4 апреля в Днепропетровске впервые в Украине праздновали День ребенка из пробирки. В днепропетровской клинике встречи врачей с родителями и с детками, появившимися на свет путем искусственного оплодотворения, проводят уже несколько лет подряд. Так и родилась идея учредить праздник. Региональные специалисты в области искусственного оплодотворения в феврале этого года подали заявку на учреждение нового праздника в «Укрпатент». На днях было получено подтверждение регистрации этого праздника. Отныне в первое воскресенье апреля украинцы могут смело отмечать День ребенка из пробирки. Праздник назвали днем Белой Орхидеи. Само наименование не случайно. Белая орхидея — это цветок, который долгое время не могли вырастить в неволе. Позже ученые добились роста с помощью искусственного оплодотворения цветка и специальных репродуктивных технологий. Это красивейшее растение таким образом выращивают по сей день. Инициаторы Дня Белой Орхидеи надеются, что праздник станет общенациональным и вскоре к нему приобщится весь мир. Искусственное оплодотворение стало последней надеждой для сотни семей. В Днепропетровской клинике за время работы появилось более семисот детей. Сегодня в мире каждый тридцатый родившийся ребенок зачат искусственно, всего таких детей на планете уже два миллиона. Но сами врачи протестуют против такой формулировки. «Ничего искусственного в процессе нет. Мы лишь в идеальных условиях моделируем то, что было создано Богом», — говорят врачи-специалисты. Во время празднования Дня Белой Орхидеи всем детям раздали книжки с изложенной в форме сказки историей их появления на свет. В этом году День Белой орхидеи совпал с празднованием Пасхи — светлого Христова Воскресения. Представители региональных СМИ живо интересовались в Днепропетровской епархии: каково же отношение Православной Церкви к экстракорпоральному оплодотворению и методам решения вопроса бесплодия? Руководитель пресс-службы диакон Георгий Скубак прокомментировал данное событие: «Сейчас нет однозначного и официального мнения Церкви по этому вопросу. Лучше всего на этот вопрос отвечают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которые принял Архиерейский Собор в 2000 году. Проблемам биоэтики посвящен 12-й раздел. Абсолютно-строгой позицией Святой Церкви является позиция о том, что ребенок должен родиться от мужчины и женщины, должен быть плодом брачного союза. Если возникают какие-то физиологические трудности, супруги могут обращаться к врачам, которые в свою очередь должны советовать определенные методы лечения. И Церковь не берет на себя функции обсуждения этих методов – например лечение от бесплодия. Церковь здесь не выносит свое окончательное суждение, оставляя такие вещи на совесть супругов. Но основополагающее понятие о том, что супруги должны следовать Промыслу Божьему, что они должны воспринимать детей как дар Божий конечно сохраняется и является для Церкви фундаментальным». Далее руководитель пресс-службы процитировал документ: «… Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если женщина неспособна к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, то следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка…. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». В свою очередь Церковь дает неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать. Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых могут быть получены заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: «… Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение избыточных эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью». Далее представитель епархии рассказал об идеальном образце, на который должен равняться верующий человек в данной проблеме. «Церковь исходит из того, что жизнь — это дар Божий. Сейчас существует целая система регулирования рождаемости, то есть те семьи, которые не хотят, чтобы у них был ребенок, существуют средства для того, чтобы этого ребенка не было — аборт или контрацепция, осуждаемые Церковью. И наоборот, те пары, у которых по каким-то физическим причинам не может появиться ребенок, но они очень этого хотят, они пытаются воспользоваться какими-то искусственными средствами для того, чтобы этот ребенок появился. В данном вопросе, также как и вообще во всех вопросах человеческой жизни и нравственности исходить нужно из веры в промысл Божий из покорности промыслу Божьему. Господь дарует детей — и всякий ребенок это дар Божий! И поэтому у тех пар у которых много детей и должно быть много детей, если же существует бездетная пара, значит этим людям Господь дал такой жизненный крест. Но они могут усыновить, удочерить детей-сирот и сделать их своими детьми. Эта та модель, тот образец, на который должен ориентироваться православный христианин», – подчеркнул диакон Георгий Скубак. Высказал он и свое видение по данному вопросу с точки зрения пастырской практики: «Здесь позиция священнослужителя должна быть двойственна. Благословить он не может, так как это противоречит целому ряду нравственных воззрений, указанных в «Основах социальной концепции». Но если супруги прибегли к методу ЭКО без спроса священника, а потом пришли с разрешение данного вопроса, то пастырю необходимо морально поддержать и успокоить людей. Супруги не должны ощущать, что их ребенок ущербный, не такой как все – малыш не должен расплачиваться за проступки родителей». Сейчас в Украине существует около 30 клиник, где осуществляется оплодотворение искусственным путем. В отличие от соседней России, где подобные операции совершаются за счет государства, в Украине зачать ребенка искусственным путем возможно только за счет родителей. Пресс-служба Днепропетровской епархии