Додому Новини Православные христиане вступили на поприще Успенского поста

Православные христиане вступили на поприще Успенского поста

Ежегодно 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели от 14 до 27 августа. Начинается Успенский пост медовым Спасом, центр его Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери., Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства и еще именуется Богородичным, так как Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве., В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы зимний (Рождественский)., Святой Симеон Солунский пишет, что Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте, так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого умилостивление и ходатайство за нас., Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты., В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи, во вторник и четверг с варением пищи, но без елея, то есть без масла, по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей., В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая., Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды, заповедует Святая Церковь., В посте телесном на первом плане воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, в посте духовном воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там оставление пищи скоромной более питательной и употребление пищи постной менее питательной, здесь оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях., Сущность поста выражена в следующей церковной песне: Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим., И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли., Успенский пост начинается с праздника Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Впрочем, таинственное выражение происхождение древ Креста обозначает просто крестный ход., В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста., В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1. В Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения, составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем., В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами., По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника медовый Спас)., Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link=""]