Додому Статті Семейная династия священнослужителей

Семейная династия священнослужителей

В этой статье мы предлагаем Вашему вниманию необычный для наших дней и по-своему уникальный материал — жизнеописание династии священнослужителей. Мало кто задумывается в наше время о своем генеалогическом древе: происходит это то ли от скудости информации, то ли от скудости душ и нежелания знать свое прошлое. Авторы представленного ниже эксклюзивного материала предприняли попытку найти и систематизировать данные о своих предках – им удалось обнаружить подробную информацию только о пяти священнослужителях и представителях их семей. Работы еще предстоит много, но кропотливые поиски стоят того, чтобы однажды рассказать детям и внукам, какими добрыми, отзывчивыми, неординарными, храбрыми, мужественными, достойными, неповторимыми были их предки, на которых молодое поколение обязательно должно быть похожим, чтобы не предать самого главного — память и веру.
Хотя и с большим опозданием, но пришло время, когда еще можно попытаться восстановить историческое прошлое нашего рода, которое все больше растворяется в усиливающемся тумане давно минувших лет, в котором уже с трудом, но еще просматриваются силуэты построенных церквей, слабые контуры фамильных построек и угодий, в которых жили и трудились наши предки. Они представляли собой тот достаточно тонкий высокообразованный интеллектуальный и культурный слой общества, который является его основным достоянием и ценностью, но был практически полностью уничтожен во время и после октябрьского переворота 1917 года. Принадлежность свою в прошлом к этой части общества приходилось тщательно скрывать в течение многих десятилетий родителям от своих детей, чтобы не навредить их будущему.
Настоящий поиск ставит перед собой задачу восстановить и сохранить для потомков исторически достоверную информацию о представителях родословного дерева дворянского рода Крамаренко, проживавшего длительное время в Екатеринославской губернии и представлявшего собой высокообразованную и культурную интеллигенцию того времени, включающую священников, врачей, учителей, музыкантов и представителей других профессий, а также показать, как развивались ветви этого дерева в течение XIX-XXI веков, а если удастся, то и на большую глубину.
В виду отсутствия большинства исторически подлинных архивных фамильных документов, уничтоженных из-за преследования большевиками, удалось восстановить только часть этого дерева и той исторической обстановки, в которой происходило его зарождение и развитие. Сделать это стало возможным, в основном, благодаря воспоминаниям трех сестер: Елены, Антонины и Надежды – дочерей Крамаренко Валериана Феофиловича и Лесневской-Высоцкой Евдокии Алексеевны, которые представляют одну из ветвей этого дерева, а также достоверных исторических материалов и документов, характеризующих время и обстановку, в которой они жили и работали.
Начало исчисления генеалогического дерева дворянского рода Крамаренко ведем от батюшки Крамаренко Феофила – Екатеринославского священника и матушки Крамаренко Густинии Антоновны – родителей Крамаренко Валериана Феофиловича. Поскольку на большую историческую глубину никаких семейных архивных документов и воспоминаний ближайших родственников не сохранилось, отчество батюшки Феофила пока остается для нас неизвестным.
Неизвестным для нас пока остается и место его работы, когда они с матушкой Густинией проживали в Нагорном районе г. Екатеринослава по ул. Кирпичной, 9. Наши встречи и беседы с сотрудниками Днепропетровской епархии показали, что он должен был работать, скорее всего, недалеко от места жительства. До революции 1917 года в Нагорном районе г. Екатеринослава находилось около десятка церквей, которые после революции были, в основном, уничтожены, а все архивные документы об их деятельности и служителях были изъяты органами ВЧК или КГБ и, к сожалению, бесследно пропали. Поиски необходимой для нас информации в этом направлении будут продолжены. Информацию о церквях, расположенных в этом районе, можно получить из старых карт Екатеринослава и других источников, находящихся в исторических и других музеях и библиотеках города Днепропетровска.
Из воспоминаний старшей дочери Крамаренко Валериана Феофиловича Елены Валериановны известно, что у батюшки Феофила и матушки Густинии родилось 23 ребенка, из которых 18 выжило. По нашим представлениям о семьях в это сложно поверить, но нам ничего не остается, как эту информацию принять на веру. Если руководствоваться этими воспоминаниями и предположить, что Валериан Феофилович был одним из последних детей, то он родился тогда, когда его родителям было около пятидесяти лет. Это говорит о том, что батюшка Феофил и матушка Густиния родились где-то в 1825–1830 годах. Сохранилась фотография Густинии Антоновны, сделанная в Екатеринославе в фотоателье “П.В.Миткинъ”, на которой она сфотографирована в возрасте около 60 лет.
“…Екатеринослав, праздник Пасхи в 1881 году, закончены предпраздничные приготовления в церкви и в доме. Испеченные на 200-х желтках пасхи, лежат рядочками на перине. Запах разносится по всему дому. Все ждут торжества и возможности разговеться после продолжительного поста…”
Батюшка Феофил отправился в церковь еще накануне вечером на самую ответственную службу года. Матушка в ожидании его, почувствовала утром схватки – пришел срок рожать. Быстро достала давно приготовленные вещи: пеленки, ленты, одеяло и прочее. Нагрела воду и наскоро помолившись, положила на пол подушку, без единого крика приняла в свои руки очередного ребенка. Сама перерезала пуповину, перевязала ее суровой ниткой, обмыла, аккуратно запеленала и положила на ту же перину, где лежали пасхи. Сама же помылась, накрыла на стол и стала ждать батюшку. Вскоре пришел батюшка, перекрестился, они похристосовались и сели за стол разговляться. Когда был налит в рюмки кагор, матушка сказала: “С прибавлением в семействе”. На что батюшка повернулся к кровати, посмотрел на живой сверток и сказал: “Ну, и, слава Богу!” Так, вроде бы просто и обыденно родился мой дедушка Валериан Феофилович, так же как и его родители, всю свою жизнь посвятивший служению Богу и людям.
Таким образом, Крамаренко Валериан Феофилович родился в 1881 году в г. Екатеринославе. Его родители в это время жили на ул. Кирпичной, 9. В 1948 году, когда мы впервые побывали в этом доме, эта улица называлась ул. Кирова, а в 2004 году она была переименована в ул. Олеся Гончара. Несмотря на то, что семья Крамаренко Феофила имела большое количество детей, жили они в достатке и старались дать им хорошее образование. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1897 году они отправили сына Валериана на учебу в Екатеринославскую духовную семинарию. Со своей будущей женой – молодой графиней, уроженкой г. Черкассы Лесневской-Высоцкой Евдокией Алексеевной, 1886 года рождения, он познакомился в 1902 году во время учебы в семинарии. Она получила хорошее по тем временам образование, окончив Черкасскую женскую гимназию и музыкальную школу. Знала два иностранных языка (французский и немецкий), имела музыкальный слух и играла на различных инструментах. Поженились они в 1903 году, а в 1904 году, после окончания Валерианом семинарии, молодые супруги переехали в Чернухинский приход на место службы отца Валериана. Переезжая в Чернухино, они привезли с собой приличную библиотеку, кабинетный рояль, а также много учебных пособий, которые им в дальнейшем пригодились для преподавания в церковно-приходской школе.
Обычно в народе брак между представителями двух разных по иерархической лестнице сословий (по словам дочерей, их мать была графского рода) считается “неравным” браком. Такие браки, как правило, не приветствуются со стороны более высоких сословий, морально воспринимаются ими очень болезненно и часто имеют плохие последствия для бракосочетающихся. Как показало время и те события, которые последовали после их бракосочетания, их брак восприняли со стороны невесты с пониманием. Об этом, по крайней мере, свидетельствует то, что еще до и после переезда в Чернухино, они неоднократно посещали г. Черкассы. Сохранились фотографии, где они сфотографированы вдвоем, а также вместе с первой и второй дочками в течение 1902–1908 годов в одном и том же фотоателье “Ф.Логвиновичъ” г. Черкассы. Это свидетельствует о том, что отца Валериана приняли в семействе Лесневских-Высоцких. Более подробной информации о своей бабушке мы пока не имеем.
Прибыв в Чернухино, они, полные сил и энергии, сразу взялись за дело. Отец Валериан проявил хорошие организаторские способности, благодаря которым в 1904 году удалось завершить строительство церковно-приходской школы. На одном из камней школы, расположенном у входа, высечена дата начала её строительства – 1903 год, которая сохранилась по настоящее время. Осенью 1904 года новая школа приняла своих первых учеников. Отец Валериан и матушка Евдокия более 20-ти лет обучали детей своего прихода в этой школе.
Была любимая служба, хорошая семья и особая миссия: нести людям добро и любовь, быть примером в добрых делах, первым подставлять плечи людям в радости и горе и, конечно же, слово Божье. Ведь священник первым помогает проложить путь в жизнь новорожденному, осеняя его Крестом при рождении, и первым благословляет его путь в мир иной. А между этими двумя мгновениями исповедует, причащает, прощает грехи, учит, проповедует, выслушивает, советует. Да разве можно перечислить все, чем призван заниматься священник в своем приходе. Отцу Валериану удается и лечение народными средствами, а посему люди, живущие в приходе, тянутся к нему днем и ночью. И никогда не закрыты врата дома и душа батюшки для помощи страждущим.
Основными прихожанами церкви являлись представители местной власти, купцы и промышленники, чиновники и служащие, лавочники, мастеровые, артельные ремесленники, шахтеры, извозчики, рабочие железнодорожной станции и мастерских, крестьяне и другой люд. Приход был средним по достатку. На деньги, полученные от пожертвований прихожан и за учебу, содержались и ремонтировались церковь и ЦПШ.
По отчетным данным Екатеринославской Епархии за 1908 год следует, что в Чернухинском приходе в это время насчитывалось 384 двора, а общее количество прихожан составляло 3041 душу, из которых 1537 мужского и 1504 женского пола. Церковь имела 125 десятин пахотной и сенокосной земли, на которой выращивались озимые зерновые и овощные культуры. Доход от церковной земли и прихожан поступал в казну церкви и расходовался на оплату труда церковных служителей и другие нужды. В штате Чернухинского храма Святого Николая находилось на службе 2 священника и 2 псаломщика. Доход церкви за год составил 654 рубля 50 копеек. Казенное жалованье священника составляло 78 рублей, а псаломщика – 36 рублей 43 коп. В ЦПШ обучалось 43 души обоего пола, а в ее библиотеке были 483 литературных источника. Батюшке Валериану в это время было 28 лет, а матушке Евдокии – 23 года. У них уже было две дочери. Старшей Елене исполнилось 3 года, а младшей Антонине – один годик.
Количество прихожан постепенно увеличивалось и накануне первой мировой войны, начавшейся 19 июля 1914 года, количество дворов в Чернухино составило 684 с числом жителей 4404 души, мужского пола 2210, женского – 2194. За 10 лет, с момента прибытия отца Валериана на службу, количество прихожан увеличилось практически вдвое. Прихожане получали советы и помощь от батюшки и матушки практически по всем интересующим их вопросам. Бродяги и обездоленные, инвалиды и калеки, приходившие в церковь, всегда были накормлены, обуты и одеты.
Несмотря на то, что Чернухино представляло собой обычное волостное село, вскоре, после появления в Чернухинском приходе отца Валериана и матушки Евдокии, о церкви Христова Николая и церковно-приходской школе заговорили по всей округе. Интеллигентные, культурные, высокообразованные, доступные всем слоям населения независимо от социального положения и материального благосостояния, настоящие “посланники бога”, они стали основным культурно-просветительским центром не только в волости, а и в округе.
Церковно-приходская школа давала начальное образование. В ней изучали Закон Божий, обучались чтению, письму, математике, грамматике и другим предметам. Дети более зажиточных прихожан, при желании, за дополнительную плату обучались музыке и иностранным языкам. Это выгодно отличало Чернухинскую ЦПШ от других школ, расположенных в округе. Знаний, полученных в школе, было достаточно для дальнейшей учебы в школах и гимназиях Луганска, Донецка, Екатеринослава и других городов.
Из воспоминаний одного из учеников: “Отец Валериан был добрый, но строгий. Учил прилежности и послушанию. Во время урока он медленно, держа в руках указку, прохаживался вдоль первого ряда учеников и неторопливо излагал изучаемый материал. От учеников требовал серьезного отношения к учебе, непослушным часто доставалось указкой. Был требовательный, но справедливый. С особо прилежными учениками, независимо от материального статуса их родителей, изучал основы иностранных языков”.
Супруги Крамаренко многим помогали не только по долгу службы, а и по велению души и сердца. Матушка Евдокия учила своих воспитанниц языкам и музыке, шитью и таким житейским важным вещам как смирению, любви, доброте и милосердию. И все это не эпизодически, а регулярно, изо дня в день, год за годом. В семье Крамаренко постоянно воспитывались чужие дети, в основном девочки. За это их очень уважали в селе, так как всегда считалось, что помочь бедным, нищим и сиротам угодно Богу, а таковых хватало, а особенно после революции. Воспитанницы жили, росли и учились вместе с остальными детьми. После достижения зрелого возраста, девочек выдавали замуж. Каждая воспитанница получала, хоть и небольшое, но приданое, то, что ей могло пригодиться на первых порах самостоятельной жизни. Думаю, что много раз уже в своей взрослой жизни, они добрым словом вспоминали тех, кто удержал их на краю бездны, помог в тяжелые минуты их жизни. Видно поэтому в самые тяжелые годы за них и заступались жители села.
В исторических документах, характеризующих культурно-просветительское состояние Чернухинской волости в начале ХХ века, говорится следующее: “…Еще в дореформенное время Чернухино представляло собой волостное село, в котором славилась на всю округу Николаевская церковь. Часть сельских детей посещали церковно-приходскую школу при церкви. В школе обучались дети не только самых зажиточных прихожан…” Эта высокая оценка общественно-полезной деятельности отца Валериана и матушки Евдокии свидетельствуют о том, что они пользовались большим уважением и авторитетом у прихожан и односельчан.
Чернухинскую жизнь отца Валериана и матушки Евдокии можно разделить на три основных периода: – первый (1904–1917) – время становления и расцвета; – второй (1918–1923) – время трудностей и испытаний; – третий (1924–1937) – годы забвения, преследований и репрессий.
Обобщая анализ сохранившихся исторических документов, воспоминаний трех сестер Крамаренко и очевидцев, характеризующих первый период жизни Валериана Феофиловича и Евдокии Алексеевны в Чернухино, можно сказать, что этот период был лучшими годами их жизни, так как их энергичная разноплановая работа была полезна обществу и способствовала повышению общеобразовательного и культурного уровня населения региона.
Второй период жизни супругов Крамаренко в Чернухино, включающий 1917–1923 годы – это время Гражданской войны и небольшой период после нее. Во время Гражданской войны развернулась ожесточенная борьба за Донбасс между большевиками и контрреволюционными силами, финансируемыми Антантой. За время с 1918 по 1920 годы в Чернухино побывали австро-немецкие войска, Донская армия генерала Краснова, Добровольческая армия генерала Деникина. И только в январе 1920 года Донбасс был полностью освобожден Ударной группы войск под командованием Буденного. С 1920 по 1923 год обстановка в регионе оставалась крайне напряженной, так как в нем продолжали активно действовать многочисленные банды. Положение было настолько сложным, что для защиты граждан в населенных пунктах были расквартированы специальные воинские гарнизоны, а местные власти Чернухино неоднократно объявляли военное положение и вводили специальные пропуска для хождения после 9-ти часов вечера.
Этот период в жизни семьи священника Крамаренко был очень трудным и опасным и стал временем серьезных испытаний. Первыми, кто пострадал при перемене власти, были семьи священнослужителей. А кто же еще? По мнению новых властей, они были самыми богатыми и закоренелыми врагами. Особенно для “красной” власти, да еще когда была объявлена эра атеизма.
Из воспоминаний дочерей известно, что за это время большевики неоднократно арестовывали супругов Крамаренко и пытались их расстрелять. Но благодаря участию и ходатайству прихожан, расстрелов удалось избежать. В период разгула бандитизма, регулярные грабежи сильно подорвали материальное состояние семьи. Жизнь в режиме постоянных нервных потрясений, угроз, грабежей, переживаний за жизнь дочерей сильно подорвали состояние здоровья матушки Евдокии и особенно ее нервной системы.
По свидетельству очевидца, Григория Ефимовича, отца Валериана и его жену не менее трех раз выводили на расстрел. Но в селе не нашлось ни одного человека, который мог бы сказать хоть одно плохое слово об этой семье. И их в очередной раз отпускали. Отец Валериан как-то справлялся с этим, а у матушки Евдокии после очередного несостоявшегося расстрела помутился рассудок и она, не выдержав тяжелых жизненных испытаний, закончила свои дни в специальном заведении, предположительно в 1927 году в Луганске.
Начинается коллективизация, церковная земля конфискуется, священнослужители и члены их семей преследуются. Благодаря хорошему отношению местных властей к отцу Валериану, церковь в Чернухино не закрывается и продолжает работать ЦПШ. Одной из главных задач отца Валериана, а точнее, целью его дальнейшей жизни, становится сохранение церкви от разрушения. И видно Господь ему в этом помог. Так, несмотря на то, что большинство церквей в округе в течение 1927–1935 годов были полностью уничтожены, Чернухинская церковь сохранилась. Видно те добрые дела, которые сделали отец Валериан и матушка Евдокия, не пропали даром, и у местного руководства не поднялась рука на сотворение такого зла, как уничтожение церкви. Благодаря этому церковь сохранилась до наших дней.
Чтобы выжить в этих условиях, необходимо было скрывать свое происхождение, а старших дочерей выдать замуж за рабочих или шахтеров и раствориться в общей серой массе. Елена выходит замуж в 1926 году и уезжает с мужем в Луганск, где продолжает преподавать в начальных классах. Антонина в 1927 году также выходит замуж и переезжает в Горловку к мужу. Жизнь продолжается напряженными буднями, матушка Евдокия часто болеет, но, несмотря на это, ведет хозяйство и занимается воспитанием младшей дочери. В 1934 году Надежда переезжает в Луганск к старшей сестре Елене, поступает на курсы бухгалтеров, которые оканчивает в 1935 году и начинает работать бухгалтером в системе торговли г. Луганска. В 1937 году отец Валериан покидает Чернухино и переезжает на постоянное место жительства к своим дочерям в г. Луганск. В 1939 году Надежда выходит замуж, а в ноябре 1940 года у нее рождается сын. Радости отца Валериана не было границ, наконец, в его роду появился первый долгожданный мужчина – продолжатель рода.
Вспоминая жизнь Валериана Феофиловича в Луганске, сестры отмечают, что в этот период он продолжал активно использовать свои знания иностранных языков. Консультировал студентов, изучающих греческий и немецкий языки, давал частные уроки, занимался переводами, помогал внучке Галине Дмитриевне в изучении немецкого языка, которая перед войной поступила на заочные курсы в Москве. Немецкий язык он не просто знал, а читал в подлиннике немецких писателей и поэтов.
Началась Великая Отечественная война (22 июня 1941 года). Во время оккупации г. Ворошиловграда (г. Луганск), вспоминает Елена Валериановна, небольшие группы немцев ходили по дворам, выбирая для себя жилье. Били ногами в калитку, не выпуская из рук автоматов, сначала вылавливали оставшихся кур, уток, гусей, свиней и прочую живность. Затем занимали жилье, оставляя хозяевам чулан или сарай, и объявляли о том, что, уже бывшие хозяева, должны делать для них, то есть стирать, убирать и другие работы.
Пришли и к нам. Услышав во дворе шум, гортанную немецкую речь, Валериан Феофилович вышел на крыльцо, дождался паузы и на чистейшем
немецком языке произнес: “Представители немецкой нации, которая дала миру кроме Гитлера еще и Шиллера, Гете, Бетховена и Баха не имеют морального права на такие дикие выходки, хоть они и считают себя в данный момент покорителями мира”. Это только одна известная фраза, а он произнес целую речь, во время которой солдаты вместе с офицером, застыв в недоумении, молча стояли, слушая его.
Испуганные соседи, повисли на заборах, ожидая самого страшного: физической расправы над смелым соседом. Но немцы, подчинившись какой-то тихой команде офицера, развернулись и вышли со двора, а в наш дом никого не подселили до самого освобождения. Правда, после этого случая, Валериана Феофиловича пригласили в Управу и привлекли его к работе переводчиком. Видно, офицер, возглавлявший эту команду, сообщил там о его прекрасном знании немецкого языка.
Осенью 1943 года Ворошиловград был освобожден, а 5 февраля 1944 года отец Валериан умер, когда ему было 63 года. Официальная причина смерти “порок сердца”, а на самом деле он умер от банального заворота кишок. К этому времени у него было три внучки (Галина – 20, Валерия – 15 и Новелла – 14), а его внуку Юрию в это время исполнилось 3 года и 3 месяца.
Подводя итоги жизненного пути отца Валериана и матушки Евдокии необходимо отметить, что 33 года своей жизни они посвятили службе в Чернухинском приходе, половина из которых прошла в годы серьезных испытаний, преследований и репрессий. Они с честью преодолели все трудности и оставили о себе добрую память прихожан. Их деятельность способствовала повышению общеобразовательного и культурного уровня населения региона. Чернухинская церковь Святого Николая, каменный вариант которой сохранил в тяжелые годы отец Валериан, будет служить ему памятником. Об этом должны знать и помнить его потомки.
В 1948 году три сестры вместе со своими детьми из Луганска переезжают на постоянное место жительство в Днепропетровск (бывший Екатеринослав). В это время в нем было всего несколько родственников Валериана Феофиловича. Это были его родная сестра Евгения, Нина и Сергей Гераскевичи – дети Веры Феофиловны Крамаренко и Филиппа Феодоровича Гераскевича и Елизавета Игнатьевна Викторовская – дочь Надежды одной из сестер Валериана Феофиловича, которые жили по ул. Кирова, 9. При таком большом количестве детей у батюшки Феофила и матушки Густинии в Днепропетровске осталось только четверо живых родственников. А куда подевались остальные? Если над этим начинаешь задумываться, то в голову приходят разные версии. Или советская власть “добросовестно” поработала над нашим родом, пытаясь стереть его с лица земли, либо часть успела вовремя эмигрировать за границу. От этих мыслей волосы становятся дыбом и начинаешь понимать, в какой мясорубке мы оказались.
Однако, надежда умирает последней, и мы (Ю.И. и Е.Б.) решили попробовать получить дополнительную информацию о наших родственниках, поработав с историческими документами и материалами по Екатеринославской губернии, сохранившимися в музеях и библиотеках г. Днепропетровска. Свой поиск мы начали в 2006 году. В результате этого поиска нам удалось установить, что у Валериана Феофиловича были старший брат Крамаренко Анатолий Феофилович и сестры Крамаренко Вера, Анна и Надежда.
Крамаренко Анатолий Феофилович родился в 1875 году. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. С 1896 года служил священником в церкви Святого Архангела Михаила, находящейся в селе Веселые Терны, расположенном в 120 верстах от Екатеринослава. Церковь каменная построена в 1806 году помещицей Шляхтиной Екатериной Родионовной вдовой статского советника. Имеет 120 десятин церковной земли. В 1908 году был женат и имел двух детей девяти- и четырехлетнего возраста. Какого пола были дети, пока установить не удалось. Приход включал 154 двора, а общее количество прихожан составляло 1291 душу, из которых 618 мужского и 673 женского пола. В штате храма было 2 священника, 2 псаломщика и 1 диакон. Казенный фонд жалования на всех священнослужителей составлял 188 рублей 16 коп. При церкви была ЦПШ. Дальнейшая судьба Анатолия Феофиловича нам пока неизвестна.
Муж Крамаренко Веры Феофиловны – Гераскевич Филипп Феодорович родился в 1865 году. Закончил Ектеринославскую духовную семинарию и с 1886 года стал священником. На месте Александро-Невской часовни, расположенной на Цыганской площади, в 1889 году был заложен храм, освещенный в день святого Александра Невского. Приходское попечительство осуществлялось с 1894 года.
Построен храм в неорусском стиле по проекту архитектора Н.В.Султанова. Его строительство велось на средства Екатеринославского 1-й гильдии купца Иакова Макаровича Михайличенко, при содействии церковно-приходского попечительства. Церковь каменная трехпрестольная: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный – в честь Святителя Николая и святого апостола Иакова и северный – в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сохранилась фотография храма начала ХХ столетия.
Строительство храма было завершено в 1896 году. Он находится на пересечении площади Александра Невского в конце Пушкинского бульвара. Это сравнительно небольшой храм с архитектурой, типичной для церквей средней полосы России, красиво оформленный внутри. Имеет солидный церковный двор, обнесенный капитальным забором. Храм получился светлый и величественный, его сразу полюбили горожане, жившие в ближайших районах. Это были жители территории Аптекарской балки, Чечеловки и Пушкинского бульвара. По данным Екатеринославской епархии на 1908 год, количество дворов в приходе было 357. Количество прихожан 1430 мужского пола и 1457 – женского. В наличном составе притча было – 3 священника, диакон, два псаломщика и церковный староста. При церкви было две ЦПШ и две школы грамоты.
С 1896 года после завершения строительства Благовещенской церкви батюшка Филипп Гераскевич начал работать в ней священником. Будучи священником Благовещенской церкви, батюшка Филипп является членом ревизионной комиссии совета церквей г. Екатеринослава (1913 г.), преподает в Епархиальном женском училище, расположенном на ул. Потемкинской (1914 г.), заведует Благовещенской ЦПШ (1915 г.). В Благовещенской церкви батюшка Филипп прослужил по 1933 год, то есть проработал в ней 38 лет. В 1933 году Свято-Благовещенский храм был закрыт и его превратили в складское помещение. Все священнослужители во главе с настоятелем протоиереем Филиппом Гераскевичем, которому в это время исполнилось 68 лет, были арестованы. Их дальнейшая судьба неизвестна ни родственникам, ни церкви. Таким образом, общий стаж его работы священником составил 47 лет.
Во время Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен. Прихожане молились в доме, расположенном недалеко от него. В 1944 году, после освобождения города, силами прихожан началось восстановление храма и возобновилось богослужение в Александро-Невском приделе. Не было средств, материалов. Строили со слезами и молитвой, но в 1947 году уже был действующим главный алтарь. Восстановление внутреннего убранства храма продолжалось до 1964 года, а в 1994 году храму возвратили все надворные постройки, в том числе и крестильное помещение. Современное здание храма по состоянию на 2008 год приведено на фотографии. Храм, как памятник архитектуры местного значения, имеет охранный номер 119 и является одним из лучших образцов
неорусского стиля в Днепропетровске. Можно с уверенностью сказать, что этот храм является живым памятником и батюшке Филиппу Гераскевичу, прослужившему в нем 38 лет.
На карте г. Екатеринослава за 1884 год есть ул. Кирпичная, расположенная недалеко от Преображенского собора. На этой улице в доме
№ 9 находилась фамильная усадьба нашего рода, в которой, после смерти батюшки Феофила и матушки Густинии, жила семья Гераскевич–Крамаренко Веры Феофиловны и другие наши родственники. В 1908 году батюшка Филипп в возрасте 43 лет с матушкой Верой имели пятерых детей 19, 17, 13, 9 и 8–ми летнего возраста (три мальчика и две девочки). Согласно приложения справочной книги “Весь Екатеринослав” за 1913 год, они являлись домовладельцами и проживали со своей семьей по ул. Кирпичной, 9, которая в 1913 году была переименована в ул. Полтавскую.
Сохранилась фотография семьи Гераскевичей (Крамаренко), на которой Вера Феофиловна в центре сидит. Стоят: дочь Нина – в центре, сын Сергей – справа и остальные дети, имен которых пока установить не удалось. Сохранилось также до настоящего времени (2008 год) основное здание фамильной усадьбы рода Крамаренко, которое находится по улице Олеся Гончара, 9 (ул. Кирпичная, 9). Вид с фасада на этот особняк приведен ниже на фотографии. Ориентировочная дата постройки этого особняка 1870–1875 годы.
Муж Крамаренко Надежды Феофиловны – Викторовский Игнатий Васильевич родился в 1851 году. Закончил Киевскую духовную академию, кандидат богословия, законоучитель. С 1891 года работает священником в Архангело–Михайловской церкви г. Таганрога, построенной в 1876 году тщанием Таганрогского купца Афанасия Белова, находящейся от Екатеринослава в 500 верстах. Церковь каменная трехпрестольная. Главный – во имя Архистратига Михаила, а также в честь Тихона Задонского Чудотворца и Святого Афанасия Архиепископа Александрийского.
В 1908 году батюшка Игнатий имел четырех детей 17, 16, 15 и 7-милетнего возраста. В это время жены у него уже не было. Если она умерла, то в каком году нам неизвестно. Сохранилась фотография семьи Викторовских, сделанная в г. Таганроге в 1922 году, на которой Елизавета Игнатьевна слева от отца. В это время ей было 32 года. Как видно из этой фотографии, отец Игнатий, которому в 1922 году исполнилось 71 год, проработал священником только в г. Таганроге 31 год. В каком он был сане и как сложилась его дальнейшая судьба, пока нам неизвестны. В 1908 году приход включал 603 двора, а общее количество прихожан составляло 4721 душу, из которых 2412 мужского и 2309 женского пола. В штате храма было 3 священника и 3 псаломщика. Доход церкви составлял 1900 рублей. При церкви была церковно-приходская школа.
О родной сестре Крамаренко Анне Феофиловне удалось установить, что в 1915–1916 годах она проживала в г. Екатеринославе по ул. Александровской в доме Толкачева и работала в это время в Городской общественной библиотеке, расположенной на ул. Московской, 3, помощницей заведующей (Екатеринославский адрес–календарь за 1915 и 1916 годы).
Что касается родной сестры Крамаренко Евгении Феофиловны, то в 1948 году мы застали ее еще живой, но уже в почтенном возрасте. Она тоже жила по ул. Кирова, 9 вместе со всеми родственниками. Пока никакой другой дополнительной информации о ней найти не удалось.
Поиски продолжаются. Подводя промежуточные итоги можно сказать, что большая часть установленных нами представителей рода Крамаренко (пока 5 человек) проживали в г. Екатеринославе и Екатеринославской губернии и были священниками разного уровня. Это говорит о том, что род Крамаренко можно отнести к семейной династии священнослужителей.
Материалы подготовили:
Черевик Юрий Иванович (Ю.И.) – внук Валериана Феофиловича
Галаневич Елена Борисовна (Е.Б.) – правнучка Валериана Феофиловича.