Додому Новини Самарскому Николаевскому Пустынному мужскому монастырю 410 лет!

Самарскому Николаевскому Пустынному мужскому монастырю 410 лет!

22 мая 2012 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, единственная в Днепропетровской епархии мужская обитель — Самарский Николаевский Пустынный мужской монастырь — отпраздновала свое юбилейное престольное торжество. Основанной в 1602 году обители, считавшейся «войсковым» монастырем Запорожской Сечи, в этом году исполняется 410 лет. Праздничное богослужение, которое возглавил управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней – священноархимандрит Самарского Николаевского Пустынного мужского монастыря, проходило в возрожденном в прошлом году монастырском храме – Преображенском. За Божественной литургией владыке сослужили: наместник монастыря архимандрит Досифей (Савелов), насельники обители в священном сане и духовенство двух Новомосковских благочиний. Древняя возрождаемая обитель в день своего престольного торжества собрала сотни паломников, которые вместе с братией обители разделили молитвенную радость праздника. В конце Литургии участниками богослужения был совершен крестный ход и славление святителю Николаю с чтением молитвы святому угоднику. Также владыка Ириней прочитал сугубую молитву о ниспослании дождя. По завершении богослужения днепропетровский архипастырь обратился к монашествующим и богомольцам с назидательным словом, в котором поздравил с юбилейным храмовым днем, после чего преподал всем святительское благословение. Самарский Николаевский Пустынный монастырь (историческая справка) Среди монашеских обителей Украины Самарский Пустынно-Николаевский монастырь занимает особое место. История этого форпоста православия неразрывно связана с историей Запорожской Сечи. Как писал историк казачества, академик Д. Яворницкий, именно здесь были построены первые на Низу церковь и монастырская школа. Отсюда вышли многие известные священники, долгое время сохранялись казацкие реликвии, могилы подвижников и борцов за православную веру. Точная дата основания Самарского Пустынно-Николаевского монастыря неизвестна. Документальное оформление обители относится к 1602 г. Первым настоятелем его стал насельник казацкого Киево-Межгорского монастыря иеромонах Паисий. Вначале обитель находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Был «войсковым» монастырём Запорожской Сечи, находясь под управлением сечевого коша. Был сильно разорён во время русско-польской войны в 1650-х, восстановлен к 1672, в апреле того же года была освящена вновь отстроенная церковь. Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 годов. В 1681, период Русско-турецкой войны для монастыря настал период подъема. Расквартированные в Самари казаки и военные регулярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Но вскоре опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения». В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов. В 1690 году монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены. В 1709 году в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. В 1711 был разрушен татарами. В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем. В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли. В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие. В 1776 (по другим данным в 1780 году) приписан к ставропигиальному Киево-Межигорскому монастырю. 7 марта 1787 освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты взамен деревянного храма. 25 ноября 1791, по ходатайству Екатеринославского и Херсонес-Таврического епископа Амвросия (Серебрянникова), вышел синодальный указ, по которому монастырь обращался в «дом Екатеринославских Архиереев». В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году – храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму – 8320 рублей 90 копеек. Долгое время в монастыре сохранялись: главная святыня монастыря чудотворная Ахтырская («Самарская») икона Божией Матери и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. Сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна. «Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 году уже существовал. Храмы монастыря: 1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й – средний – во имя Николая Чудотворца, 2-й – северный – Всех Скорбящих Радости и 3-й – южный – во имя мучеников Кирика и Иулиты, 2-я каменная, однопрестольная – во имя Георгия Победоносца, без колокольни, 3-я деревянная, домовая – во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная. Все необходимые службы при монастыре имеются. Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 квадратных саженей земли, из которой 243 десятины и 141 квадратная сажень под дубовым лесом. Сведения о монашествующих: – исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования, – иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования, – иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования, – иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет, в 1900 году утвержден ризничным, а в 1901 году – казначеем сего монастыря, – иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования, – монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой, – монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный, – послушников 5 человек». Далее, вплоть до 1917 года, исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено. В 1920-х относился к «григорьевцам» (сторонники архиепископа Григория Яцковского). Известно, что в то время в монастыре было 25 послушников. К средине 1920-ых годов монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 (по другим источникам в 1930 году) монастырь окончательно закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли. Колокольня при монастыре была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на территории монастыря переделали под хозяйственные здания. После Великой Отечественной войны обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир», при этом очень пострадали прежние монастырские постройки. В 1960-е годы в монастыре устроили интернат для психически больных девочек. В 1993 году возрожден приход в зданиях монастыря. В 1995 году началось возрождение монашеской жизни. Первоначально было принято решение о создании женской обители. 12 марта 1998 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании доклада Иринея, Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского, преобразовал Свято-Николаевский Самарский пустынный женский монастырь и Свято-Николаевский приход в г. Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь и утвердил наместником иеромонаха Досифея (Савелова) с возведением его в сан игумена. Монахини во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) были переведены в Тихвинский монастырь в город Днепропетровск. 3 апреля 2004 года в Лазареву субботу митрополит Ириней посетил обитель и освятил восстановленный и реконструированный трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, после чего совершил божественную литургию. По окончании богослужения владыка также освятил отремонтированные помещения под трапезную и хозяйственные нужды. 16 апреля 2011 года, в Лазареву субботу, в Самарском Свято-Николаевском пустынном монастыре, являющимся единственной мужской обителью Днепропетровской епархии, был торжественно освящен еще один возрожденный монастырский храм — в честь Преображения Господня. Нынешний Преображенский храм на самом деле является храмом великомученика Георгия Победоносца (построен в 1838 г.) расположенного в бывших братских помещениях, существенно пострадавших в советский богоборческий период. До сих пор на южном фасаде здания можно заметить следы реконструкции в стиле сталинского ампира — в советское время здесь был «парадный» вход в дом престарелых. Когда-то перед южным фасадом храмового здания располагалась деревянная церковь, позднее — обширное кладбище дома престарелых и интерната. Также существует предположение, что в этом месте — на участке перед входом, между восточным и западным крыльями здания, могут находится захоронения священников. Чин великого освящения Преображенского монастырского храма совершил управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. В тот же день митрополит Ириней в сопровождении наместника, благодетелей и архитекторов ознакомился с ходом возрождения архитектурного комплекса монастыря. Также владыка осмотрел археологические раскопки, проводимые в 2009 году на месте монастырской колокольни, взорванной в 20-е годы XX столетия. Расчищенные остатки подземных частей сооружений позволяют судить об их взаимном расположении и устройстве. Сторона опоры колокольни составляла около 7 метров, видимая кирпичная часть фундамента заглублена на 2,5 м, дальше основание из небольших камней. Здание имело подвальное помещение с полукруглым сводом и стенами толщиной до 2 метров. Планируется на этом историческом месте возродить колокольню монастыря. На сегодняшний день в Самарском монастыре насчитывается четыре храма: центральный — Свято-Николаевский, трапезный — Антония и Феодосия Киево-Печерских, Преображенский — в братском корпусе и подземный храм в честь мучеников Кирика и Улиты. Хотя подземный храм еще только оборудуется в подвальных помещениях бывшей церкви Георгия Победоносца. По словам насельников, на стенках подземелья заметны остатки фресок. Трудно сказать, какую функцию выполнял подвал раньше — склада, мастерских или гробницы, но судя по данным справочника XIX века, не храма, хотя архитектура нижней части этого вполне достойна. В настоящее время Самарский Пустынно-Николаевской мужской монастырь является памятником архитектуры национального значения с охранным № 1081. Пресс-служба Днепропетровской епархии