Додому Новини УПРАВЛЯЮЩИЙ ЕПАРХИЕЙ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ КУЛЬТОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ...

УПРАВЛЯЮЩИЙ ЕПАРХИЕЙ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ КУЛЬТОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ ДНЕПРОПЕТРОВСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА ПРИДНЕПРОВЬЯ»

2009 год — год 160-летнего юбилея одного из крупнейших и ведущих музеев Украины — Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. В течение нескольких месяцев в музее будут организованы юбилейные выставки лучших собственных музейных коллекций и культурно-исторических ценностей из других музеев Украины, проведено ряд массовых мероприятий, научная конференция и торжественный юбилейный вечер. К знаменательному юбилею со дня своего основания Днепропетровский исторический музей презентовал выставку «Духовные сокровища Приднепровья. Православная богослужебная утварь XVIII- нач. ХХ ст. из фондов культовой коллекции ДИМ». Отметим, что это вторая выставка цикла «Православные древности в коллекции ДИМ». Первая, представленная на обзор горожан и любителей истории и культуры, являла собой собрание православных икон, и экспонировалась в январе-марте в 2008 года. Особенность новой выставки — она не ограничивается одной религиозной конфессией, а планирует поднять коллекцию в достаточно полном виде. Культовая коллекция Днепропетровского исторического музея им. Дмитрия Яворницкого занимает одно из ведущих мест в его собрании. Отдел церковной старины был создан при Екатеринославском областном музее им. Поля в 1904 г. по случаю столетия основания Екатеринославской духовной семинарии. История его создания неразрывно связана с историей музея. Именно во время интенсивного сбора музейной коллекции в ней появляются и различные культовые предметы, церковные раритеты — иконы, кресты, дарохранительницы, венцы, потиры, Библии и Евангелия т.д. Самая существенная коллекция из 600 предметов церковной старины, собранная Д. И. Яворницким, поступила в музей в 1905-1906 гг. Известно, что Яворницкий получил разрешение у Синода право на осмотр и отбор в музей художественно-исторических вещей, находившихся в церквях Екатеринославской епархии, которые не всегда хранились в надлежащем состоянии. Открытие выставки состоялось по благословению и при личном участии митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. В своем приветственном слове к сотрудникам музея Владыка поблагодарил их за просвещение и привлечение жителей, а особенно молодежи, к культурному и историческому достоянию нашего Отечества. «Такие мероприятия очень важны для города и общества, так как помогают людям не забывать о своей истории, а в нынешнее непростое время всеобщих подмен важно помнить традиции своего народа, знать веру и истоки его культуры», — подчеркнул Архипастырь. В связи со знаменательным юбилеем Правящий Архиерей удостоил коллектив исторического музея благословенной грамотой. Также Владыка вручил иконы Покровительницы Приднепровского края — образ Божьей Матери «Самарский» и памятные подарки. В ответном слове директор музея Надежда Капустина сердечно поблагодарила митрополита Иринея за его постоянную заботу о музее и сотрудничество с его тружениками. На открытие выставки также присутствовали представители Днепропетровской епархии: настоятель Свято-Владимирского храма протоиерей Георгий Вольховский, клирик этого же храма протоиерей Глеб Вольховский и руководитель Центра Православной Культуры «Лествица» протоиерей Игорь Собко. Украшением презентации стало выступление хора Свято-Владимирского храма, которые исполнили духовные произведения. На выставке представлено свыше 250 предметов церковной старины, среди них изделия культового металла. Культовые памятники из металла дают представление об использовании различных вещей в церковно-монастырской среде и о христианской символике на предметах литургической службы, церковной утвари и вотумах, дают возможность увидеть почти все технологии изготовления и декорирования художественных металлических изделий. Отдельный раздел выставки посвящен коллекции крестов. Крест, как орнаментальный мотив и символический знак, известный во многих культурах и имеет древние корни, это один из основных символов христианской веры и предмет религиозного культа. Христос был распят на кресте во имя спасения человечества. Таким образом, крест становится символом спасения и вечной жизни. На выставке экспонируется напрестольный крест, который обычно используют в литургической службе, стоит на престоле, а также наперсные кресты, кресты-энколпионы, разнообразные нательные кресты. Среди напрестольных крестов отличается резной кипарисовый крест, который казак Иван Шепотинник вложил в Свято-Николаевскую Ново-Кодацкую церковь в 1774 г. Обращает на себя внимание также серебряный крест-мощовик напрестольный, поступивший из Преображенского собора. Этот крест изготовлен в 1759 г. в Москве на фабрике Кункина. Кресты-энколпионы – своеобразные реликварии, поступили в музей из частной коллекции А. Н. Поля. Относятся они к до монгольской эпохи, найденные на Княжеской горе под Каневом. У жителя Киева В. Балашова музей приобрел кресты-энколпионы, найденные на территории Старого Киева. На выставке представлены и староверческие кресты. Они, возможно, пришли к нам из староверческих мастерских – церквей поповского и безпоповского направлений – Поморье, Москвы, центральных и южных губерний России. Нахождения староверческих вещей связано с деятельностью в Екатеринославе и Никополе староверческих церквей (Белокриниченского согласия) с начала XIX в. до 1957 г.Значительное количество староверческих вещей поступила в музей в 1919 г. из собственного собрания купца-старовера П. П. Пронина. В коллекции музея имеются запорожские кресты – в основном нательные, найденные в захоронениях. Церковь имела огромное значение в христианско-демократическом устройстве казачьего общества. Д. И. Яворницкий отмечал, что для казаков «защита веры предков и православной церкви составлял основу всей их жизни». На протяжении XVII – XIX в. в культовой практике православной и католической церкви в Украине были в обиходе вотума (металлические подвески). Они имели разную форму или просто изображали какую-то часть человеческого тела. Подвески цепляли к чудотворным иконам в качестве благодарности за исцеление. Коллекция вотумов ДИМ насчитывает 68 единиц и датируется периодом с конца XVIII до начала ХХ в. Ее комплектование началось с 1905 г. Вотумы попали в музейную коллекцию из церкви с. Лыхивка Верхнеднепровского района, а также из других сельских храмов. Многие вотумы изготовлены Екатеринославскими и Золотоношенскими народными мастерами (по образцу паломнических табличек). Они имеют бусовый край, изображают людей или части тела.Жемчужиной культовой музейной коллекция являются религиозные книги – Библии и Евангелия XVII-XIX века, украшенные изысканными металлическими и кожаными оправами. На выставке также представлено несколько литургических предметов: богослужебных чаш – потиров, дарохранительниц и кадильниц. На выставке экспонируется – дарохранительницы 1771 г. Благодаря вкладной надписи можно установить, что дарохранительница была изготовлена в 1770-1771 гг. в Киеве (любые клейма на ней отсутствуют, возможно, они находились на утраченных частях). Она выполнена с высоким художественным мастерством в стиле барокко.Экспонируются и венчальные короны – предметы церковного обряда в виде металлических обручей, декорированных ленточным, растительным и геометрическим орнаментом. Представлены, в частности – венец мужской, украшен, финифитеевыми медальонами, венец круглый, металлический, на бархатной подкладке красного цвета, с изображением Божьей матери и младенцем, начала ХХ в.Выставка культового металла из фондов музея дает яркое представление о богатстве и ценности музейного собрания, демонстрирует его многообразие и значение для воссоздания прошлого нашего края. Диакон Георгий Скубак