Додому Новини В епархии возродили многодневный крестный ход с Покровительницей Приднепровья — «Самарской» иконой...

В епархии возродили многодневный крестный ход с Покровительницей Приднепровья — «Самарской» иконой Божией Матери

В первых числах июня месяца по Днепропетровской епархии прошел трехдневный крестный ход с Покровительницей Приднепровья — местночтимой иконой Божией Матери «Самарская». Чудотворная икона известна с 1736 года, когда запорожские казаки принесли ее в Николаевский Новокайдакский храм с востока. У Нее нет на руках младенца — Сына Божия. Здесь уже все совершилось: и страшная скорбь и великое терпение. В тот самый миг, когда копье пронзило тело Иисуса Христа, оно пронзило и сердце Богоматери. И застыла она в глубокой скорби, склонив голову, не глядя на нас: «Пусть будет мне по слову Твоему». Летом 1804 г. святыню перенесли в Екатеринослав, а спустя три года она торжественно была передана Самарскому Николаевскому Пустынному монастырю. С того времени чтимый богородичный образ ежегодно крестным ходом переносился по городам и близлежащим поселениям Екатеринославской губернии. Несколько лет назад крестные хода с «Самарской» иконой Божией Матери были возрождены, но только на территории Новомосковска — из монастыря в Троицкий собор. В этом году, в котором исполняется 275 лет со дня чествования данного образа Пресвятой Богородицы, впервые был проведен многодневный крестный ход. Инициаторами возрождения крестного шествия стали представители Екатеринославского казачества, которых благословил управляющий епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Путь пролегал от Свято-Николаевского Самарского Пустынного мужского монастыря, где хранится список богородичного образа до Никольского храма городского поселения Новые Кайдаки, где эта икона была первоначально обретена в далеком 1736 году. Говоря о цели проведения крестного хода, инициаторы подчеркнули его главенствующую задачу — прославление чудотворного образа Божией Матери, призывание заступничества Пресвятой Богородицы, проповедь православной веры, единение людей и восстановление забытых благих традиций. Также крестный ход был посвящен 224-ой годовщине создания Екатеринославского казачества (3июня 1787 года — по старому стилю). По пути следования участники шествия с иконой посетили Новомосковский Свято-Троицкий кафедральный собор, Покровский храм и строящийся храм в честь «Самарской» иконы Богородицы микрорайона Кулебовка в Новомосковске, Иоанно-Златоустовский храма в пригородном микрорайоне «Золотые ключи», Свято-Троицкий кафедральный собор г. Днепропетровска и Николаевский храма в Новых Кайдаках. В кафедральном соборе Днепропетровска святыню встречал правящий архиерей Днепропетровской кафедры — митрополит Ириней. Архипастырь вместе со своим викарием епископом Новомосковским Евлогием и духовенством собора приложились к иконе и совершили славление Божией Матери. Последним пунктом пребывания «Самарской» иконы Божией Матери стал славный остров Хортица в Запорожье. На острове казачьей славы представители украинского и российского казачества во главе со своими атаманами отдали дань памяти своим героическим предкам, совершив панихиду по погибшим на поле брани казакам. После заупокойного поминовения по традиции на воды Днепра был опущен крест с венком в память о погибших казаках. В память о Запорожской Сечи и наших предках на острове Хортица молились и, как и раньше, мерялись силой казаки из разных уголков Украины и России. Запорожские, днепропетровские, полтавские, крымские, кубанские, донские, тверские — они приехали почтить память предков и сразиться в честном бою. После традиционной казацкой тризны здесь прошли всеукраинские соревнования «Лава на лаву» на Кубок святого князя Владимира. Победителем турнира стала сборная Днепропетровщины, которая состояла из бойцов школы «Спас-Штурм» и Екатеринославского казачества. К СВЕДЕНИЮ: Новокайдакская (Самарская) икона Божией Матери Икона эта является изводом Ахтырской иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой «Новокайдакской» иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871–1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, № 18-20. Вопрос о происхождении иконы и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки. Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но кем и когда была написана икона, когда от кого и по какому случаю принесён образ Пресвятой Богородицы, в точности никто не знает. В конце 18-го века слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от Новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на всё Запорожье, но и на всю Украину. В начале 19-го века икона была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, расположенный у реки Самары недалеко от города Новомосковска. С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители и стала называться Самарской. После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе утеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен, достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре, в главном храме обители, находится точная копия иконы. По постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 марта 1998 года празднование местночтимой «Новокайдакской» (Самарской) иконы Божьей Матери совершается 6 ноября (24 октября по старому стилю). С 2007 года общеепархиальное празднование местночтимого «Самарского» образа Пресвятой Богородицы перенесено на светлые пасхальные дни — во вторник после Недели Жен-мироносиц. Пресс-служба Днепропетровской епархии