Додому Новини Почему Успение Богородицы – не траур, а праздник?

Почему Успение Богородицы – не траур, а праздник? [Проповедь]

Два праздника – Успение и Рождество Пресвятой Богородицы – являются двунадесятыми, оба посвящены Пречистой Деве Марии и находятся близко друг от друга. Если посмотреть по календарному кругу, то сначала идет Успение, а затем Рождество Богородицы. Хотя в реальности было наоборот: сначала произошло Рождество (день рождения) Девы Марии, а уже потом, когда завершилась Ее земная жизнь, Успение (то есть смерть, переход в вечность). Я бы хотел обратить внимание на то, что Успение Пресвятой Богородицы первый по значимости праздник из этих двух, так как является образцом Рождества в новую жизнь, вечную и блаженную. Даже в народе испокон веков эти праздники называли так: Успение – Первая Пречистая, Рождество Девы Марии – Вторая Пречистая и Покров – Третья Пречистая. В таком порядке они расположились не только по датам в течение года, а и по своей значимости. Смерть – это то, что пугает людей больше всего. Не может быть ничего страшнее, чем известие о смерти. К примеру, когда человек слышит диагноз врачей о неминуемой скорой кончине кого-то из близких, или своей собственной – что может быть страшнее? Почему нас так пугает наступление смерти? Да потому что, осознавая всю греховность прожитой жизни, душа человека предчувствует неминуемое наказание за совершенные грехи. А вот святые угодники, которые вели праведный образ жизни, сумели во время земной жизни очиститься от греха и достичь такого состояния, что не только переставали бояться смерти, а, наоборот, с радостью ожидали ее прихода. Так как для них она стала переходом из наполненной муками земной жизни в вечную, радостную и блаженную в Царстве Небесном, где они наконец-то могли воссоединиться с Богом. Почему смерть любого человека мы воспринимаем, как траурный день, а Успение Божьей Матери отмечаем, как большой праздник? Когда Пречистая Дева Мария уходила в мир иной, то пребывала в состоянии радости и блаженства. Она давно ждала этого перехода в Царство Небесное, чтобы воссоединиться там со своим возлюбленным Сыном. Потому этот радостный для Нее момент называют успением (от слова «уснуть»), а не смертью. Во время земной жизни Дева Мария была наставницей для апостолов и их помощников, а после успения Она стала Всецарицей – покровительницей как для живущих на земле, так и для всех сил небесных. Богородица обрела благословенную возможность доступа во все уголки вселенной. Она всегда готова помочь каждому из нас, но мы, как непослушные дети, из-за своей гордыни и упрямства часто отказываемся от этой материнской помощи, игнорируя ее. Этим и объясняется особая важность праздника Успения Пресвятой Богородицы. За ним следует другой богородичный праздник – Рождество Пречистой Девы Марии. Это событие, перевернувшее историю человечества – плод долгих молитв, трудов, добродетелей и любви благочестивых супругов Иоакима и Анны. Их бездетность до престарелого возраста не была результатом греховной жизни – это была проверка их верности Богу и стойкости перед трудностями. Сколько раз мы роптали из-за того, что Бог сразу не посылает нам просимое? А Иоаким и Анна, несмотря на благочестивую жизнь и постоянные молитвы, всю жизнь оставались бездетными. При этом они не жаловались на судьбу, сохраняя преданность Богу, за что и были вознаграждены – удостоились чести подарить человечеству Царицу неба и земли. Их духовные труды принесли ожидаемый результат не сразу. Это должно стать примером для всех нас, чтобы, обращаясь к Богу с просьбами, мы проявляли смирение, терпение и послушание Его воле. Именно такие молитвы обязательно принесут достойные плоды, которые превзойдут все наши ожидания. протоиерей Валентин Цешковский, секретарь Днепропетровской епархии («Вестник Павлоградского благочиния», август №1, 2012)