Додому Новини ПРОФЕССОР ЯРОСЛАВ ГРИЦАК: «УКРАИНА, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, СУЩЕСТВУЕТ. НАС УЖЕ 20...

ПРОФЕССОР ЯРОСЛАВ ГРИЦАК: «УКРАИНА, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, СУЩЕСТВУЕТ. НАС УЖЕ 20 ЛЕТ ПЫТАЮТСЯ РАСКОЛОТЬ НАДВОЕ, А МЫ ВСЕ НЕ РАСКАЛЫВАЕМСЯ»

В конце февраля Днепропетровск со своими лекциями посетил один из наиболее активных и продуктивных историков современной Украины профессор Ярослав Грицак. На встречах с ученым можно было послушать, что думает об Украине и украинцах самый известный украинский историк нашего времени. По виду Ярослав Грицак – типичный профессор из американского колледжа. Родом из Львовской области, он несколько лет преподавал в лучших университетах США. Сейчас занимается научной деятельностью во львовском Украинском католическом университете – заведует кафедрой мировой истории. Хотя основное его профессиональное внимание сосредоточено, конечно, на Украине. Ярослав Грицак известен своими исследованиями на тему положения Украины в современном мире. Этому и была посвящена лекция «Украина как модерный продукт». По большей части она состояла из размышлений о том, какие условия исторического «производства» повлияли на появление продукта, маркированного как «Украина». Начал Грицак с забавной истории. В далеком 1988 году ему довелось обедать в компании двух знакомых: одного из советников Горбачева и американского профессора украинского происхождения. Обсуждали, чем могут кончиться реформы генсека. «Профессор тогда предположил, что Советский Союз распадется, а Украина станет независимым государством, – вспоминает Грицак. – Услышав это, советник рассмеялся, и смеялся так, что упал со стула». По мнению самого Грицака, Украина – это пример парадокса шмеля. «Любой аэродинамик скажет, что шмель не может летать, – говорит историк. – Но он летает! Так же и Украина, несмотря ни на что, существует. Нас уже 20 лет пытаются расколоть надвое, а мы все не раскалываемся». Свое сравнение Востока и Запада ученый начал еще в 1994 году. Тогда он с коллегами исследовал самоидентификацию людей во Львове и Донецке. Выбор городов объяснил просто: денег не было, пришлось выбрать две крайние точки. Исследование заключалось в следующем. Людям предлагалось поставить галочку напротив любых близких им определений из предложенных в списке. Определения принадлежали к самым разным сферам – например, украинец, львовянин, донетчанин, женщина, мужчина, работник, безработный, православный, греко-католик и др. То же самое было повторно проведено в 1999 и 2004 годах. Во все три раза жители Львова чаще всего определяли себя как украинцы и львовяне. Затем – религиозные и гендерные идентификации. В Донецке определение «украинец» ни разу не взлетело выше второго места. А в 1994-м многие и вовсе считали себя советскими гражданами. Зато очень часто люди выбирали определения, связанные с наличием или отсутствием работы. «Вот что получилось, – подвел итог Грицак. – Запад больше всего думает о себе как об украинцах, а Восток – как о работниках. Национальная идентичность против социальной идентичности». Интересная находка Грицака – данные о грамотности населения стран Европы в конце XIX века. В 1897 году писать и читать умели 18 % украинцев. В соседней России показатель был выше – 29 %. Но и он меркнет перед показателями Западной Европы. Грамотными тогда были 78 % немцев. Можно сколько угодно рассуждать о развитии национальной культуры, но факты говорят сами за себя. К 1600 году, по утверждению Грицака, в православных европейских странах было издано не более 50 тысяч книг, в то время как у католических соседей – около 20 миллионов. «Сейчас я пишу книгу об Украине, – рассказал Грицак. – Я начинаю ее с одной даты – 1 января 1494 года. Православные (вернее — сектанты, отколовшиеся от Православной Церкви) в этот год ожидали Апокалипсиса (7000-й год со Дня сотворения мира и по подсчету ожидаемый год Апокалипсиса), а католические страны радовались открытию Нового Света. Когда на Востоке умирал старый мир, на Западе – рождался новый». Несмотря на историческую «отсталость» православного Востока, в словах историка звучит оптимизм. Главное для страны – не расколоться-таки на регионы по интересам. Кстати, об интересах. Удивительное открытие сделал Грицак: отметив на одной карте Украины все ее части, которые когда-либо были в составе разных государств, он получил карту, иллюстрирующую результаты всех наших президентских выборов. По последним выборам получает, что «российская» Украина за Януковича, а «польская», «литовская» и «румынская» – за Тимошенко. И все же, читая лекцию, Ярослав Грицак почти не касался последних политических событий. Зато в вопросах, заданных слушателями по окончании, эта тема лидировала. Есть ли жизнь после Януковича? Сколько украинцев выедет в эмиграцию за время его президентства? «Главное – не сколько выедет, – заметил Я. Грицак, – а кто останется. Важный вопрос: уедет ли наиболее амбициозная молодежь или захочет остаться? От этого будет зависеть очень многое». Пресс-служба Днепропетровской епархии (По материалам газеты «ГОРОЖАНИН»)