Святой град: «…торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Архиепископ Евлогий акцентировал тот факт, что не только народ, но и сами «ученики Его сперва не поняли этого» (Ин.?12:16): вышедшие навстречу Воскресителю Лазареву ожидали положительных социально-политических преобразований в царстве Иудейском, но Господь устроил так, чтобы уничтожить в умах Своих соотечественников всякую мечту о Его земном царстве.

Викарный архиерей также напомнил о втором названии торжества – «Вербное воскресение», которое установилось в славянских землях, где Спасителя, грядущего на вольную страсть, встречают не с пальмовыми ветвями, как это было в древней Иудее и происходит сейчас в южных странах, а с веточками вербы.

Владыка Евлогий рассказал и о евангельских событиях, вспоминаемых во дни Страстной седмицы.

Поздравив телезрителей с Воскрешением праведного Лазаря и Входом Господним в Иерусалим, архипастырь пожелал православным сосредоточить все свои человеческие усилия, дабы «без греха сохранитися», пройти оставшиеся черные дни Страстной седмицы в чистоте и святости, чтобы достойно приобщиться Пасхального Торжества вместе со святыми угодниками и ангелами Божьими.

Информационный отдел
Днепропетровской епархии УПЦ