Этой статьей мы открываем новую рубрику – «Православная психология: каждому и для каждого». Это значит – и для мирянина, и для священника. И для пытающегося понять себя, и для пытающегося помочь другим. Будем знакомить читателей с основами православной психологии и вместе искать ответы на трудные житейские проблемы, отвечая на ваши вопросы.
Свои вопросы к православному психологу у священника и мирянина; свои – у семейного человека; свои – у подростка и свои у учителя, врача и т.д. В общем, нам есть о чем поговорить…
Для начала познакомимся. Я – священослужитель, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при 6-ой городской клинической больнице Днепра. Для прихожан – отец Тарасий. Большинство из них не знает моего отчества, а я – их. И слава Богу! Собственно это все. Можно не продолжать. Мы молимся вместе – и это главное. Остальное – детали, для спасения не критичные…
Верующие ищут помощь и поддержку
Вы звоните мне вновь и вновь, задавая наболевшие вопросы: прежнее единство «душ и телес» куда – то ушло… Ожидаемое понимание с нашими чадами оказалось на сию минуту именно ожиданием… Духовная жизнь оказалась не долгожданной житейской опорой, а призывом к следованию за Христом… В общем – нам пора говорить. Искать. Иногда делиться болью, а иногда – радостью открытий…
Современная культура давно потеряла фундаментальные, жизненные ориентиры, а верующие люди в условиях современной культуры, образования, философии вынуждены искать хоть сколь более-менее созвучные верующему сердцу варианты посильной помощи и поддержки друг друга.
И возникают несуществовавшие в апостольские времена, но нужные и важные сейчас уроки христианской этики в светских школах, православные телеканалы и онлайн-лектории, открываются пункты психологической помощи и реабилитационные центры.
Всякий христианин призван являть собою и своей жизнью Божий промысел о спасении всякого человека и потому все мы в какой-то степени проповедники, педагоги и психологи. Однако если говорить не о решении сиюминутных задач, а серьезных затруднений и проблем, то поможет только гармоничное соединение профессиональных навыков и сердечного желания послужить Богу и ближним.
Отличие православной психологии от светской
Итак: что же такое православная психология? Чем она отличается от светской? Зачем нужна верующему человеку и нужна ли совсем?
Если очень коротко, то это одно из направлений психологии, которое ориентировано на взгляды и ценности, сформулированные и осуществленные Православием. Отличие же светской психологии от христианской заключается в целях – и потому в методах и средствах.
Во-первых, главной целью светской психологии является изучение и объяснение природы поведения человека и его психики, а православная психология главной целью видит способствование спасению человеческой души для вечной жизни посредством воспитания и развития.
Во-вторых, масштаб объекта исследования: светская психология изучает человека в промежутке от рождения до смерти, то есть только в рамках земной жизни и потому не решает вопросы происхождения человека и не ставит своей задачей объяснить смысл жизни и смерти; для православной же психологии основополагающими вопросами, определяющими цель, принципы, методы исследования, являются божественное происхождение человека, его воцерковление и обожение, спасение человеческой души.
В-третьих, различаются эти направления психологии и способом получения знаний. Светская психология раскрывает существующие законы природы при помощи человеческого интеллекта и научно-технических средств, с этой целью она раскладывает, измеряет, анализирует объект исследования, то есть человека. А православная психология берет знания о человеке из священного Предания, святоотеческих трудов, из священного Писания, православного богословия и опыта Православной Церкви. Православная психология принимает человека безусловно таким, какой он есть. Простите, если сложно – но иначе никак…
Как достичь духовного здоровья?
Любая психотерапия стремится к тому, чтобы восстановить некую целостность, которая у большинства людей утрачивается вследствие различных детских травм, сложных отношений с родителями, развода родителей и прочих сложностей, сопровождающих их в детстве. Психотерапевтическая работа нацелена на проработку этой совокупности сложностей. Во всяком случае, следует учитывать, что психолог играет вспомогательную, сопровождающую роль для христианина на пути его духовного роста.
Итак: православная психология ставит перед собой задачу не просто помочь индивиду обрести целостность, но она и помогает ему осознать необходимость в служении миру полнотой себя, полученной в результате терапии. Обретение человеком себя происходит только тогда, когда он преодолевает себя, перестает вращаться вокруг собственной оси и воспринимать себя как основную ценность своей жизни. Только при достижении этого результата можно говорить об истинном духовном и психологическом здоровье.
Открытым остается вопрос – зачем нужны православные психологи, если Святые Отцы несли свой крест и спасались без психологов, являя своей жизнью образцы поразительного знания глубин человеческой души? Открытым – потому что на вопрос о гармоничном соединении человеческих усилий и Божьего Промысла в деле спасения каждый человек призван дать свой ответ.
Буду рад ответить на вопросы читателей лично, на страницах нашей газеты, на официальном сайте Днепропетровской епархии eparhia.dp.ua и на странице «Днепропетровская епархия УПЦ» в Facebook.
В заключение нашей сегодняшней беседы хочу напомнить, что в нашей епархии по благословению Управляющего Днепропетровской епархией митрополита Иринея действуют курсы подготовки православных психологов для священнослужителей, психологов, педагогов и заинтересованных мирян, справки по телефону или Viber – 0504512612.
Протоиерей Тарасий Марченко,
психолог, психотерапевт,
заведующий кафедрой психологии и антропологии
Днепровского Медицинского Института.