Додому Послання та звернення Доклад управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на областной научно-методической...

Доклад управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на областной научно-методической конференции

Доклад управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на областной научно-методической конференции «Христианская педагогика в духовно-ценностной парадигме современного образования: проблемы философско-богословской интерпретации», прошедшей на базе Днепропетровского общеобразовательного учебно-воспитательного комплекса № 33 «Мариинская гимназия» (г. Днепропетровск, 17 ноября 2011 года)

Сегодня можно констатировать, что мы живем в период кризиса ценностей, отчуждением и одиночеством наполнен внутренний мир современных людей. Изменения социокультурной ситуации заставляют искать более действенные подходы к воспитанию в школе, а процесс формирования и развития личности приводит учителей, родителей, воспитателей к размышлению над проблемой: есть ли ценности, которые являются истинными, непреходящими, базовыми? Как формировать сегодня личность молодого человека? Поиск ответов на эти вопросы актуализировали духовно-нравственные аспекты образования и воспитания, которые по своей сути являются механизмами передачи опыта от одного поколения к другому, а на переломных этапах развития общества обнажают вопросы исторических корней и культурных традиций.
Сегодня большинство наших соотечественников признает, что духовно-нравственное образование в нашей стране базируется на идеях христианства, которые были искусственно выведены за рамки социальной жизни в советский период развития педагогики. Возрождение веры в конце ХХ – начале ХХІ веков позволяет обратиться к его истокам, вернуться к диалогу между светским и религиозным воспитанием и образованием.
Культурным традициям Украины и менталитету ее народа духовное своеобразие всегда придавало Православие. Религиозные философы именно в Православии обнаруживали корни таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, любовь, свобода, справедливость, смысл жизни, составляющие систему позитивных этических ценностей.
«Православие дало нашему народу живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность материального и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутомимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху до низу … И главное: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, искание живых путей к этому единению и преодоление страха смерти через это созерцание жизни и земной смерти Христа – Сына Божия», читаем у И.А.Ильина [Ильин И.А. О национальном призвании // Ильин И.А. Собрание сочинений: В10 т. – М., 1998. Т. 7. – С. 400-401]. Воспитание в духе православных традиций в истории отечественного образования актуально и для современной школы. Высокая христианская этика могла бы стать существенным подспорьем в борьбе с опасными проявлениями бездуховности, аморальности. А правильное соединение религиозного компонента с общеобразовательным может обеспечить должный уровень социального, в том числе, и нравственного воспитания, культурного и общеобразовательного уровня современной школы.
При этом не следует рассчитывать на скорый, прямой воспитательный результат, а работать на будущее, когда подрастающее поколение минует мятежную пору и вступит на поле взрослых жизненных задач. При таком подходе педагоги должны ощущать себя не жнецами, а сеятелями. Итоги будет подводить сама жизнь. В работе, которая гарантировала бы правильную постановку духовно-нравственного воспитания, хотелось бы выделить два основания – дух учреждения и личность педагога. Дух учебного заведения живет не в стенах, ни на бумаге, но в характере большинства воспитателей и отсюда уже переходит в характер воспитанников. При нарушении этих основ никакие внешние пути и средства не будут действенными.
За школой как особым социальным институтом, несмотря ни на что, сохраняется совершенно своеобразная миссия – социального компаса в бушующей стихии современной цивилизации. Нынешним педагогам есть что сказать и что передать детям! Они – деятели культуры, держащие в опытных, профессиональных руках эстафетную палочку знаний, умений и зрелого опыта поколений (который не может не пригодиться, и дети это ведь знают!). И в этой роли они никем и ничем незаменимы. Как отличить правду от лжи, честь от подлости, честность от лицемерия, ум от глупости, красоту от уродства, заботу от корысти, верность от предательства…. Все-таки за этими вещами дети все равно идут к взрослым, какое бы время на дворе ни было! А что в этом смысле готовы сегодня предъявить педагоги? Огромный пласт самых убедительных ответов на эти вопросы дают религиозные этические системы.
Религиозные философы, педагоги раскрыли смысл христианского воспитания, его влияние на нравственное состояние общества. Отечественное образование долгое время развивалось в отрыве от основополагающих религиозных концепций воспитания и образования, однако именно они не только гармонично синтезировали в себе мировую культуру, но и смягчали жесткое влияние многих общественных доктрин на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, а самое главное, доказали свою воспитательную эффективность. Поэтому обращение к отечественной религиозной философии и педагогике, их изучение и внедрение в педагогическую практику может стать существенным подспорьем в решении воспитательных проблем современности.