Домой Новости Календарь храмовых праздников епархии: Сретение Господне

Календарь храмовых праздников епархии: Сретение Господне

15 февраля (2 февраля по старому стилю) Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в Днепропетровской епархии одна община молитвенно празднует свое престольное торжество. • Сретенский храм – г. Павлоград. Павлоградское благочиние. (Регистрация общины – 1994 г., Начало богослужений – 1995 г., Освящение храма – 8 сентября 1997 года). По случаю престольного праздника в храме прошло торжественное богослужение. О ПРАЗДНИКЕ: Сретение Господне – христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме, и даже в некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. В православии почитается одним из двунадесятых праздников. Этот праздник также именуется – «Принесение во Храм», а по латыни Praesentatio Domini – «Представление Господа». Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «День свечей», так как в этот день освящают свечи. Праздник, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведниками, но по своему богослужебному содержанию посвящен Богоматери, потому иногда называется праздником Сретения Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминается о том, как Дева Мария принесла Своего Сыны – Христа Спасителя по обычаю в храм после Его рождения и о том, как Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. По древнему ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый – по преданию, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Старец Симеон долгие десятилетия ждал пришествия в мир Спасителя и надеялся на встречу с Ним. Эта надежда оправдалась. В этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, он взял на руки Младенца – Господа и Спасителя – и, славя Бога, произнес дивные слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2, 29-32). Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца». Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лук. 2, 34-35). Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец». Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Святитель Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь – отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века. История празднования Сретения Господня возникает в церкви Иерусалима и появился в ее богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления. Тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа получила развитие после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафемствовано монофизитство. В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие – страшное землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество, и бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. В новейшей истории, с 1953 года, в праздник Сретения Господня отмечается Всемирный день православной молодежи. В Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он учрежден с 2002 года. По традиции в рамках Всемирного дня православной молодежи в разных странах мира проводятся большое количество различных мероприятий – сретенские балы, встречи молодежи с духовенством, просветительские и миссионерские акции, концерты, викторины, выставки, спортивные состязания и многое другое. Как правило, в центре этих событий – проблемы отношения молодежи к православной вере. Пресс-служба Днепропетровской епархии